Альберто Джакометти: биография, творчество и интересные факты. Стена отчуждения руками альберто джакометти Кошка джакометти

В наше время повсеместной монетизации искусство и творчество, как и любые другие сферы деятельности человека, стали нередко оцениваться по их материальной стоимости. С этой точки зрения самым «дорогим» и востребованным скульптором XX века стал великий и неповторимый Альберто Джакометти, чьи работы до сих пор остаются предметом споров и дискуссий ценителей скульптуры и искусствоведов по всему миру.

Сложно встретить человека, которого работы Альберто Джакометти оставят равнодушным, не вызвав трепетного восторга или резкого негатива. Так что же вдохновило мастера на создание столь неординарных скульптур и в чем секрет легендарного Альберто Джакометти?

Краткая биография скульптора

Альберто Джакометти (10 октября 1901 года — 11 января 1966 года) был швейцарским скульптором, художником и мастером гравюры. Он родился в южной альпийской долине Граубюнден Валь Брегалья старшим из четырех детей Джованни Джакометти, знаменитого художника-импрессиониста и Аннетты Джакометти-Стампа. Наблюдая за яркой творческой жизнью знаменитых родителей, Альберто с раннего детства начал интересоваться художественным искусством, что, безусловно, сыграло важную роль в развитии его карьеры.

Джакометти родился в городе Боргоново, который теперь является частью муниципалитета Швейцарии, однако расположен недалеко от итальянской границы. Он был потомком протестантских беженцев, спасающихся от инквизиции. Все четверо детей семьи добились выдающихся успехов. Альберто проходил обучение в Женевской школе изобразительных искусств. Его братья Диего (1902-85) и Бруно (1907-2012) также станут артистами. Кроме того, вместе с ними выросла Заккария Джакометти, позднее профессор конституционного права и канцлер Цюрихского университета, осиротевшая в возрасте 12 лет в 1905 году.

В 1922 году он переехал в Париж, чтобы учиться у скульптора Антуана Бурделле. Именно там Джакометти экспериментировал с кубизмом и сюрреализмом и стал одним из ведущих скульпторов-сюрреалистов. Среди его партнеров были Миро, Макс Эрнст, Пикассо, Брор Хьорт и Балтус.


Фото:

В период с 1936 по 1940 года Джакометти сконцентрировал свое творческое внимание на изображении головы и лица человека, сосредоточившись на взгляде. В качестве моделей Джакометти выбирал близких и хорошо знакомых ему женщин. В частности, ему позировала сестра и художница Изабел Роустхорн, известная под псевдонимом Изабель Дельмер. На ранних этапах творческого пути он создал серию скульптур, изображающих лицо художницы. За этим последовала фаза, в которой его статуи Изабеллы вытянулись и истончились, а конечности скульптур заметно удлинились. Одержимый созданием своих скульптур , благодаря своему уникальному взгляду на реальность, Джакометти часто вырезал до тех пор, пока они не становились такими же тонкими, как гвозди, и не уменьшились до размера пачки сигарет. Увлекшись творчеством, автор замечал это только на финишных этапах работы, что порой приводило его самого в ужас. Лучший друг скульптора однажды сказал, что если Джакометти решит вылепить вас, «он сделает вашу голову похожей на лезвие ножа».

Сильное влияние на творческий подход скульптора оказали перемены в его личной жизни. После его брака с Аннет Арм в 1946 году его крошечные скульптуры стали больше, но чем крупнее они становились, тем они становились и тоньше. Джакометти однажды сказал, что конечный результат его работы отражает ощущение, которое он испытывал, когда смотрел на любимую женщину.

В 1958 году Джакометти попросили создать монументальную скульптуру для здания банка Chase Manhattan Bank в Нью-Йорке, который в то время только начал строительство. По словам его биографа Джеймса Лорда, несмотря на многочисленные перформансы и реализованные амбициозные проекты, он «никогда не бывал в Нью-Йорке и ничего не знал о жизни в быстро развивающейся столице небоскребов и машин». Работа Джакометти над проектом привела к появлению четырех фигур женщин — его самых больших скульптур под названием Grande femme от I до IV (1960). Однако их установка таки и не была совершена, потому что Джакометти был недоволен отношениями между скульптурой и интерьером банка, и в конце концов отказался от проекта.

В 1962 году Джакометти был удостоен главного приза за скульптуру на Венецианской биеннале, а награда принесла ему всемирную известность. Даже когда он достиг популярности и его работы пользовались большим спросом, он все еще переделывал модели, часто уничтожая их или откладывая в сторону, чтобы вернуться к доработке годами позже.

В последние годы жизни и работы Джакометти его скульптуры были показаны на ряде крупных выставок по всей Европе. Пребывая на волне международной популярности и признания, и, несмотря на ухудшающееся здоровье, в 1965 году он отправился в Соединенные Штаты на выставку своих работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Жизнь Джакометти была наполнена творческими идеями и планами. Параллельно со скульптурами мастер занимался живописью. При жизни его картины и рисунки не получили должного признания, однако после смерти многие из них попали в значимые каталоги мирового искусства и выставляются в музеях по всему миру. В качестве своей последней работы он презентовал текст книги «Paris sans fin» — последовательность из 150 литографий, содержащих воспоминания обо всех местах, где он жил.

«Дорогая красота» - 7 знаменитых работ Альберто Джакометти

Начало творческого пути мастера сопровождалось созданием реалистичных скульптур, однако всемирную известность скульптору принесли его работы, выполненные в стиле сюрреализма и кубизма. Большое влияние на его творчество оказал длительный период изучения искусства Древней Греции, Африки, Океании и древней Америки. Также нельзя не отметить некоторую депрессивность знаменитых скульптур Альберто Джакометти, что, безусловно, связано с особенностями его личности. Вытянутые, тонкие и хрупкие на первый взгляд скульптуры заставляют задуматься об изолированности и одиночестве личности в мире. Сам автор стремился задействовать пустоту и пространство в качестве основного материала скульптурной композиции. Именно такая необычная техника принесла мастеру мировую славу и сделала его работы самыми дорогими за всю историю проведения аукционов.

«Композиция (Мужчина и женщина)» (1927)

Работа выполнена в стиле кубизма и состоит из большого количества отдельных деталей различной формы. Сами элементы напоминают промышленные конструкции или отдельные части музыкальных инструментов.

Авангардная скульптурная композиция строится вокруг ребристой поверхности, которая присутствует во многих работах мастера. Задумка скульптора сводится к отображению сложного и не всегда понятного танца женского и мужского начала. Круглые и овальные детали традиционно ассоциируются с женской фигурой, в то время как ровные прямоугольные элементы символизируют мужское начало.


Фото:

«Подвешенный шар» (1931)

Лаконичная скульптура представлена сочетанием сферической фигуры и серповидного элемента, парящими в воздухе. Скульптура стала воплощением сюрреализма и вызывает различные ассоциации у зрителей – от концентрации агрессии до эротических фантазий. Именно эта скульптура принесла Альберто Джакометти широкое признание среди коллег талантливых скульпторов и художников. В частности, она произвела сильное впечатление на таких мэтров мирового искусства, как Андре Бретон и Сальвадор Дали.


Фото:

«Невидимый объект» (1934)

К 1934 году в творчестве автора наступил этап зрелости. Уйдя от сюрреализма, мастер вернулся к традиционному изобразительному искусству. При этом Джакометти сохранил свой совершенно неповторимый стиль и приверженность к задействованию пустоты в скульптурной композиции. Работа «Невидимый объект» изображает фигуру девочки, закованную в ровную металлическую раму.

Центральная часть скульптуры представлена невидимым объектом, который девочка как бы ощупывает руками. Созерцая работу, фантазия зрителя дополняет ее пространственным изображением невидимого образа. Работа положила начало целой серии скульптур, в которых мастер использовал схожую технику и максимально задействовал фантазию и воображение зрителей.


Фото:

«Рука» (1947)

Одним из последних циклов творчества скульптора стала серия объектов в невесомости, которые как-бы парят в воздухе, растворяясь в пространстве. Апогеем этой творческой цепочки стала работа «Рука», которая изображает изможденную, тонкую руку человека, протянутую «в никуда». На создание столь противоречивой скульптуры мастера натолкнули размышления о жестокости и несправедливости Второй мировой войны, которая в те годы сотрясала всю Европу.


Фото:

«Человеческая голова на пьедестале» (1949-1951)

Одновременно страшным и великолепным произведением скульптурного искусства можно считать работу Джакометти «Человеческая голова на пьедестале». Скульптура изображает голову человека, зависшую в пространстве и издающую немой крик. Идея создания этой скульптуры пришла к мастеру еще в ранней молодости, когда он совершал свое первое путешествие по Италии. Во время поездки на его глазах внезапно умер попутчик, и мучительная картина его смерти преследовала скульптора долгие годы, пока не вылилась в его творчестве.


Фото:

«Собака» (1951)

Сильнейшее скульптурное произведение «Собака» было создано Джакометти еще в молодости и выполнено из гипса. В 1951 году мастер отлил скульптуру в бронзе, подарив ей вторую жизнь. Работа изображает худую, изможденную голодом старую собаку, которая совершает шаги из последних сил, понуро опустив голову. Примечательна эта работа еще и тем, что сам автор на протяжении всей жизни называл ее своим автопортретом.


Фото:

«Шагающий человек I» (1960)

Несомненно, самая знаменитая скульптура Джакометти и самая дорогая в истории человечества — «Шагающий человек I», стала квинтэссенцией всего творческого пути мастера. Фигура представляет вытянутого, худого и совершенно обнаженного безликого человека, шагающего вперед. Сам автор писал, что на создание этого шедевра его вдохновило созерцание толпы, в которой он видел лишь призраки и тени людей, скованных своей болью и одиночеством. Человек совершает шаг, но его ноги влиты в мостовую, как расплавленный металл. Именно в тяжести человеческого пути кроется глубокий смысл и суть произведения.


Фото:

Примечательна эта скульптура и тем, что изображение ее можно найти на ста франках. В 2010 году на аукционе Sotheby’s фигура “Шагающий человек” Джакометти была продана за рекордную сумму в 103,9 миллионов долларов.

"Творчество Джакометти, как мне кажется, стремится отыскать тайную рану во всём сущем...

Жан Жене

В серой крепости од иночества, за каменной стеной отчуждения, в осаде страха и непонимания - приблизительно такими мрачными аллегориями можно наиболее точно охарактеризовать творчество Альберто Джакометти.

Неприятие окружающ его мира, его порядков и навязываемых условностей - пропуская через себя весь спектр этих эмоций, Джакометти создавал скульптурные композиции, полные невесомости, — скорее тени, чем трехмерные реалии. Чтобы е ще больше подчеркнуть их обособленность, мастер заключал некоторые свои работы в клетки - тонкие каркасные конструкции, призванные визуально изолировать то небольшое пространство, в котором обречены вечно покоится его шедевры.

Альберто Джакометти родился в 1901 году в Боргоново, Швейцария. Являясь сыном художника, он с детских лет привык видеть вокруг себя предметы искусства. Можно сказать, что любовь к искусству он приобрёл с генами.



Впоследствии Джакометти стал настоящей знаковой личностью, онповлиял на многие последующие течения и развитие искусства в целом.

Альберто Джакометти был дружен с такими известными деятелями искусства, как Андре Бретон, Пабло Пикассо, Максом Эрнстом, Сартром, Миро.

В Париже, где он жил и работал с 1922, Альберто переос мыслил своё творчество, увлёкся кубизмом, искусством Африки, примитивизмом. Работы, созданные в этот период, стали самыми знаменитыми в его творчестве. Он был признан ещё при жизни, отмечался многими критиками и ценителями искусства, как величайший творец. После смерти в 1966 в Швейцарии, в честь него была названа одна из улиц. Кроме того, Альберто Джакометти изображён на купюре в 100 швейцарских франков, как один из величайших деятелей Швейцарии, который стал известен во всём мире благодаря выдающемуся т ал анту.

Одиночество в толпе - одно из самых сильных и тяжелы х ощущ ений, в равной степени переживаемое гением и обычным современным человеком.

Скульптурная группа «Три идущих человека» наполнена нервным напряжением и потерянностью, где отчетливо сквозит понятный нам страх перед неуверенностью в завтрашнем дне.



Невозможно е и страшное одиночество смерти - «Рука» Джакометти, созданная скульптором по реально уведенной во время войны картине оторванной человеческой руки. Эта «Рука» может заставить содрогнуться самых толстокожих материалистов и отвести в сторону глаза более ранимых и впечатлительных идеалистов.

Бронзовая скульптура, изображающая шагающего человека, швейцарского скульптораАльберто Джакометти продана на аукционе Sotheby’s за рекордную сумму и стала самым дорогим произведением искусства когда-либо проданным с аукциона.
Торг шел всего восемь минут, стартовая цена лота, была в пять раз меньше, чем предложенная анонимным покупателем по телефону.
Скульптура 20 века, размером в человеческий рост, считается знаковый работой Джакометти (Alberto Giacometti), а также одним из самых узнаваемым образом современного искусства.

Сын художника, брат художн ика и дизайнера, друг и ученик знаменитых мировых мастеров, швейцарец итальянского происхождения — Альберто Джакометти не испытывал видимого одиночества. Но совершенно об обратном свидетельствуют его работы и собственные высказывания. «Моя душа, бесприютная и неприкаянная…» — так ощущал мастер одно из лучших своих творений - бронзовую собаку, созданную в 1951 году.

Одиночество — не это ли обязательный удел и неизбежная обитель настоящего гения. Можно спорить до хрипоты о критериях гениальности и «компетентно заявлять» «аргументированное мнение», но факт всегда остается фактом, а эпилог намного любопытнее пролога.

В послевоенный период Джакометти был отмеч ен многими, включая Сартра и Жене, как выдающийся художник-экзистенциалист. Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса, в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда. Писатель Франсис Понж ярко отразил этот аспект творче
ства Джакометти в статье "Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti"опубликованной в «Cahiers d"Art”, Париж, 1951. «Человек…человеческая особь… свободная личность… Я … палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек — и одинокий человек — утративший связь — в полуразрушенном страдальческом мире — кто ищет себя — начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненая правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я».



Эпилогом же творчества швейцарского мастера стало не только официальное признание в 1962 году на Венецианской биеннале, где Джакометти был объявлен лучшим скульптором современности, но и все возрастающее внимание к его работам, отражающееся в невероятно высокой их стоимости на мировых аукционах.


http://monemo.ru/culture/modern-art/

(Diego Giacometti, 1902–1985) стал одним из хэдлайнеров аукционов дизайна. Брат художника , он был его администратором, продюсером и соавтором, а кроме того - любимой моделью. Созданная Альберто «Большая голова Диего» в 2014 году была продана за 50 млн долларов.

Артистичную мебель, которую создавал Диего Джакометти, коллекционировали Юбер де Живанши, американская миллионерша Рейчел Меллон и многие другие знаменитости и культурные институции. Она есть в коллекциях Музея Шагала в Ницце, Фонда Мага и Музея Пикассо в Париже. Самая обширная коллекция его работ - около 500 - после его смерти была передана в дар парижскому Музею декоративных искусств.

По стоимости работ произведения Диего уступают скульптурам его звездного брата. Мировой рекорд побила скульптура Альберто «Указующий человек», проданная на Christie"s за 141,2 млн долларов. Показатели Диего скромнее, но и они впечатляют: самая дорогая работа - стол с фигурами, созданный в 1970-е годы, - ушел на Sotheby"s за 3,8 млн долларов. В марте 2017 года, когда на Christie"s распродавали коллекцию мебели Диего Джакометти, собранную Юбером де Живанши, рекордным стал лот из четырех бронзовых табуретов, проданных за 1 802 500 долларов. А 20 сентября 2017 во время London Design Festival пара кресел с львиными головами ушла за 608 тысяч долларов на аукционе Phillips.

Четыре табурета, 1983. Д. Джакометти.

Диего долгое время оставался в тени своего гениального брата. Они родились и выросли в швейцарском местечке Боргоново, недалеко от границы с Италией. Их отец Джованни Джакометти сам был художником и дружил с известными в начале ХХ века художниками-символистами. Диего учился коммерции в Базеле и в Сен-Галле, потом путешествовал и даже, как говорят, попал в Марселе в дурную компанию, после чего его мать настояла, чтобы он переехал к старшему брату в Париж. С 1930-х годов невозможно разделить их творчество. Альберто настоял, чтобы Диего изучал технику изготовления бронзовой скульптуры, они часто работали вместе в общей мастерской. Диего брал на себя техническую и коммерческую часть. Он изготавливал каркасы и литейные формы для скульптур брата, вел переговоры с бронзолитейщиками, заказчиками и арт-дилерами. Искусствоведы говорят, что порой невозможно было определить, кто внес больший вклад в создание той или иной работы - Диего или Альберто.

Стол, 1963. Д. Джакометти.

Страус, 1977. Д. Джакометти.

Стул с гарпией для туалетного столика, 1960. Д. Джакометти.

Во время второй мировой войны Диего остался в Париже один, брат уехал в Швейцарию. Именно в этот период он делает самостоятельные шаги в скульптуре: создает анималистические работы - бронзовые скульптурки ящериц, лягушек, голубей, львиные головы... Подобные фигурки он использует позже, декорируя ими кресла, столы и консоли. Предметным дизайном Диего Джакометти активно продолжает заниматься уже после смерти брата: с 1966 года и до конца своих дней.

Именно эта изящная, артистичная мебель, балансирующая на грани между искусством скульптуры и прикладным дизайном, - основа его наследия, за которое коллекционеры и арт-дилеры готовы платить если не миллионы, то по крайней мере сотни тысяч долларов.

Ирина Никифорова

ВЫСТАВКИ

Номер журнала:

Специальный выпуск. ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Авторитет Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина во многом складывался благодаря его лидерству в проведении крупных международных проектов. Выставочная деятельность музея не ограничивается воплощением идей, связанных с многолетним изучением собственной коллекции. Интерес и значительные усилия его сотрудников всегда были направлены на реализацию проектов, иллюстрирующих страницы истории изобразительного искусства и дополняющих пробелы музейной экспозиции. Уже не одно десятилетие поддерживается традиция выставок произведений художников-модернистов и классиков авангардного искусства XX века. ГМИИ имени А.С.Пушкина первым знакомил зрителя с творчеством Пикассо, Модильяни, Дюфи, Миро, Дали, Магритта, Мондриана, Уорхола. Сорок лет назад такие показы были настоящим культурным шоком, смелой демонстрацией иного художественного языка на фоне «эстетизированной мифологии» тоталитарной страны.

Проведение выставки «Альберто Джакометти. Скульптура, живопись, графика» можно признать большим событием в культурной жизни России. Подготовка первого показа обширного наследия художника в Москве и Санкт-Петербурге была сопряжена с серьезными трудностями, которые, несмотря на взаимный интерес участников проекта, иногда казались непреодолимыми. Привести все стороны к согласию в отношении предоставления произведений, их транспортировки и экспонирования удалось не сразу. Переговоры с швейцарскими партнерами, длившиеся несколько лет, дважды прекращались пока наконец летом 2008 года не было подписано соглашение между Фондом Бейелера (Базель), швейцарским Кунстхаусом и Фондом Альберто Джакометти (Цюрих), двумя крупнейшими российскими музеями — Государственным Эрмитажем и ГМИИ имени А.С.Пушкина. Счастливое осуществление проекта и его несомненный успех у зрителей оправдывают усилия, вложенные в организацию выставки.

Еще в 1930-е годы Джакометти был принят и обласкан парижской богемой, в 1940-е благодаря выставкам в Галерее Пьера Матисса (Нью-Йорк) он приобрел популярность в Америке, с 1950-х стал бесспорным лидером европейского авангардного искусства. Но до сих пор творчество легендарного художника, известного всему миру, мало знакомо российскому зрителю.

Современники видели в его искусстве отражение философских идей и анализировали влияние различных авангардных направлений на развитие его стиля. Теоретик сюрреализма Андре Бретон считал работы скульптора идеальной иллюстрацией эстетики сюрреалистов. Французский писатель, философ и драматург Жан Поль Сартр считал, что творчество Джакометти построено на принципах феноменологии, а созданные им образы существуют «на полпути между бытием и ничто». Эссе Сартра о художнике «Стремление к Абсолюту» (1947) является анализом экзистенциальной сущности его искусства. Однако сам Джакометти опровергал в своих записях и эссе любую привязку к какому-либо направлению в философии и искусстве.

Избегая эпатажа и громких деклараций, Альберто Джакометти воплощал в пластических композициях свои чувства. Он признавался: «В основном я работаю ради эмоций, которые испытываю, только когда нахожусь в процессе созидания». Фанатическая поглощенность творчеством позволяла ему попросту не замечать времени, сутками не испытывать голода, потребности в отдыхе и сне. Всю энергию он отдавал поискам способа проникновения в суть явлений, стремясь открыть подлинную «подкладку» бытия.

Первый художественный опыт Альберто получил в мастерской отца — швейцарского живописца Джованни Джакометти. Еще ребенком Альберто осознал силу своего дара: «В детстве я был бесконечно счастлив и наслаждался мыслью, что могу нарисовать все, что я вижу». Впечатлительный, наделенный незаурядными способностями, Джакометти рос в атмосфере творчества. В доме родителей в городке Стампе многие предметы интерьера — мебель, ковры, люстры — были сделаны отцом или изготовлены по его проектам. В распоряжении Альберто находилась семейная библиотека с богатейшим собранием художественных изданий. Он целенаправленно занимался рисунком и живописью, копировал произведения старых мастеров по иллюстрациям в книгах.

Поездки в Италию и знакомство с работами старых мастеров — Тинторетто, Джотто, Мантеньи — стали для юного художника серьезным этапом в осознании собственной творческой индивидуальности. Позже Джакометти вспоминал, что тогда впервые ощутил отчаяние человека, стремящегося к недостижимому в искусстве — отобразить подлинную жизнь, скрытую за мнимой реальностью материального мира.

Благотворными для развития творческого дарования 20-летнего Альберто были переезд в Париж, учеба в Академии Гранд Шомьер, посещение мастерской «неистового» Антуана Бурделя. Динамичность и внутренний драматизм бурделевской пластики оказались необыкновенно близки еще неосознанным исканиям Джакометти. Скромного провинциального юношу потрясла активная художественная жизнь культурной столицы. Он рисовал и лепил, заимствуя многое из формальных поисков современных художников, последовательно пережил увлечение кубизмом и дадаизмом, охотно подчинился авторитету основоположника сюрреализма Андре Бретона с его «Вторым манифестом сюрреализма», имеющим революционную, политическую закваску. По совету старших коллег посещал этнографический отдел Музея человека, где находил вдохновение в пластических формах примитивного искусства Африки и Полинезии.

Джакометти с энтузиазмом неофита преодолел усвоенную им прежде «школу», отцовскую живописную систему, изобличив ее несостоятельность. В ажиотации «новообращенного» авангардиста он совершил кощунственное, опубликовав в журнале Бретона «Сюрреализм на службе революции» литературный опус «Вчера. Зыбучие пески». В этом сочинении, основанном на фактах автобиографии, присутствовали фантазии (садистическое наслаждение, получаемое от издевательств над насекомыми, насилие над членами семьи, смертный грех отцеубийства), выявившие подсознательную агрессию художника к своему прошлому. Посредством описания разрушительных действий он стремился в воображении освободиться от жестких рамок общепринятых традиций. Последовавшая вскоре смерть отца ранила и отрезвила Джакометти.

Он жадно впитывал и талантливо интерпретировал все новое, облекая в художественную форму, визуально выражая смысл осознанного, однако довольно скоро терял интерес, если это не соответствовало его целям в искусстве. Сотрудничество с группой сюрреалистов оставило серьезный след в творчестве художника, но явилось лишь небольшим этапом на пути к «высокому стилю».

Прочитанный Альберто Джакометти в начале 1940-х годов роман Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр» стал для него своеобразной программой. Ярко и просто Бальзак определил цель мучительных поисков художника: «Красота строга и своенравна, — говорит старый живописец Френхофер, — она не дается так просто, нужно поджидать благоприятный час, выслеживать ее и, схватив, держать крепко, чтобы принудить ее к сдаче. Форма — это Протей, куда более неуловимый и богатый ухищрениями, чем Протей в мифе! Только после долгой борьбы ее можно приневолить показать себя в настоящем виде. Вы все довольствуетесь первым обликом, в каком она соглашается вам показаться, или, в крайнем случае, вторым, третьим; не так действуют борцы-победители. Эти непреклонные художники не дают себя обмануть всяческими изворотами и упорствуют, пока не принудят природу показать себя совершенно нагой, в своей истинной сути».

Джакометти ушел от пустого отражения внешней оболочки модели, неповоротливой человеческой плоти. Очищая создаваемый им мир от наносного сора, художник вычленял смертную плоть материи и оставлял в итоге фантастическую энергию духа. Год за годом Альберто Джакометти преодолевал сопротивление материала, заставлял его звучать камертоном, передавая эмоциональное напряжение. После литературных шедевров Кафки, Камю, Сартра, Беккета произведения Джакометти являются визуальным воплощением трагического ощущения богооставленности человека.

Джакометти изменил восприятие традиционных видов изобразительного искусства, смешал приемы обработки металла и живописной поверхности. Его революция в искусстве заключается в разрушении того главного, что, собственно, составляло скульптуру: он «упразднил объем»; деформировал фигуры до тонкости лезвий; ввел сквозные конструкции как протест против традиционного пластического языка с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Почти бесплотные вертикальные фигуры собирают и удерживают любое пространство — от музейного интерьера до городских площадей, насыщая все вокруг себя особым магнетизмом. Они не нуждаются в медленном созерцании, плавном круговом обходе. Острые выразительные скульптуры царят в пространстве как гигантские, четко прорисованные графические изображения.

Поверхность бронзовых отливок сохранила следы прикосновения рук Джакометти к глине. Фактурность в сочетании с мастерским патинированием со сложными тональными переходами от теплой охры до холодных оттенков зеленого позволяет сравнивать изваяния с пространственной живописью. Картины, рисунки, офорты Джакометти, напротив, содержат приемы работы скульптора: он не занимался фиксацией образов четким контурным рисунком, а словно моделировал предметы, тела и лица, «нащупывая» их форму и верное положение в пространстве многократными повторениями контура. Плоскость бумаги и холста обретали объем, обтекающие штрихи ткали изображение, сохраняя динамику «живого зрения».

Художник неожиданно находил решения поставленных перед собой задач в самых простых вещах. Так, дорожный знак пешеходного перехода послужил толчком для создания в конце 1940-х серий «Идущие» и «Пересекающие пространство», а составленные хаотично в углу тесной парижской мастерской модели скульптур образовали композицию и стали новым найденным образом («Лес», 1950). На создание скульптуры «Рука» (1947) художника вдохновил «Неведомый шедевр» Бальзака. Он буквально иллюстрирует слова одного из героев о том, что слепок с живой руки останется лишь куском безжизненной плоти: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. ...Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ... Рука не только составляет часть человеческого тела — она выражает и продолжает мысль, которую надо схватить и передать».

Джакометти был наделен неудовлетворенностью гения: «Все, чего я могу достичь, столь ничтожно в сравнении с тем, что я могу видеть и, скорее, будет равноценно краху». В этих словах выражены подлинные чувства человека, одержимого искусством, для которого творческие цели являлись смыслом жизни.

Их достижение стало возможным во многом благодаря Диего Джакометти — талантливому скульптору, дизайнеру мебели и проектировщику интерьеров, более 40 лет остававшемуся в тени гениального старшего брата. Его верное служение Альберто, моральная и финансовая поддержка, помощь в реализации идей и, наконец, осуществление самого важного этапа работы над скульптурой — перевода глиняных моделей в бронзовые отливки в собственном литейном производстве — можно назвать настоящим подвигом.

На основе собрания Диего, коллекции вдовы художника Анетты Арм и даров младшего брата Бруно был образован Фонд Альберто Джакометти в Цюрихе. Небольшая выставка, включавшая 60 работ Джакометти, основная часть которых была предоставлена фондом, отразила все периоды творчества мастера от раннего автопортрета, выполненного под влиянием отцовской живописи, до последнего (неосуществленного) проекта — скульптурной композиции для площади перед Чейз Манхэттен банком в Нью-Йорке.