Что такое антропонимика. Презентация на тему: "«Ты и твоё имя» Ономастика Ономастика – наука о собственных именах; От греческого слова онома – имя; Антропонимика – наука об именах людей; От греческого.". Скачать бесплатно и без регистрации. Особенности из

Антропонимика

Антропонимика – наука об именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики – этнонимия (название племен и народов). космонимия (название космических объектов), зоонимия (названия животных) и т.д.

«Между живущих людей не бывает никто безымянным», - сказал устами своего героя Алкиноя древний поэт Гомер. Назвать имя – значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имя настолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развития общества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей Сибири сохранились верования в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся дают только имена умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но не понимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали ему сверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имя могущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобы враги не могли навредить ему, узнав настоящее имя.

Антропонимика может служить историческим источником, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения, датировать и локализовать письменные памятники истории. От античных времен дошли до нас имена городов Северного Причерноморья, по ним чешский ученый Л.Сгуста установил, какие народы населяли тогда территорию Южной Украины. По личным именам он воссоздал этническую карту Малой Азии.

Некоторые фамилии напрямую указывают на место рождения обладателя фамилии или место, откуда он прибыл. География русских фамилий позволят проследить исторические передвижения населения, очаги расселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, как Тамбовцев, Сибиряков, Костромитин. Фамилии с окончанием на –их. –ых (Косых, Босых, Рыжих, Разумовских и т.п.), как правило отсутствуют на ближайших к Москве территориях и распространены между Воронежем и Курском, в Северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, в Сибири и Забайкалье.

Противоположен ареал фамилий на –итин : они образованы из названий только близких к Москве городов, входивших в московские владения не позже 15-16 вв. (Веневитинов, Боровитинов, Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитинов и др.), а также некоторых северных (Лалетин – из Лальска) городов.

Ни для кого не секрет, что многие имена дошли до нас, благодаря прозвищам (фамилиям). Таковы имена – Воробей, Баран, Муха и т.д. Это обстоятельство позволило «восстановить» многие забытые славянские имена. Привычные «современные» имена Иван, Петр, Сидор, Семен еще несколько столетий были для наших предков столь же диковинны, как и современные имена дальних народов Африки. Благодаря святочному распределению имен при рождении наши предки получили эти имена и фамилии, но только сейчас многие стали задумываться, что означает то или иное имя, а когда узнали, то ахнули. Самое «знаменитое» имя Иван, ставшее нарицательным русскому человеку, иногда сопровождают словами «непомнящий родства». Кто и когда мог предположить, что человек, забывший родство и породнившийся с миром Нави, стал Иван (зеркальное отображение). Кстати, идеологи-иудологи иногда выдают желаемое за действительное. Многим из вас известно выражение «на Ивановых вся Россия держится», оттого и зовут всех «русскими Иванами». Хочу внести поправку, что фамилия Иванов в России на шестом месте и никакие чудеса не помогут по количеству перегнать фамилию, например, Кузнецовых.

Другие фамилии доносят до нас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде, когда они стали основами фамилий: Дворников – от слова «дворник», но не в современном смысле – рабочий по двору, а в значении арендатор.

Вся история имен социальна. В Древней Руси обособились составные имена – княжеские. Известна борьба за право именоваться с окончанием –вичем , то есть по отчеству. Сословная иерархия диктовала и уничижительный суффикс –ка , и резкие различия во времени формирования фамилий у разных социальных слоев. Сам состав личных имен, имеющихся в святцах, социально поляризовался – на рубеже 19-20 столетий дворянка Фекла была так же немыслима, как крестьянка Тамара.

Некоторые исследователи обращают внимание, что первые княжеские имена указывают на принятие христианства от католиков, от них же пришло само понятие титула «князь». В 9-10 вв. при приеме христианства хорватский вождь Влад стал князем Владиславом; чешский вождь Вячко стал Вячеславом; польский Мешко – Мечиславом; киевский Вятко или Святко – знаменитым князем Святославом; хорватский вождь (князь) стал королем и получил имя Домислав (славный домом).

Немаловажен географический аспект изучения антропонимов, особенно если речь идет о прошлом: разобщенность многочисленных этнографических групп русского населения создавала географические различия в антропонимике. Общеизвестны такие региональные антропонимические явления, как местные максимумы имен (Иннокентий – в Сибири, Митрофан – в Воронежской области).

Преданья старины глубокой донесли до нас сведения, что от рождения человек получал домашнее прозвище. Настоящее имя давалось человеку волхвом при достижении совершеннолетия и отражало такое имя уже заслуги этого человека перед родом. Не случайно само понятие слова «имя» означает «им Я», то есть, что человек смог дать роду и чем прославиться. «Понеже мнози от человек приходящи к волхвам и чародеем... Понеже чародеи и волхвы, написующи бесовския (так с христианской злобой назывались русские имена) имена, дают их простым людям, повелевающе им тая имена носити...» (А.А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян. Т. 3. стр. 431). Как видно из приведенного примера, заслужившие честь удостоиться именами, могли получить следующие: Огневед, Ратибор, Треборад, Гостомысл и т.д. Кто не сумел себя проявить никоим образом продолжали носить прежние имена: Улыба, Неждан, Будилко, Богдан, Первой, Второй, Любим, Добр и т.д.

Нареченные имена хранили в тайне, чтобы недобрые люди не могли навести порчу. Эти имена знали только волхвы и сам нареченный. В быту же человека сопровождало общинное имя или прозвище.

В настоящее время многие люди стали внимательно смотреть значение имен. Многие пришли в уныние, узнав истинное значение своего имени. О том, насколько нелепо выбирать имя на слух, показывает сценка из знаменитого романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», в которой местный чудак Щукарь, читая словарь, пытается придать иностранным словам русский смысл: «акварель» – красавица, а вот «бордюр» - гулящая баба. Популярный в последние годы писатель В.Мегре вознес на невиданную высоту имя Анастасия, что привело к повальному присвоению этого имени рождающимся дочерям. Магия популярности имени привела к печальному результату: Анастасия в переводе с греческого означает «оживший мертвец». Конечно, можно и при плохой игре делать счастливую мину, и пытаться поставить знак равенства между основным значением этого имени и синонимом в форме «дважды рожденная», но общей картины это не изменит. Только добавятся вопросы: от кого рождена, кто вторые родители? Чтобы не попадать в нелепые ситуации, необходимо знать и понимать, о чем говоришь. Серия книг «Возрожденная Русь» замыслена стать «домашним ликбезом» и оказать помощь соотечественникам в освоении некоторой части утерянных Знаний.


Распространенность некоторых имен с XVII по XX век (на каждую тысячу именуемых) XX в. ИменаXVII в.XVIII в.XIX в.до 1917 г.20-е гг.60-е гг. Василий Иван Михаил Павел Петр Степан Яков АннаНет свед ЕвдокияНет свед ЕленаНет свед НатальяНет свед ОльгаНет свед ПрасковьяНет свед ТатьянаНет свед


Этимология имён (происхождение и значение) Александр (от греч. alexo) - защищать, мужественный борец, защитник людей. Ум. ф.: Саня, Саша, Лесик, Сашуля, Шура, Алик. Это мужественное имя всегда имело мужественных носителей и благодаря им было популярно во всех веках и народах. Анастасия (от греч. anastas) – воскресшая, возрождённая. Ум. ф.: Настя, Настенька, Ната, Наточка, Стася, Стасечка, Туся, Ася. Виталий (от латин. vitalis) - жизненный, витаминный. (Виталиевич, Виталиевна и Витальевич, Витальевна). Евгений, Евгения (от греч. eugenes) - благородный, благородная, знатный.(Евгеньевич, Евгеньевна). Ум. ф.: Евгений, Енюша Женя, Женечка, Гена, Геня, Геночка. Любовь (русск.) – славянское имя от основы ЛЮБИТЬ. Ум.ф.: Любавочка, Любавка, Люба, Любочка, Любинка, Любушка, Любка. Майя – древнегреческое имя, прародительница Вселенной. Согласно мифологии – Богиня весны. Ум.ф.: Маечка, Мая, Майка, Маинка. Наталья (от лат. natalis) - родная, природная. Ум.ф.: Наталочка, Наташа, Ната, Тала, Таля, Тата, Туся. Николай (Николаевич, Николаевна). Гр.: никао побеждать + лаос народ; букв.: победитель народов. Светлана (славянское имя) - светлая. Ум. ф.: Светланочка, Светланка, Света, Лана, Ланочка. Сергей (от лат.) – римское родовое имя – Сергеус (V – I вв. до н.э.), возможно, от сервус – служитель. Ум.ф.: Сергейка, Сергеечка, Сергуня, Сергунчик, Серёга, Серёжа, Серёженька. (Сергеевич, Сергеевна) Юлия (от лат.) – Юлиева. Пышная. Стар. Иулия, женское имя к Юлий: лат. Юлиус, возможно, из гр. иулос первый пушок на бороде римское родовое имя; основателем рода считается Иул, или Асканий, сын Энея. Сравним: греч. Юлиос эпитет Зевса, лат. Юлиус эпитет Марса, Юло культовое имя Деметры и убедимся, что Юлия действительно божественное_имя. Ум. ф.: Юлинка, Юла, Юля, Юленька, Юлечка. Яна и Янина – милованная Богом. Новое (даже новейшее) заимствование из польского. Женские имена к имени Ян (Иван), то есть тоже соответствуют Иванне (церковнославянский вариант Иоанна). Ум. ф.: Яночка, Янинка, Янка.


Викторина 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне? 2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? 3. Какое женское имя состоит из тридцати букв я? 4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен. 5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: владеть миром; владеть всем; любить мир; свято славить; милая людям. 6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими, а также мужскими именами. 7. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него было всего 25. Почему? 8.Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит.


Ответы к викторине: 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне? (Анна, Алла, Белла, Виолетта, Геннадия, Генриетта, Жанна, Иванна, Изабелла, Инесса, Иоанна, Иовилла, Ипполита, Каллиста, Каллисфения, Камилла, Кирилла, Мариетта, Минна, Мирра, Нелли, Нонна, Паллада, Палладия, Пинна, Прискилла, Савватия, Савелла, Сарра, Сибилла, Стелла, Сюзанна, Филиппа, Филонилла, Шарлотта, Элисса, Элла, Эллада, Эллина, Эмма, Эннафа.) 2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня- Ваня, Саша – Маша, Даша – Паша, Рома – Тома.) 3. Какое женское имя состоит из тридцати букв я! (ЗОЯ.) 4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен. (Борисоглебск, Петропавловск.) 5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир); владеть всем (Всеволод); любить мир (Любомир); свято славить (Святослав); милая людям (Людмила). 6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны с женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья – анис (травянистое растение), Василий, Василиса - василек, Лилиана, Лилия - лилия, Роза, Розалия - роза, Маргарита - маргаритка, Агата - агатис, Снежана – подснежник, Азалия - азалия, Гортензия – гортензия, Астра – астра, Виктория - виктория, Купава – «купавка», Малина - малина и др.) 7. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.) 8.Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев - лед - лад - лат - лит – Тит.)


Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мёртвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нём? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине Произнеси его тоскуя: Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. (А. Пушкин) А. С. Пушкин.

Афанасьева Анастасия Сергеевна

Руководитель проекта:

Бессонова Мария Сергеевна

Учреждение:

МАОУ «Гимназия № 25» г. Благовещенска

В процессе работы над исследовательским проектом по русскому языку на тему "Антропонимика в современном мире" автором была поставлена цель разобраться в происхождении имен. В работе представлен анализ популярности имен в 2012 и 2017 гг.

В основе работы лежит анализ теоретических сведений об ономастике, антропонимики, а также рассматриваются этапы возникновения личных имен и анализ имен собственных индоевропейской и афрозийской семьи языков.


В предложенном проекте по русскому языку "Антропонимика в современном мире" автором был проведен сравнительный анализ самых популярных имен г. Благовещенска в 2012 и 2017 гг. по данным интернет-ресурсов и ЗАГСа г. Благовещенска.

Введение
1. Ономастика и Антропонимика.
2. Что такое имя человека?
3. История возникновения имен на Руси.
4. Индоевропейская и Афрозийская семья языков.
5. Сравнительная характеристика.
Заключение
Вывод
Использованная литература

Введение

Актуальность : человека и изучение истории возникновения имен будет и останется актуальной темой для каждого человека. Имя человека... Как оно много значит. С древнейших времен давали своим детям имена, желая отразить в нем свою заветную мечту. В имени ребенка хотели видеть какое-то прекрасное начало. Все народы мира в своем имени отражают все самое лучшее, что видели в жизни. Имена разных людей отражают культуру и историю развития народа с древнейших пор до сегодняшних дней


Цель : Разобраться с происхождением имен.

Задачи:

  1. Изучить разделы, науки, занимающиеся именами (углубиться в антропонимику)
  2. Узнать историческое возникновение собственных имен
  3. Сделать сравнительный анализ имен (2012 -2017)
  4. Сопоставить полученные данные
  5. Представить интернет-статью в качестве продукта.

Тип проекта : Информационный

Объект исследования : антропонимы в русском языке.

Предмет исследования : собственные имена людей.

Проектный продукт : интернет- статья «Значение Антропонимики в современном мире »

Предмет исследования: статьи, статистические данные.

Методы исследования : сбор информации, сравнительный анализ.

Источники информации: литература, словари, учебники, ресурсы Интернета.

Этапы подготовки и реализации работы: поиск необходимой информации, обработка и мониторинг полученных данных.

Ономастика и антропонимика

Ономастика - наука, изучающая собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.

  • Антропонимика (личные имена людей)
  • Зоонимика (кличка животных)
  • Теонимика (имена божеств)
  • Топонимика (географические названия)
  • Энтопонимика (названия народов)
  • Космонимика(названия небесных тел)

Антропонимика (греч. - человек и - имя) - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования, географию.

АНТРОПОНИМИКА - раздел ономастики, изучающей антропонимы (от греч.аnthrоpos – человек и onoma – имя) – имена людей: личные имена, отчества, фамилии,прозвища, псевдонимы, зашифрованные имена и т. д. (Литература и язык / Под ред. П.А.Николаева. - Современная иллюстрированная энциклопедия).

АНТРОПОНИМИКА - наука об именах людей, так же как и топонимика, являетсячастью ономастики. Другие разделы ономастики - этнонимия (названия племен и народов)

АНТРОПОНИМИКА (от антропо… и греч. ónyma - имя) - раздел ономастики,изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. (БСЭ. - 1969-1978).


Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века.

До 60-х годов XX века вместо термина «» использовался термин «ономастика ». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Ономастика, в переводе с греческого, означает "искусство давать имена"

Антропонимика изучает функции антропонима в речи - номинацию, идентификацию,дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру и др. Не так давно антропонимика получила еще одно название - именология. Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году.

Антропонимика в какой-то степени напоминает археологию: по раскрытому имени,так же как по найденному в земле предмету, можно узнать о людях, некогда населявших этикрая, об их происхождении, занятиях, верованиях, культуре, быте, вкусах.В отличие от археологии, занятия антропонимикой не требуют дальних экспедиций испециальных инструментов для раскопок. Ни один археолог не удовлетворится простонаходкой–она требует расчистки,возможного восстановления, а затем уже тщательного изучения. Так и антропонимист: чтобы определить происхождениеимен, он нередко должен очистить свой объект от позднейших искажений, восстановить его

Первоначальное обличье, а затем уже доискиваться смысла и истории образования. Но копаться в земле антропонимисту не приходится, больше требуется «копания » в библиотеках и архивах. Труд весьма сложный, а во многих случаях и вовсе безрезультатный.

Каждое Имя имеет свою индивидуальную историю, обычно уходящую в далекое прошлое.

Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В. Д. Бондалетов, Н. А. Баскаков, С. И. Зинин, Ю. А. Карпенко, В. Н. Михайлов, А. А. Реформатский, В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, А. М. Селищев, А. В. Суперанская, О. Н. Трубачёв, Н. М. Тупиков, В. К. Чичагов., Л. В. Успенский. Отечественная антропонимика в 1980-90-е годы XX столетия пополнилась работами И. М. Ганжиной, М. В. Горбаневского, Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Б. О. Унбегауна, Н. К. Фролова. В последние десятилетия отечественных учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий нашей страны, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом.

Архипова Татьяна

Исследовательская работа была представлена на районной научно-практической конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение
  1. Какие бывают имена. Из истории имен
  1. Имена, рожденные эпохой

5. Заключение

6. Литература

Введение

Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности. Задавая такой вопрос себе, я и определила тему научной работы «Секрет имени».

Цель работы: изучение происхождения имен, их влияние на судьбу людей.

Задачи исследования:

  1. Сделать краткий анализ значения русских имен.
  2. Изучить материал по антропонимике – науке, которая занимается изучением собственных имен, относящихся к людям.
  3. Определить имена – лидеры и наиболее популярные имена.
  4. Исследовать происхождение личных имен
  5. Исторический экскурс в историю происхождения

В своей работе я использовала такие методы исследования, как частично-поисковый, статический, количественный. Мной были сделаны диагностические исследования. Работа связана с историей, этнографией, расширяет также связи с демографией.

Объект исследования – современные личные имена в жизни людей.

Предмет исследования – личные имена. Роль личных имен.

Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье. Изучение личных имен носит социальный характер.

Какие бывают имена. Из истории имен.

Попадая в мир русских слов, начиная изучать русский язык, мы одновременно оказываемся и в необычном мире имен и названий, которые употребляются в русской речи. Человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение.

Наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова anthropos - «человек» и onyma- «имя». Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела – ономастики, название которой переводится с греческого как «искусство давать имена»

Имена людей – это часть истории народов. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду его занятий. Например, малыша, родившегося зимой, могли назвать Морозом. С пожеланиями красоты, доброты и других качеств связаны имена Красава, Добрыня. И наоборот, довольно распространенными именами были с нашей точки зрения ругательные – Дурак, Некрас, Волк. Так наши далекие предки пытались обмануть нечистую силу, сберечь от нее детей некрасивыми именами.

Вот несколько имен характеристик:

По внешности – Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Милава, Чернуха;

По характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Баян, Умник, Дурак, Несмеяна, Досада, Добрава;

По профессии – Кожемяка, Селянин и др.

В Древней Руси до Х века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие времена зависел от желания отца и матери. Если родители хотели, чтобы их дочь была во всем победительницей, то они называли ее Викторией, что в переводе с латинского: «победа». Эти имена, так называемые имена талисманы действуют на людей благодаря своему значению. Родители называли своих детей в честь великих деятелей, ученых, царей и цариц. Также необходимо отметить, что имена в древней Руси образовывались способом сложения нескольких слов, например: Ростислав, Святослав, Станислав, Ярослав. Буквально эти имена означают: Ростислав – да умножится твоя слава. Святослав – освященный славой; Станислав – ставший славным; Ярослав – блистающий славой.

В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко дал согласие императору Византии на крещение Руси. Священники, стоя на берегу, осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Рыжуны и Малюты становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Я попробовала отследить, каким был и каким стал русский именослов.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как, примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены так называемыми календарными, поскольку имя ребенку стали давать по святцам. А святцы предлагали древнегреческие, латинские, древнееврейские по происхождению имена. Характерной особенностью русских календарей является малое количество женских имен. Это объясняется тем, что в календарь попадали главным образом имена служителей и хранителей веры, которыми, как правило, были мужчины. Именной состав старых календарей был богат мужскими именами – около 900. Женских же насчитывалось не более 250.

В дореволюционной России давались только церковные имена в честь святых православной церкви. Эти имена употреблялись в конкретной социальной среде.

В XVIII в крестьянских семьях девочек называли следующими именами: Василиса, Федосья, Фекла, Мавра. Яркий пример тому – повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Именем Акулина молодая барышня называет себя по той причине, что имя было употребительно именно в крестьянской среде. Ну, а если девочка родилась в семье дворян, она получала такое имя, которое было неупотребительно у крестьянок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра, Татьяна. Кстати, благодаря А.С.Пушкину и его роману «Евгений Онегин» имя Татьяна получило вторую жизнь, так как оно уже все реже и реже появлялось в дворянских семьях.

Календарные имена Мария, так же как и Иван были самыми популярными в России. В XVIII – XIX веках каждая 10 -15 женщина носила имя Мария.

Имена, рожденные эпохой

Резкое увеличение числа женских и мужских имен произошло после революции 1917 года в результате отмены акта крещения, когда помимо церковного списка ни одно имя не допускалось. Революция уничтожила этот запрет, предоставив всем право свободно выбирать имя. Например, «Отрывной календарь Северо-Западного Промбюро» в 1925 году включал следующие памятные даты и связанные с ними имена:

  1. 7 февраля (1478 г., родился автор «Утопии» Томас Мор) – предложены имена Мора и Томас ;
  2. 25 февраля (1799 г., учреждение Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге) – имя Академа ;
  3. 31 мая (1918 г., Постановление об обязательном совместном обучении) – имена Наука и Луначар .

В 20е годы хлынул поток новых имен, среди которых Октябрина (в честь Октября) , Марлена (сложение имен Маркс и Ленин) , Рев и Люция (от революция ), Донара (дочь народа ), Ким (сложение первых букв словосочетания Коммунистический интернационал молодежи ), Динэра («дитя новой эры »), Райтия (районная типография ), Красарма (Красная Армия) Многие из имен образовались из нарицательных слов: Новелла, Трактор, Граната, Облигация, Баррикада.

Иногда имена создавались из букв целой фразы, например Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Даздраперма (Да здравствует Первое мая!)

Создавались и «полуновые» имена, например новый смысл был вложен в имя Майя (в честь Первого мая), в то время как на самом деле это было имя мифической богини земли, праздники в честь которой дали название месяцу маю.

В 1934 году на борту парохода «Челюскин» во время плавания по Северному морскому пути родилась девочка, которой было дано имя Карина. Пароход находился в это время в Карском море, и название моря отразилось в имени.

Сравнительная статистика имен

В 1920 – 1930-х г.г. наиболее часто давали имя Николай, Василий, Алексей, Георгий, Иван. Среди женских имен наибольшей популярностью пользовалось имя Мария, затем Александра, Ольга, Екатерина, Елена.

В 1940 – 1950-х г.г. на первом месте имя Владимир, за ним идут Юрий, Анатолий. Довольно часто встречаются Виктор, Николай, Борис, Александр. Появились имена Олег, Евгений, Сергей. Среди женских имен излюбленным становится Наталья, за ним идут Людмила, Татьяна.

В 1970-х годах среди мужских имен лидируют имена Александр, Андрей, Сергей, Олег, Дмитрий. Этими именами была названа половина родившихся мальчиков.

Самым популярным женским именем стало имя Елена.

В 1980-х годах именем-фаворитом снова становится Александр. Часто встречаются имена Дмитрий, Денис, Алексей. Часто девочек стали называть Аннами, Натальями, Маринами.

Я попыталась выяснить какие самые распространенные имена в нашем поселке. Изучив личные карточки жителей в поселковом совете, я узнала, что самое распространенное мужское имя – Александр, за ним следуют имена Сергей, Алексей и Андрей. У женщин наиболее часто встречается имя Наталья, а также Татьяна и Елена. Эти имена наиболее распространены среди людей, родившихся в 60-80-е годы.

В школе больше мальчиков с именами Дмитрий, Алексей, Андрей, Максим и Сергей, а девочек с именами Анастасия, Дарья, Марина и Анна.

В 2000-е годы в нашем поселке все чаще стали давать детям имена, которые не встречались или встречались очень редко в 50-90-е гг.: Степан, Глеб, Арсений, Яков, Матвей, Даниил, Полина, Софья, Ульяна, Ксения, Анастасия, Дарья.

Заключение

Частота употребления разных имен неодинакова. Теперь, как и раньше, некоторые имена встречаются очень часто, иные реже, есть и совсем редкие, малоизвестные имена.

Число имен, употребляемых для именования в наши дни, сравнительно невелико, и оно никак не может удовлетворить запросы растущего населения. Поэтому важно не упускать из виду некоторые разряды имен, которые либо забыты, либо вышли из обихода по разным причинам, либо малоизвестны.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком.

Изучив данную проблему, я сделала вывод, что в современном мире выбор имени зависит:

Во-первых, наиболее распространенными являются случаи выбора имени в честь родственников;

Во-вторых, благозвучие имени и соотнесенность его с отчеством, фамилией;

В-третьих, случаи употребления редких и своеобразных имен.

Реже выбор имени зависит от случая.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси; Русский народный календарь. – Калининград: Кн. Изд-во, 1995.
  2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.: Знание, 1983.
  3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь имен. – Н.Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1996.
  4. Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М.: Современный писатель, 1993.
  5. Никонов В.А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988.
  6. Подари себе праздник: Энциклопедия. – Донецк: ИКФ «Сталкер», 1996.
  7. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991
  8. Кторова А. Что в имени тебе моем…// Знание – сила. -2000. -№7. – С. 125-127.
  9. Суперанская А. Женские имена // Наука и жизнь – 1991. - №7 – С.77-78
  10. Суперанская А. Имя и культура // Наука и жизнь. – 1991. - №11 – С.79-85.

Районная научно-практическая

конференция школьников

в области языкознания

Исследовательская работа

Выполнила: ученица 9 класса

МОУ СОШ ж.д. ст. Бам

Архипова Татьяна

Руководитель:

Криничная Наталья Николаевна

Изучение имен в школе необходимо, так как имена обладают большим воспитательным потенциалом, стимулируют потребность в усвоении национальных традиций и приобщают к культуре и истории народа. По мнению Э. В. Екеевой, имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт. Народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Как известно, современные бурятские имена представляют собой причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, бурятских и заимствованных. За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь школьникам в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги А. В. Сусловой А. В. Суперанская «О русских именах», Дакпа Янжимы «Мое имя – моя судьба. Что означают бурятские имена?», публикации в газете «Буряад унэн» А. Г. Митрошкиной «Личные имена бурят» и др. Объектом исследования являются история возникновения бурятских и русских имен и мотивы номинации, функционирование в речи и использование в художественном тексте. Мы составляем свою родословную, перечисляем всех своих родственников по отцовской линии до седьмого колена, пишем сочинение «Я и мое имя». Для нас, учащихся 5 – 7 классов, проводится научно-практическая конференция «Энциклопедия одного слова», готовясь к которому, исследуем выбранное слово, в т. ч. имя собственное, с точки зрения всех разделов русского языка, наблюдаем за «жизнью» этого слова в речи, составляем сказки, стихи, рассказы, подбираем примеры использования слова в художественных текстах, результаты исследования находят отражение в словарике «Имена собственные учащихся 5 класса» и др.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя».

Каждый народ посредством имен стремился реализовать свои желания физического, нравственного, умственного, эстетического, религиозного воспитания детей. Имена, призванные называть, могут быть чрезвычайно значимы. Имена являются уникальным памятником истории и культуры народа. Они отражают его представления, знания и опыт.

На уроках и внеклассных занятиях по русскому языку мы уже обращались к теме имён. Эта работа заинтересовала нас. Мы решили расширить и углубить свои знания в этой области, поэтому для исследования взяли тему «Имена собственные учащихся 5 класса Узонской средней общеобразовательной школы».

Ведь многие из нас даже не подозревают, что имя Александр пришло к нам из греческого языка. А совсем не похожие имена Димэд и Чимит из тибетского языка. Как же оказались у бурят заимствованные имена? За каждым именем стоит содержание-текст. Большую помощь нам в изучении личных имен, их роли в жизни человека оказывают книги, словари. Результаты исследования нашли отражение в словарике «Имена собственные учащихся 5 класса» и др.

Для бурятов характерны были имена: Наhата, Этигэл, Арсалан, Баяр и др. Но с течением времени менялось и отношение к имянаречению. Сейчас мы наблюдаем причудливую мозаику, составленную из имен древних и новых, бурятских и заимствованных.

С принятием в Забайкалье буддизма появляются новые имена: тибетские, пришедшие из Тибета. Около 300 лет тибетский язык был возведён в ранг языка религиозного ритуала. Таким образом, имена тибетского происхождения распространились среди бурят. Обратимся к сочинениям учащихся. Приведем пример из сочинения «Семья для меня – это круг близких мне людей, которые относятся друг к другу, как можно добрее и ласковее. Члены этой семьи никогда не предают свой род, они берегут его честь и достоинство. Когда я родилась, меня назвали Мария. А история моего имянаречения такова: Марией назвала меня мама, потому что это имя красиво звучит. И к тому же это имя очень популярное. Во многих сказках главные героини носят это имя. Например, «Машенька и медведи» и др. Много известных и знаменитых людей носят это имя: Мария Николаевна Ахметова – профессор, доктор педагогических наук и др. ».

2. Имена учащихся 5 класса учащихся Узонской средней школы

Рассмотрим, какие имена носят учащиеся нашего класса, в котором учатся 13 детей бурятской национальности.

1. Александр - (гр.) – защитник людей.

2. Алена от имени Елена (гр.) – толкования неточны: избранная, светлая, факел и т. д. В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из мужчин Алена способна проявлять сочувствие и сострадание к человеку, который нуждается в помощи, может даже принести себя в жертву. При этом она умна, не робеет при опасности, не терпит обмана. Обидчика умеет наказать, проявив при этом незаурядную изобретательность.

3. Анжела (гр.) – ангелина, ангельская.

4. Арюун- (бур.) –чистый, красивый, честный. Бурятское женское имя Арюна- стирилизовано от Арюун.

5. Даши (тиб.) – счастье, процветание, благоденствие.

6. Димид (тиб.) - чистый.

7. Дулсон – (тиб.) –прирученный, украшенный, буддийское его значение – монах (т. е. ведомый по пути совершенство) .

8. Мария - (евр.) этимология имени неясна. Возможно- горькая, или, по другим толкованиям - сильная, прекрасная. В христианских религиозно – мифологических преданиях – богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна - земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно родившая без разрушения своей девственности (дар, с. 48(. Имя, имеет несколько значений: «горькая», «любимая», «желанная», «упрямая», или «госпожа». Порядочность, доброта, надежность, активность, гуманность. Мария обладает огромным запасом любви и нежности. С детства у нее проявляется мягкость, послушание, сочувствие к людям и готовность помочь попавшему к беду человеку.

9. Солбон – (бур.) существует два значения: утренняя звезда и ловкий, проворный. Вариант этого имени частый и у других народов: Цолбон (мон.), Солбан (хакас.), Чолбоч (якут. , эвенк.), Цолви (ойрат. - калм.). Это объясняет тем, что в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов Солбон - персонификация или дух- хозяин планеты Венера, небесное божество.

10. Тимур-(тюрк.) - прочный, стойкий; буквально –железо. Ср. Тумэр.

11. Цырен- (тиб.) - долгая жизнь.

12. Чимит - (тиб.) бессмертный (дар, с. 70 (

13. Янжима (тиб.) – владычица мелодии, обладающая мелодичным голосом. (дар, с. 74(

Итак, среди 13 имен мы нашли:

3 имени собственных из греческого языка: Александр, Анжела, Елена;

5 имен из тибетского языка: Даши, Димид, Долсон, Цырен, Чимит, Янжима;

2 имени из бурятского языка: Арюна, Солбон;

1 имя из тюркского языка: Тимур;

1 имя из еврейского языка: Мария.

Для нас было неожиданностью узнать, что в нашем классе превалируют имена тибетского происхождения (40 %). Не менее интересным было и то, что на втором месте имена греческого происхождения (25 %). Только на третьем месте бурятские имена (17 %). На четвертом – по одному имени из тюркского и еврейского языков (по 9 %). Мы выяснили, что имянаречение следует другим законам. Из 13 бурятов только двое носят бурятские имена.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

Многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречаются такие совпадения, что в нашем классе есть два мальчика с именем Тимур.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать: Алена, Арюна, Янжима.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, поэтому не всегда дают свои национальные имена: Александр, Анжела, Алена.

Заключение:

Мы выяснили, что многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений: Димид. Но все-таки встречаются такие совпадения, что в нашем классе есть два мальчика с именем Тимур.

Выбирая имя своему ребенку, родители подбирают благозвучные имена, которые приятно произносить и слушать: Алена, Арюна, Янжима.

Выбирают имена, заимствованные из других языков, чтобы ребенок быстрее адаптировался к определенной среде, поэтому не всегда дают свои национальные имена: Александр, Анжела, Алена.