Употребление местоимений. Об употреблении местоимений и их формул Ошибка местоимение с предлогом

Синонимичными являются различные формы местоимений:

1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения: я и мы . Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы . (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).

2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой” . Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)

3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.

4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый , хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер) .

При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.

Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает) . По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.

Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.

При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.

В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них ). Не добавляется “Н ”, когда местоимение стоит:

1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.

2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).

3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива) .

Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой .

Местоимения представляют собой своеобразную в семантическом и грамматическом отношении группу слов. Как часть речи они объединяют слова, которые указывают на лицо, предмет, признак, и количество, но не называют их.

Традиционно по значению местоимения делятся на девять разрядов: личные (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), возвратное (себя), вопросительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), относительные (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько), неопределенные (кое-кто, что-то, какой-нибудь, чей-либо, несколько), отрицательные (никто, ничто, нечего, некого, никакой, ничей, нисколько), указательные (тот, этот, такой, таков, столько), определительные (весь, всякий, каждый, иной, другой, любой), притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой). Местоименные слова обладают различными морфологическими признаками. Некоторые из них изменяются только по падежам (например: кто, что-то, ничто, сколько, столько), другие - по родам и числам (например: каков, таков), третьи - по родам, числам и падежам (например: какой, некий, наш, этот, другой).

Местоимения численно представляют собой небольшую группу слов, однако характеризуются очень высокой частотой употребления. Употребление местоименных слов в речи подчиняется определенным нормам, нарушение которых часто приводит к неясности, искажению смысла конструкции. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.

1. К числу речевых недочетов относится употребление лишних слов, или многословие. В следующих примерах лишними являются местоимения, ибо они ничем не дополняют того, что выражено другими словами: Эта студентка, она всегда посещает занятия (личное местоимение дублирует подлежащее); И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» затрагивает множество проблем (значение принадлежности, выраженное в предложении притяжательным местоимением свой, само собой разумеется).

2. Личные местоимения свободно заменяют существительные и замещаются ими, поэтому часто используются для устранения тавтологии в речи (Когда сын переехал в Москву, он долго не мог привыкнуть к новому месту). Однако нагромождение личных местоимений нередко создает неясность текста: Тяжело приходилось ему, когда он с ним говорил о нем. Нежелательным является также дублирование одного и того же местоимения: Когда она получила диплом, она начала искать работу (лучше сказать: Получив диплом, она начала искать работу или Она получила диплом и начала искать работу).

3. Неудачно построенными считаются предложения, в которых личное местоимение 3-го лица множественного числа они заменяет существительное с собирательным значением, например: Студенчество активно участвует в жизни института, на них всегда можно положиться. В таких случаях следует заменять собирательное существительное конкретным (Студенты активно участвуют в жизни института, на них всегда можно положиться) или использовать форму единственного числа личного местоимения 3-го лица (Студенчество активно участвует в жизни института, на него всегда можно положиться).

4. В русской речи довольно часто встречается неоправданное отсутствие или, наоборот, наличие начального согласного н в формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Начальное н прибавляется к личным местоимениям, если они стоят после:

а) простых предлогов, например: для него, к ней, за ними

б) производных предлогов, управляющих родительным падежом, например: впереди него, напротив него, вокруг нее, мимо нее, посреди них, около них, но: внутри его, вне ее, наподобие их, насчет их.

Начальное н у местоимений 3-го лица отсутствует в следующих случаях:

а) после производных предлогов, управляющих дательным падежом, например: согласно ему, навстречу ему, вслед ей, наперекор ей, вопреки им, благодаря им

б) после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и существительного, например: при помощи его, в отношении его, за исключением ее, в пример ей, со стороны их, по поводу их.

в) при употреблении личного местоимения в значении притяжательного (сравните: гостить у него (у кого?) и гостить у его (чьего?) отца), г) после сравнительной степени прилагательного или наречия (выше их, звонче его, добрее ее). Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы, например: у всех их и у всех них.

5. По общим правилам местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Наличие перед местоимением двух или более существительных может в отдельных случаях привести к искажению смысла, к затруднению восприятия текста, например: Антон позвонил другу, он увлекается спортом (кто увлекается: Антон или друг?); Сестра моей подруги, которая вчера вернулась из Москвы, заболела (кто вернулся: сестра или подруга?). В этих случаях нужна правка. Избежать двусмысленности, неясности, можно, например, перестроив предложения следующим образом: Антон позвонил другу, который увлекается спортом или Антон позвонил другу, увлекающемуся спортом, Когда сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы, то заболела или Сестра моей подруги вчера вернулась из Москвы и заболела.

6. Источником неясности и двусмысленности иногда является неправильно употребленное возвратное местоимение себя. Данное местоимение может соотноситься с любым из трех грамматических лиц (я себя люблю, ты себя любишь, он себя любит) или относиться к нескольким лицам (они себя любят). Кроме того, оно может выражать отношение не к какому-либо конкретному лицу (лицам), а к любому (Ради победы и себя не жаль). При наличии в предложении нескольких существительных часто непонятно, с каким из них связано местоимение, появляется возможность двоякого понимания смысла предложения: Отец сказал дочери отнести книги к себе в комнату (отнести в комнату к отцу или к дочери?). В соответствии с правилом местоимение себя должно относиться к слову, называющему производителя действия.

Исправить предложение можно так

1) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги к себе в комнату.

2) Отец сказал, чтобы дочь отнесла книги в ее (его) комнату.

3) Отец сказал дочери отнести книги в ее (его) комнату.

7. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета определенному лицу: мой, наш - первому, твой, ваш - второму, его, ее, их - третьему, свой - любому лицу. В отдельных случаях возможно их параллельное употребление: Я подчеркиваю свою (или мою) мысль. Довольно распространенная ошибка в речи - неудачный выбор одного из притяжательных местоимений - встречается, как правило, в предложении, в котором обозначено несколько лиц или действий. Например, употребление местоимения свой в предложении Таня просит детей почитать свои стихи делает конструкцию двусмысленной (чьи стихи: Тани или детей?). Устранить двусмысленность можно, в частности, так: Таня просит детей почитать ее (или их) стихи или Таня просит, чтобы дети почитали ее (или их) стихи.

8. Часто не соответствует литературной норме употребление определительных местоимений сам и самый, различающихся оттенками значения. Местоимение сам обозначает, что кто-нибудь лично производит действие, испытывает состояние или подвергается воздействию (Пусть сам и спросит), производит действие своими силами, без помощи и требования со стороны (Я сам справлюсь); в сочетании с существительными, называющими внутреннее свойство, качество, имеет значение «воплощенный, олицетворенный» (Человек этот - сама скромность); указывает, что действие или состояние распространяется также на данное лицо или предмет (Меня и самого это интересует); подчеркивает важность, значительность данного лица, предмета (Сам директор распорядился). Местоимение самый подчеркивает, усиливает указание на предмет или на тождество предметов (тот самый дом)\ употребляется для уточнения места и времени в значении «прямо, как раз, непосредственно» (с самого утра)", при прилагательном образует превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества (самый красивый, самые пустяки). Как правило, местоимения сам и самый не заменяют друг друга, за исключением некоторых случаев, например, при подчеркивании определяемого существительного в значении «взятый сам по себе, как таковой» (Важен сам (или самый) факт публикации статьи).

Следует различать не только значение указанных местоимений, но и их склонение. Сам и самый склоняются, как прилагательные, но первое местоимение -с ударением на окончании (за исключением формы именительного падежа множественного числа): самого, самому, самого, самим, о самом и т. п.; второе - с ударением на основе во всех падежах: самого, самому, самого, самым, о самом и т. п. В винительном падеже единственного числа женского рода местоимение сам имеет две формы: саму и самое. Первый вариант является более употребительным.

9. Не редко причиной речевых ошибок является неточность словоупотребления, обусловленная незнанием значений слов. Определительные местоимения всякий, любой, каждый сочетаются с существительными и указывают на выделение единичных предметов или лиц из совокупности однородных. Эти местоимения различаются оттенками значения: всякий имеет значение «разный», «самый разнообразный», «всевозможный», «какой-либо», «какой бы то ни было» (без всякого сомнения)-, каждый - «один из всех в данном количественном ряду», «любой из всех подобных, взятый отдельно» (на каждый день); любой - «какой угодно на выбор» (любой ценой добиться успеха). В отдельных случаях местоимения всякий, каждый, любой являются синонимичными и допускают замену одного другим, например: Это может сделать всякий (каждый, любой) из нас. Однако в ряде случаев их смысловые оттенки препятствуют такой замене. Сравните: Приходи в любое время (но не каждое), Каждый сделал, что мог (но не любой), Задача решается без всяких сложностей (но не каждых или любых).

10. Та же проблема - неточное словоупотребление - имеет место и при употреблении неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные или неизвестные лица [кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто- либо), предметы (кое-что, что-то, что-нибудь, что-либо), признаки (некоторый, некий, кое-какой, какой-то, чей-либо, чей-нибудь) и количества (несколько, сколько-нибудь). Различие между ними имеет смысловой или стилистический характер. Местоимения с постфиксом-то указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные ни говорящему, ни слушающему (Кто-то вошел в комнату); местоимения с приставкой кое- указывают на лицо, предмет или признак, неизвестные слушающему, но в какой-то степени известные говорящему (Я кое- что могу рассказать вам о Сибири)-, местоимения с постфиксами -либо и -нибудь указывают на любое лицо, предмет или признак (Приняли ли вы какое-либо решение? и Кто-нибудь поедет на рыбалку?). Поэтому предложения Что-нибудь загремело вдалеке (надо что-то), Выберите мне, пожалуйста, кое-какую красивую открытку (надо какую-нибудь); За дверью слышался чей-либо голос (надо чей-то) являются неверно составленными. Местоимения с постфиксом - либо, а также нечто и некий имеют книжный характер, поэтому неуместно их использование в разговорной речи.

11. Нарушение нормы может быть связано с образованием и употреблением форм следующих

местоимений. Разговорный характер имеет употребление формы чего вместо что в вопросительных предложениях: Чего тебе нужно"? (надо Что тебе надо?)-, употребление местоимения такой в сочетании с местоимениями кто, что, какой для их выделения: Это кто такой? (надо Кто это?)-, употребление вопросительного местоимения вместо неопределенного: Дайте кто совет (надо Дайте кто-нибудь совет)-, употребление слова самый при личном местоимении в значении «собственной персоной» (Разве это он?- Он самый). Устаревшим является употребление краткой формы определительного местоимения всякий: За всякую (надо всякую) безделицу готовы обругать, личного местоимения они по отношению к одному лицу: Они (о генерале) (надо он) отдыхают. За пределами литературного языка находится местоимение ихняя, формы местоимения сколько - со скольки и до скольки.

Лучший способ избежать ошибок при употреблении местоимений - хорошо усвоить их значение и функционально-стилистические характеристики.

1. Местоимение 3-го лица (он, она, оно, они ) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не формально порядком слов, например: Туристы побывали во многих городах страны: они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями (не вызывает сомнений, что местоимение они относится к более отдаленному существительному туристы, а не к ближе стоящему городах ).

Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности, например: Сестра поступила в артистическуютруппу , она скоро уезжает на гастроли (кт о уезжает – сестра или труппа?). В этих случаях необходима правка; ср.:

а) Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли ;

б) Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли; Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кт о заболел – мать или Оля?); Внесены добавления в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях (нуждаются в уточнениях тексты или добавления?).

Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа. Это правило нарушено , например, в предложении: «В митинге участвовало множество народа; они требовали прекращения войны на Кавказе». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они формой единственного числа (оно, он ), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (...участвовало множество людей; они требовали... ).

2. При выборе одного из вариантов в парах я гуляю – гуляю, ты прочти – прочти и т.п. учитывается, что пропуск личного местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе, форма которого указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, например: Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л. Толстой); Не согласен! Не могу! Не желаю (Чехов). В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность, например: Идите, выполняйте приказание. Спите (Симонов). Ср. в приказах и распоряжениях: Приказываю...; Предлагаю... и т.п.

Подлежащее-местоимение обычно опускается при формах повелительного наклонения. Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления, например: ...Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (Пушкин); Вы побудьте с больными, а я пойду за лекарством. Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придавать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно... ты мне дай совет... (Л. Толстой) (см. также §178).

3. Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное.

В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи жить... (Н. Тихонов) (см. также §220, п. 2).

В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ, он культуры требует (Солоухин); Пуля она в Федотку-то не угодит, а кого-нибудь со стороны свалит (К, Седых).

Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются. Ср. ошибочные построения в ученических работах: «Евгений Онегин, он был представителем...»

4. Нормативной является форма у нее; форма у ней придает высказыванию разговорный характер, например: У ней лились слезы... (Федин); Нет, глаза у ней ничего! (Леонов).

5. При выборе варианта в парах внутри них – внутри их н перед местоимением 3-го лица или без н ) следует исходить из того, что в современном языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако такие предлоги, как внутри, вне, употребляются в основном без начального н.

Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, ср.: вопреки ему , наперекор ей , согласно им , вслед ему , навстречуей , подобно им , соответственно им ; также: благодаря ему .

Не требуют после себя вставки н также сложные предлоги в сочетании с местоимением, например: в отношении его , при помощи ее , не в пример им , в противовес ему , по поводу ее , за исключением их , со стороны его , по причине ее ; также: наподобие его , насчет их .

Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его , выше ее , лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь то допустимы обе формы (со встречным н и без него,), например: у всех их – у всех них , для всех их – для всех них , за всеми ими – за всеми ними , над всеми ими – над всеми ними .

Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними , между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими ... (Горький). – ...Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).

§170. Возвратные и притяжательные местоимения

1. Возвратное местоимение себя может относиться к любому из трех грамматических лиц, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или местоимений, с которыми потенциально может соотноситься возвратное местоимение, нередко возникает неясность. Например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе (к коменданту или к дворнику ?). В подобных случаях возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя соответствующего действия: действие коменданта выразилось в том, что он велел , а действие, выраженное инфинитивом отнести , относится к дворнику; поскольку сочетание к себе синтаксически зависит от последнего глагола (отнести к себе ), то тем самым возвратное местоимение соотносится с существительным дворник.

Однако указанное толкование не всегда убедительно. Так, в предложении Я застал помощника у себя в кабинете производителем действия является только одно лицо – я, однако у себя можно понимать и как «у меня» , и «как у него» . С другой стороны, в предложении Дедушка приказал нас с сестрицей посадить за стол прямо против себя (Аксаков) производителем действия, выраженного глаголомпосадить, от которого синтаксически зависит сочетание против себя , является не дедушка (дедушка приказал, а посадить должен кто-то другой), но по смыслу против себя здесь значит «против него», так как другого «претендента» на соотносительную связь с возвратным местоимением в приведенном предложении нет.

1). Комендант велел , чтобы дворник отнес к нему вещи жильца;

2). Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе .

1). Я застал помощника в своем кабинете;

2). Я застал помощника в его кабинете.

2. Аналогичное положение может возникнуть при употреблении возвратно-притяжательного местоимения свой , поскольку оно тоже может относиться ко всем трем лицам. Так, в предложении свою кружку слово свою следует отнести к младшей сестре как производителю действия, выраженного инфинитивом подать, с которым связано сочетаниесвою кружку, но оттенок неясности присущ и таким конструкциям.

Двузначным окажется также предложение, в котором слово свой будет заменено личным местоимением ее в притяжательном значении: Старшая сестра попросила младшую подать ей ее кружку. Ср. другие примеры: Редактор попросил автора учесть его прежние поправки (чьи поправки?); Председатель собрания предложил секретарю огласить подготовленную им резолюцию (кем подготовленную?). Неправильно использовано местоимение ее (вместо свой ) в предложении: На прием к врачу пришла молодая мама с ее детьми.

Приведенные выше примеры требуют правки, устраняющей неясность или неточный выбор местоимения.

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой свой, твой свой и т.п. Ср.: ... Я предаюсь моим мечтам (Пушкин). – Я не потерплю в своем доме воров (Чехов). Употребление притяжательных местоимений мой , твой, наш, ваш вместо возможного по условиям контекста свой больше подчеркивает связь с соответствующим лицом, в частности при противопоставлении, например: Моей главы коснись твоей рукой (Жуковский).

Употребление встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их недопустимо.

§171. Определительные местоимения

1. При значительной смысловой близости слов всякий, каждый и любой (ср.: это может сделать всякий из нас – ...каждый из нас – ...любой из нас ) они отличаются друг от друга присущими имоттенками значения.

Всякий имеет особое значение «разный, самый разнообразный, всевозможный» , например: всякого рода возможности . Другое значение – «какой-л., какой бы то ни было», например: отсутствиевсякой системы; без всякого сомнения (в значении «совсем без» ).

Местоимению каждый присуще особое значение «один из всех в данном количественном ряду», «любой из себе подобных, взятый отдельно» , например: зачетная книжка выдается каждому студенту; ср. также: на каждом шагу, каждый третий день, каждые два часа.

Сопоставляя местоимения всякий и каждый, находим еще такие различия:

1) всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом, а каждый предполагает такое ограничение; ср.: Всякому растению нужна влага. Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход;

2) всякий сравнительно свободно принимает формы множественного числа, а каждый употребляется во множественном числе только при указании на определенное число предметов(т.е. при наличии количественного числительного), а также при сочетании с существительными, не имеющими формы единственного числа; ср.: всякие брошюры каждые три брошюры, каждые вторые сутки.

Слово любой имеет особое значение «какой угодно на выбор» , например: выбирайте любую книгу, справиться в любом почтовом отделении, перенести заседание на любой другой день.

2. Существовавшее в прежнее время разграничение в употреблении местоимений сам и самый (первое относилось к названиям одушевленных предметов, второе – к названиям предметов неодушевленных) в настоящее время не соблюдается. В современном языке, особенно в публицистическом стиле, тенденция к употреблению местоимения сам вместо самый (но не к обратной замене) заметно усилилась; ср. употребление сам при названиях неодушевленных предметов в языке печати: сам созыв конференции, сам порядок принятия решения о создании комиссии; сама постановка вопроса здесь является нарушением устава; само голосование проходило в обстановке острой борьбы и т.п.

Варианты форм винительного падежа местоимения сама самоё саму равноправны, хотя второй вариант в последние годы становиться более употребительным.

При наличии в предложении возвратного местоимения себя местоимение сам может согласоваться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: я сам себе удивляюсь – я удивляюсьсамому себе , она сама себе нравится – она нравится самой себе .

§172. Неопределенные местоимения

Близки по значениям, но различаются смысловыми и стилистическими оттенками местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто; такой же параллельный ряд образуют местоимения кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо, некто.

1) Местоимение что-то (соответственно кто-то ) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего, например: Что-то промелькнуло в воздухе; Кто-то стучится в дверь.

2) Местоимение кое-что (соответственно кое-кто ) указывают на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему, например Я кое-что помню об этом случае; Придетсякое-кого посвятить в детали вопроса. Ср. различие в употреблении что-то и кое-что, связанное с наличием разных личных местоимений в роли подлежащего: Я кое-что мог бы рассказать вам. –Он что-то мог бы рассказать нам. В разговорной речи используется также частица кой- (кой-что , кой-кто ).

3) Такое же различие устанавливаем между местоимениями какой-то и кое-какой . Ср.: Видите, на столе лежат какие-то книги (неизвестные обоим собеседникам). – Я на днях купил кое-какие книги по специальности (в какой-то мере известные мне).

4) Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (соответственно кто-то и кто-нибудь ) заключается в том, что частица о придает значение «неизвестно что или кто» , а частица -нибудь придает значение «безразлично что или кто» . Ср.: Он рассказывал что-то интересное. – Расскажите что-нибудь интересное; Он стал звать кого-то на помощь (неизвестно кого для лица говорящего) – Он стал звать кого-нибудь на помощь (безразлично кого). Ср. также в диалоге: – Приходил кто-нибудь к нам сегодня? – Да, кто-то приходил. Неопределенность местоимений с частицей ибудь позволяет связывать их с предметом, еще не имеющимся налицо, отсюда возможность употреблять их при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях, например: Я попытаюсь что-нибудь сделать для вас; Пошлите рукопись кому-нибудь на отзыв; Если бы кто-нибудь позвонил мне заранее, я бы знал что делать.

5) Местоимение что-либо (и соответственно кто-либо ) близко по значению к местоимению с частицей ибудь, но имеет более общее значение (не один какой-то неопределенный предмет или не один из немногих неопределенных предметов, а один из любых взятых предметов). Ср.: попросить кого-нибудь (одного из немногих неизвестных людей) – попросить кого-либо (любого из неизвестных людей). Ср. также в отрицательных предложениях: не хочу обращаться к кому-нибудь (к кому попало, безразлично к кому) – не хочу обращаться к кому-либо (ни к кому, к кому бы то ни было).Местоимения с частицей ибо имеют книжный характер.

6) Книжный характер имеет также местоимение нечто (и соответственно некто ), которое обычно сопровождается пояснительным словом, например: нечто неожиданное, некто всером.

7) В значении «безразлично что», «безразлично кто» употребляются сочетания вопросительно-относительных местоимений (кто, что, какой и др.) со словами угодно и попало , например: делайте что угодно , занимайтесь чем попало .

8) Местоимение некий (книжное, ср.: некоторый ) имеет при нейтральных падежных формах неким, неких устарелые формы некоим, некоих . Формы некоей некой равноправны.

Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.

1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга . Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой ), не изменяются!

    Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо - ихний план , правильно - их план ).

2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:

увидел его - войти после него .

    Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его ) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.

3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму ) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая - самоё (но не - самую !) - книжная:

Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.

    Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они ), относительное местоимение который .

Употребление слов-заместителей требует особого внимания.

    Во-первых , нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.

    Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму - недопустимо употребление местоимения они , поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.

    Во-вторых , если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её .

    Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам - недопустимо употребление местоимение она , поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа .

    То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.

    Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания - двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных - статьи, педагоги.

    В-третьих , особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.

    Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки - можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.

    Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру ), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других ).

    Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .

    Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .

    Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.

    Ср.: я нашёл себе комнату.

    Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.

    Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
    Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
    Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды ). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать ), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь ), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.

Обратите внимание

Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова , обычно обособляется, если стоит после существительного . Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему , во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение . (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного. )

6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:

я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.

    Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.

    Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы ), а дополнение - существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их .

    Ср.: Я застал товарища в своём кабинете - Я застал товарища в его кабинете.

    Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.

    Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете - Сергей застал сестру в её кабинете.

    Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.

    Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат - Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.

    Во-первых , если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.

    Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:

    Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:

    Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.

    Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:

    Во-вторых , если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:

    Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.