Как научиться читать пятничный намаз. Пятничный намаз по мазхабу имама абу ханифы

Пятница (аль-джум‘а ) - священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно (фард ) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُون. فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللهِ وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, - чтобы были спасены» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» .
«Если один из вас собирается на пятничный намаз, пусть совершит полное омовение (гусль)» .
«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующейпятницы и еще за 3 дня» .
«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), тоэто лучше» .

Пятничный намаз (аль-джум‘а ) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.

Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а ) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата) .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил:

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих» .

Пятничный намаз (аль-джум‘а ) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр ) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джум‘а ) выполняется только коллективно.

Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард ) для мукалляфа - психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:

  1. Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);
  2. Свободный от рабства;
  3. Не находящийся в пути;
  4. Не слепой;
  5. Имеющий здоровые ноги.

Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джум‘а ) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а ):

  1. Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр );
  2. Чтение перед намазом проповеди (хутба );
  3. Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а ) намаза, должно быть открыто для всех;
  4. Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;
  5. У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джум‘а ) от религиозного руководства мусульман данной местности;
  6. Пятничный намаз (аль-джум‘а ) намаз должен проводиться в населенном пункте.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬ-ДЖУМ‘А )

После первого призыва (азан ) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а ) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр ).

После второго призыва (азан ) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы ). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джум‘а ). Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джум‘а ) за имамом ради Всевышнего Аллаха». Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джум‘а ) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр ).

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему "Замолчи", то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь "молчи", тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

  • 8606 просмотров

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю... Как совершать пятничный намаз?

Пятничный намаз - это двухракаатный кол-лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример-но 14,5 лет) и проживающих в данном населен-ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи-тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на-маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска-ется совершение пятничного намаза в другой мече-ти.

При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат - тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля....)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)... она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами "АЛЛАХу Акбар!")...

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отно-шению к умершему мусульманину является со-вершение над усопшим джаназа-намаза, пред-варительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: "Я намерева-юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то - имя усопшего) сына (дочери такого-то - имя отца усопшего), во имя Аллаха". Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать "...за душу этого усоп-шего". Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать "...за того (затех), за кого сделал нийят (со-вершает намаз) имам".
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят и Аллаху акбар" для вступления в на-маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи-тают суру "Фатиха".
  4. После чтения суры "Фатиха" опять подни-мают руки, как и в начале, и произносят "Аллагьу ан бар ".

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры "Фатиха", читают салават: "Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад". (Можно чи-тать и более длинные варианты салавата, лучше всего "кама салайта").

  1. Опять поднимают руки и произносят "Ал-лаху акбар ".
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

"Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу" (если усопшая женщина - "Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа ", если намаз совершают за многих - "Ал-лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон-чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом 22 . Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят "Аиаху акбар".
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

"Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу". До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо-литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят "Салам", сначала по-ворачивая голову вправо, затем - влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.


после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности...)

после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)... во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух:)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают "камат" (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу...если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный - ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумг1а)

Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают... после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху... а имам начинает читать любую Суру из Корана... Во втором ракате после поясного поклона - рукъу иногда читается дуа Къунут (МАГЬДИНА).


В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе-ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева-ются) после пятничного намаза совершают и обыч-ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи-тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со-вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно...

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)» .

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею , сердце того будет запечатано Господом» .

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) .

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)» .

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны .

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно .

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман .

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]» .

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр .

Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Все о религии и вере - "пятничная молитва мусульман сколько длится" с подробным описанием и фотографиями.

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)».

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом».

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) .

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)».

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны.

Четыре ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно.

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]».

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.

Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Пятничная молитва мусульман сколько длится

Джума-намаз – пятничная молитва

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:

  1. Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
  2. Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
  3. Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
  4. На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
  5. Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.

Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.

Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех.

Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:

  • Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
  • Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.

Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.

Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

Как быть красивой для мужа?

Красота мусульманки не доступна для чужих мужчин, она принадлежат единственному мужчине – ее мужу. Поэтому мусульманке необходимо украшать себя для своего любимого супруга. Мы расскажем о том, как это сделать. Следите за своим питанием Пища – это милость Аллаха, которую надо использовать во благо. От того, что мы едим, напрямую зависят наше здоровье и наша красота. Поэтому непременно нужно следить за своим рационом питания.

  • Любите сладкое? Не наешьтесь запретного!

    Наверное, нет такого человека, который не любил бы сладостей. Разнообразие ассортимента кондитерских изделий поражает воображение. Но порой знакомые и любимые всеми продукты несут скрытую опасность для мусульман, так как возникает много вопросов к составу продукции. Струдников комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ часто спрашивают, можно ли употреблять торты и шоколад, в состав которых входит вино, ликер или спирт

  • Азан и Камат

    Азан - это призыв к намазу. Камат - это объявление о начале коллективного фарз намаза. Азан является сунной-му"аккада, близкой по силе и важности ваджибу. Наступление времени каждого намаза оглашается азаном. В течение суток совершаются пять обязательных намазов и, следовательно, столько же раз произносится азан.

  • Большие грехи: оскорбление

    Всевышний Аллах сказал: «А те, которые злословят о верующих, мужчинах и женщинах, безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха» (аль-Ахзаб, 58). «Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга» (аль-Худжурат, 12). «Горе всякому клеветнику, хулителю, который накопил состояние и подсчитал его» (аль-Хумаза, 1).

  • Как шайтан использует наш дурной нрав?

    Иблис продолжал свою исповедь: ― О Мухаммад, разве ты не знаешь. У меня семьдесят тысяч детей. И каждого из них я закрепил в каждой области надзирателем. А с каждым из моих детей есть еще по семьдесят тысяч шайтанов. Часть из них я направил к ученым. А часть направил к молодежи. А часть – к старикам. А часть – к пожилым женщинам.

  • 3 вида клятв и искупление за их нарушение

    Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.

  • Можно ли подниматься с земного поклона, опираясь руками о землю?

    В соответствии с мнением ученых ханафитского мазхаба, возвращение в кыйам (положение стоя) после совершения саджда (земного поклона) происходит следующим образом:

  • Если сделаешь так, то сбудется все, что пожелаешь

    Передают, что однажды Посланник Аллаха (сав) сидел в мечети со своими сподвижниками. Внезапно появился один сельчанин и приветствовал их со словами: “Ассаляму алейкум, о великие”. Расулюллах посадил этого сельчанина поближе к себе. Абу Бакр (р.а.) спросил: – О Расулюллах, знаю, что ты никого на земле не ценишь больше, чем меня. Почему ты посадил этого сельчанина на мое место?

    Мусульмане ответьте. Сколько по времени длиться пятничная молитва джума! и что нужно делать во ремя этой молитвы.

    Мусульмане ответьте. Сколько по времени длиться пятничная молитва джума! и что нужно делать во ремя этой молитвы.

    1. Пятничная молитва длиться примерно 1час: Сначала делается приветствие в мечети 2 ракаата, затем джаназа намаз у нас, затем Имам читает проповедь и после коллективный намаз. Еще между этими разделами совершают дуа (просьбу у Бога) по разным обстоятельствам.
  • на мой вопрос ответили мусульмане выше, но если вы девушка, то вам не обязательно хожить в мечеть, как мужчинам. Мусульманки мечеть это ее же и дом, но это ваше же желание. Лично я не хожу в мечеть, иногда.
  • Пятничная молитва (Джума) считается обязательной для мужчин. Обязательность совершения пятничной молитвы не распространяется на женщин, детей, больных, путников, на тех, кто находится в чрезвычайных условиях.

    Каждого мусульманину надо приготовиться к пятнице с четверга. Рекомендуется много читать истигфар (дуа о прощении) , а так же необходимо совершить полное омавение (Гусл) .

    Всевышний Аллах в Священном Коране в Суре Собрание 62(9) установил:

    О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.

    Среди семи дней недели, пятница – это день, когда Всевышний дарит особенное благословение. Это день встречи, который позволяет мусульманам приветствовать друг друга, и в это день Великий Аллах увеличивает вознаграждение.

    Время совершения это время полуденной молитвы (“Зохр”). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы. Пятничный намаз состоит из шести ракатов. Порядок их выполнения следующий: два ракяата фарда и четыре ракяата сунны.

    1. Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами “ас-саляму алейкум ва рахматулла”. Поприветствовав верующих, имам садится.

    2. Азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, воздев руки, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

    3. Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

    4. По завершении первой проповеди, имам садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-дуа.

    Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

    ДВА РАКЯАТА ФАРД.

    2. Ният (намерение не в слух) : “Я намереваюсь выполнить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”

    Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда рассветной молитвы “Фаджр”

    ЧЕТЫРЕ РАКЯАТА СУННЫ.

    Ният (намерение не в слух) : “Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”.

    После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

    Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее вышло, то совершается полуденная молитва “Зохр”.

  • Почему и на каком основании, некоторые прихожане, приходя в мечеть во время пятничной джума намаз не выполняют предписания. Просто сидят, не выполняя молитву в четыре раката сунны, до и после основной молитвы фард в два раката. В итоге не выполнив 8 раката сунны, в конце просто встают и покидают молча мечеть, не поприветствовавшись в общем кругу с помолившимися собратьями в конце. Что это за новшество, а ведь и имам никому не делает замечание по этому поводу.
  • Коллективный намаз:

    Пятница – день мусульман

    7 220 Ноябрь 22, 2013

    Пятница - день обязательного посещения мечети

    Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи ).

    Доказательство предписания пятничной молитвы

    На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

    Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд ). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим ).

    Мудрость предписания пятничной молитвы

    В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

    Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

    Условия обязательности пятничной молитвы

    Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

    1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

    2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

    3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

    4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

    5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

    6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

    Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

    Условия действительности пятничной молитвы

    Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

    1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

    Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

    2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара , и их было сорок человек.

    3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

    Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

    Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘ , который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

    Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

    Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

    4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

    Доказательство этого условия

    Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

    Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

    Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

    Этикет отправляющегося на пятничный намаз

    1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

    Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

    2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

    3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

    4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара .

    5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

    6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

    7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

    Общий этикет пятничного дня

    Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

    2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

    Абдулмумин Гаджиев