Стапель из швеллера. Самодельный стапель для кузовного ремонта. Необходимые инструменты и материалы

Во сколько обойдётся покупка стапеля или рихтовочного стенда? Как минимум в 50 тыр. При этом данный стапель будет пригоден лишь для работы с лёгкими повреждениями. Для серьёзных и сложных работ понадобится стенд или стапель с гораздо большей ценой, причём она может быть в 10 а то и в 20 раз выше той цены, что указана выше. Предлагаю Вашему вниманию небольшой обзор изготовления очень мощного стапеля с бюджетом, который Вы сами можете определить. Всё зависит от цены металла, который можно приобрести как на метало-базах, так и на приёмках чер.металла. Основа 16-й швеллер. Почему 16-й? Ну как минимум потому что ширина 2-х сваренных швеллеров позволяет свободно заезжать на него практически любому автомобилю, а это немаловажно, ну а по прочности данный стапель даст фору любому заводскому.

Идея создания стапеля взята из интернета, в частности у Виталия Каховки. Размеры 4.5 на 1.85. Почему такой? Потому что это нормальный размер. И точка.Один из огромнейших плюсов данного стапеля это то, что его можно поставить в стандартный гараж, или любое другое помещение, в которое он вместится. В отличие от подобных стапелей рамной конструкции, этот стапель не имеет так называемых “гусей”,(как на фото), которые увеличивают рабочую зону как спереди, так и сбоку на достаточно большое расстояние, что не позволяет использовать такой стапель в обычном гараже.

Для изготовления стапеля было приобретено 46 метров 16-го швеллера. Причём половину удалось найти на приёмках, что удешевило его на несколько тыр. 20 метров было приобретено по 25 рублей за кг. на приёмке чер.мета, а остальное куплено на метало-базе по цене 570 рублей за метр.

Швеллер был сразу размечен и порезан по размерам.

Длина крайних – 4.5 м. Длина средних – 3.76 и длина перемычек 1.5 м. Затем швеллер был собран в короба и стянут струбцинами. Прихвачен по стыкам в нескольких точках. После сварки 2-х коробов по 4.5 метра для устранения прогиба на коробах, они снова были стянуты струбцинами и к ним пришлось приварить куски 12-го швеллера с отверстиями и короба стянуты болтами. После этого короба были приварены прихватками между собой, для того, чтобы их не деформировало при сварке. В дальнейшем они будут разрезаны. После этого короба были обварены более основательно. Без особых разметок, на глаз, прихватками по 4-6 см через 10-20 см.

После сварки всех швеллеров в заготовки, в виде коробов, половина из заготовок отложена в сторону. Выкладываем на полу внешний контур стапеля из коробов длинной 4.5 метра (а именно такой длины будет стапель) и внутренних, точнее перпендикулярных коробов длинной в 1.5 метра. Горизонтальность я выставлял с помощью нивелира, подкладывая под короба ту толщину из деревянных щепок или металлических обрезков, которая требовалась. Так же, перед сваркой первого внешнего контура стапеля, промерялись рулеткой несколько раз диагонали. После этого короба были сварены (прихватками по углам и центру, а так же по внутренним углам и центрам) между собой в прямоугольник. Затем эта конструкция была перевёрнута на 180* и прихвачена с обратной стороны по всем углам. Затем все стыки были обварены основательно. После этого первый контур рамки был снова перевёрнут на 180* и обварен. После этого приступаем к сборке внутренней части стапеля. Для этого у нас имеются 2 короба по 1.5 м. , такие же как внешние короба. Прихватываем их к длинному коробу, отступив от внешнего короба 6 см.

Так же поступаем и с другой стороной.

Почему 6 а не 4 или 8? Не знаю. Я решил что меньше и больше делать не стоит. Да и продольные заготовки – короба были уже отмеряны и отрезаны именно под этот зазор, как было задумано. Затем снова повторяем процедуру переворачивания будущего стапеля на 180* и обвариваем нижнюю часть. Потом снова переворачиваем и завариваем верхнюю часть.

После этого вставляем внутренние продольные короба и так же отступив по 6 см от внешних коробов прихватываем их в только что приваренным поперечным коробам.

Процесс повторяется ещё раз. Стапель переворачиваем на 180* и обваривается. Затем снова переворачиваем на лицевую сторону и обвариваем полностью. (Вертикальные стенки так же обваривались в горизонтальном положении, т.к вертикальные швы качественно проварить я не могу). К чему я это? К тому что стапель за пару дней много раз поднимался лебёдкой вверх и опускался вниз. Хотя наверное стоило перед этим изготовить что-то вроде вращающейся площадки на 2х основаниях. Облегчило бы. Ну да ладно. Стапель сварен. Какой стапель без ног? Не-е-е, это безногий конь какой-то, да и закрепить на нём что-либо не получится. Для ножек я решил применить гайки, самые большие которые нашёл в магазине. Не помню, наверное 24. Ну и с ними болты, длинной 15 см, для будущей регулировки стапеля по отношению горизонта. Гайки были приварены по углам стапеля.

Начинаем изготовление приспособлений для крепления авто к стапелю, а так же для вытяжки и толкания.

Зажимные губки я изготовил ещё до начала сварки стапеля. Не могу советовать Вам изготовление именно таких, т.к ещё пока не тянул ни одного пациента на своём “операционном столе”. Надеюсь они меня не подведут. Изготовил я их из 2х ж.д площадок для крепления рельсов к шпалам. Разрезав пополам, на каждую приварил половину от старого советского напильника. На внутреннюю наварил кемпингом точки, которые потом с помощью болгарки превратил в ромбы. На внешнюю часть решил не наваривать ничего, чтобы пороги у авто с внешней стороны оставались неповреждёнными. На внутреннее ребро площадки приварил пластину, приблизительно по толщине зажимной губки, для того, чтобы при стягивании губок верхняя, зажимная часть, не перекашивалась, а равномерно зажимала отбортовку порога.

Для изготовления стоек с зажимами, на которые будут приварены зажимные губки и на которые будет устанавливаться автомобиль, а так же приспособлений для вытяжки, зажимов и зацепов приобретён металл на метало.приёмке толщиной от 10 до 20 мм. На изготовление стоек (назовём их лапами) применил сантиметровый металл, вырезав из приобретённого площадки шириной около 20 см и длиной по ширине 2-х швеллеров и зазора. т.е 36-38 см., а так же вертикальные стоечки, высотой в 30 см.

Поперечные усилители-укосины были вырезаны из того же металла.

После приваривания 2-й вертикальной стоечки к площадке понял что так варить не стоит, т.к саму площадку сгибает от сварки. Потом пришлось кувалдой разгибать площадку, подложив под края деревянные бруски, а вертикальную стоечку опустить между коробами стапеля (правда при этом стапель пришлось приподнять и поставить на деревянные чурбаки, чтобы стоечка не доставала до пола). Но честно говоря это помогло не очень. Пришлось сварить прихватками их нижние площадки между собой, зажав струбцинами и лишь после этого приваривать поперечные косынки. Остальные 2 лапы варил уже сразу сварив их прихватками между собой.

Затем из купленных отдельно камазовских, (толщина 15 мм.) обломков и обрезков рессор были вырезаны верхние прижимы, длиной 20-25 см, с небольшим смещением от центра в них были прожжены отверстия под камазовские болты крепления головки к блоку цилиндров (16мм), т.е то что смог быстро найти, прочное и не подверженное деформации и срыву резьбы. По краям приварены куски 12й арматуры, для тех же целей, как и на зажимных губках, чтобы не было перекоса при зажимании. В качестве закладных (нижние упоры, в которые вставляются болты) применил 20 мм. металлическую полосу с изначально существующими в ней отверстиями. Пришлось лишь порезать их на куски. 8 для лап и ещё несколько штук для усилителей.(Позже поймёте).

Следующим этапом было приваривание кузовных зажимов к стойкам. Фото нет, но попытаюсь объяснить.

Сначала уже готовые стойки были прикручены к стапелю, который был предварительно выставлен по нивелиру. Прикручивал я их приблизительно на те места на стапеле, на которых они и будут в последующем стоять. Зажав все 4 лапы, нивелиром отмерял одну высоту, на которую и были приварены зажимные губки, которые сначала были стянуты струбцинами, прихвачены сваркой, а затем, после снятия лап со стапеля и укладки их в горизонтальное положение, обварены к лапам со всех сторон.

Размеры моих лап выше указаны, ширина губок бралась произвольно, т.е исходя из наличия материала, а как я уже писал, зажимы были изготовлены из ж.д площадок и приваренных половинок напильников. Болты для зажимов на 16. Отверстия в губках, предварительно, временно прихваченных сваркой по торцам между собой для соблюдения соосности, сверлились на сверлильном станке. Но ещё раз хочу акцентировать ваше внимание на том, что все размеры произвольны и брались из расчета того, чтобы оставалось как можно меньше обрезков от имеющегося в наличии металла. Считаю что губки можно и нужно изготавливать шириной не меньше моей, а лучше большей. Болтов а соответственно отверстий для стягивания губок возможно нужно иметь больше и диаметр их тоже должен быть больше. А возможно применение заводских зажимов (которые есть в продаже) ещё лучше, но это снова расходы.

Готовый стапель перед Вами.
Ну а на сегодня всё. В следующий раз я расскажу как изготовить разные приспособы и девайсы для стапеля .

Нравится

Ещё статьи на тему:

Отдельного внимания в починке поврежденных автомобилей требует кузовной ремонт. Часто после ударов, аварий и повреждений происходит искажение кузова автомобиля. Нарушение геометрии кузова приводит к негативным изменениям в конструкции (вибрации, нарушение углов, невозможность закрыть двери авто). Все это может привести к непредвиденному поведению машины на дороге, что является очень опасным для водителя и пассажиров транспорта. Именно поэтому возобновление корректной геометрии кузова считается важной составляющей ремонта ТС, который не обходится без применения стапеля.

В статье подробно описывается, как сделать стапель своими руками и сэкономить достаточно денег, вместо приобретения готовой конструкции.

Определяемся с конструкцией стапеля

Множество начинающих водителей не знают, что такое стапель автомобиля. Стапель для кузовного ремонта – стальная конструкция, позволяющая восстановить необходимую форму и размеры деталей кузова до аварии. Работа оборудования заключается в том, что элементы стапеля создают усилия в необходимых для автомеханика направлениях на нужные части кузова автомобиля, и возвращают правильную форму и размеры деталей кузова авто.

Для починки автомобиля различают несколько видов стапелей

Различают несколько видов такого рода оборудований для починки автомобиля:

  1. Платформенный стапель. Платформенный механизм легко вытягивает детали автомобиля в нужные стороны и восстанавливает форму и размеры. Стапель платформенного вида удобен поэтому устанавливается как профессиональными специалистами, так и у любителя автомобилиста в гараже.
  2. Рамный стапель. Наиболее компактный вид оборудования предназначен для устранения небольших деформаций. Подходит владельцам гаражей малогабаритных размеров для решения несложных задач.
  3. Напольный стапель. Сложная профессиональная конструкция чаще всего применяется автомобильными мастерскими. Такой стапель может восстановить автомобиль даже после масштабной аварии. Размеры напольного стапеля немалые, однако рельсы, по которым двигаются передвижные механизмы, расположены прямо на полу и отлично экономят место. Это позволяет использовать рабочее пространство для личных целей при необходимости.

Каждый вид стапеля должен подбираться автомехаником индивидуально в каждом случае исходя из его запросов.

Плюсы и минусы самодельного устройства

В восстановлении легковых машин вполне возможно использовать все три вышеперечисленных вида стапель.

Индивидуально в каждом случае автомехаником должен подбираться каждый вид стапеля

Достоинства и недостатки самодельного стапеля:

  1. Слишком большая стоимость качественного заводского стапеля приводит к тому, что многие специалисты самостоятельно изготавливают надежный стапель за более доступную цену.
  2. Любой вид стапеля предоставляет доступ к днищу ТС и любым его составляющим.
  3. Рельсы напольного стапеля размещаются на уровне пола, что позволяет выгодно использовать место в автогараже.
  4. У напольного стапеля довольно сложно проводить нужные измерения.
  5. При самостоятельном изготовлении стапель важное значение следует уделить повышенной прочности используемых металлических деталей.
  6. При помощи любого вида стапеля возможно проводить работы на разной высоте.
  7. Рамный стапель очень компактный поэтому удобно хранится в гараже.
  8. Рамный стапель имеет мало точек вытяжки, что не позволяет пользоваться оборудованием для устранения сложных деформаций кузова.
  9. Платформенный стапель считается наиболее легким для самостоятельного изготовления.

Основной причиной самостоятельного изготовления стапель считается высокая цена на заводские оборудования. Не каждый человек может приобрести дорогостоящий стапель для своего гаража или частной фирмы. Вникнув во все тонкости и моменты изготовления, каждый желающий способен изготовить качественный стапель по стоимости в два, а то и три раза ниже заводской. Изготовить напольный стапель для кузовного ремонта своими руками способен только специалист со знаниями слесарного и сварочного дела, так как такое стапельное оборудование относится профессиональному и требует применения сложной измерительной аппаратуры.

Высокая цена на заводские оборудования считается основной причиной самостоятельного изготовления стапель

Инструменты и материалы для создания стапеля

Если Вы решили смонтировать стапель собственными руками, Вам пригодится:

  • электросварка;
  • гидропривод;
  • шлифмашинка;
  • электродрель;
  • краска;
  • профильная труба от 5 мм;
  • металлические листы толщиной в 5 мм;
  • зажимные струбцины;
  • гайки;
  • болты.

Главным моментом для изготовления качественного и долговечного стапеля является правильное создание чертежа. От точности его создания зависит эффективность и качество всего оборудования. Один из главных нюансов – продумать правильные габариты стапеля и учесть размеры Вашего гаража. Важно не только учитывать допустимые размеры конструкции, но и еще расположение отдельных деталей и фиксаторов. В среднем размеры стапеля составляют – 4,5 Х 1,9 м.

Пошаговая инструкция: как сделать стапель своими руками

Большое количество чертежей напольного стапеля для кузовного ремонта доступно в интернете, также его можно смонтировать самостоятельно по аналогии конкретного заводского оборудования, сняв с него необходимые замеры.

Дело непростое изготовить напольный стапель своими руками

Как сделать стапель самому:

  1. Создание рамы конструкции. Из приготовленных металлических профилей свариваем внешний каркас, а к нему присоединяется внутренняя рама. Сверху и снизу во всех возможных местах свариваем наружный каркас, чтобы будущая конструкция была максимально прочной. Для надежности и лучшей жесткости углы конструкции покрываем дополнительными косынками из металла. Наиболее скрупулезные специалисты устанавливают поперечные балки.
  2. Прикрепление к подготовленному каркасу ножек или колесиков. Это позволит корректировать горизонтальную позицию конструкции. При желании хозяина гаража, в нем можно вмонтировать рельсы, на которых конструкция на прикрепленных колесиках будет удобно передвигаться.
  3. Изготовление деталей стапеля (стоек, лап, верхних прижимов). Из стали толщиной в 1 см вырежьте прямоугольники со следующими параметрами: ширина в 200 мм и длина в 350 мм, и приварите к ним стойки высотой в 300 мм. Дополнительно можно использовать усилительные укосины. Верхние прижимы должны быть длиной в 250 мм (для них часто используют обломки из рессор КАМАЗа). В них прожигаются проймы под крепежные болты.
  4. Приваривание зажимных струбцин. Для приваривания зажимов каркас выставляется точно по нивелиру. Дальше следует зафиксировать вертикальные стойки с помощью болтов. Потом нивелиром выставляют высоту, на которой должны размещаться лапы. Теперь можно приваривать зажимные струбцины.
  5. Этап монтирования стойки и тянущих элементов. Мощность гидравлических устройств заводского типа должна составлять около 2000 кг. Крепить вытягивающие элементы можно на накладку из швеллера, поставленную на каркас. Дальше просверливаются в раме в нужных местах, чтобы можно было поставить тянущий механизм в необходимую точку в процессе работы.
  6. Проверка конструкции. Чтобы проверить работу конструкции, следует установить ТС, требующее ремонта, на оборудование. Важно проверить: работают ли все элементы, качество их крепления и передвижения по каркасу, и только после этого приступать к непосредственному ремонту.

Обслуживание легкового автомобиля – это весьма затратное дело: нужно менять расходники, проводить техобслуживание, а также предстоит периодический ремонт разных частей авто. Гораздо выгоднее улучшать вашу машину, менять детали и чинить что-либо своими силами. Поэтому в вашем гараже должно быть необходимое оборудование и инструменты. Среди таких приспособлений важное место занимает . Данное приспособление можно смастерить и самому.


Платформенный стапель

Стапели бывают трех видов: рамные, платформенные и напольные. Также существуют разные приспособления по типу перемещения: подкатные и передвижные.

Разные виды стапелей

Устройства рамного типа представляет собой раму из металлического профиля. Работы выполняются в довольно простой последовательности:

  • зажимные механизмы, которые фиксируют авто;
  • к поврежденному месту машины крепится цепь, связанная с силовыми механизмами;
  • при помощи стапеля вытягивается участок и придается ему изначальная форма.

Для того чтобы безопасно погрузить автомобиль на конструкцию рамного типа нужно подъемное приспособление. Рамный стапель позволяет осуществлять разные виды кузовного ремонта, но для работ сложного уровня это ненадежная конструкция.

Стапель платформенный эксплуатируется для наиболее сложного кузовного ремонта. Металлическая платформа оснащена сложной системой креплений и зажимов. Еще у нее есть ножничный подъемник и башни, которые осуществляют силовые манипуляции. Такое платформенное оборудование считается универсальным. Оно дает возможность вытягивать поврежденный фрагмент во всевозможных направлениях, чтобы вернуть правильную форму. Поскольку в устройстве есть разновидные механизмы и всяческие крепления, можно проводить разные виды ремонта автомобиля. Но недостаток такой конструкции – это огромные габариты приспособления.


Конструкция стапеля

Напольный стапель наиболее часто используется в профессиональной сфере ремонта авто. Перемещение происходит по рельсам. В комплектации имеется:

  • система крепежей, зажимов;
  • металлические стойки;
  • выпрямители пневматические.

Устройство такого типа подходит для ремонта легковых и грузовых автомобилей. К тому же ремонтировать на таком приспособлении можно авто любого уровня повреждения. Это оборудование очень прочное и надежное, поскольку имеет большое количество комплектующих элементов.

Что необходимо для создания стапеля в своем гараже

Для того чтобы оборудовать в своем гараже стапель для кузовного ремонта, следует потратить довольно много времени. Нужен большой спектр инструментов и металлические прямоугольные профили, размеры сечения 50х50 либо 70х40 сантиметров. В интернете вы можете найти инструкции и чертежи, по которым сделать стапель напольный либо рамный.

Тип и габариты конструкции подбирается под марку и модель вашего автомобиля. Поскольку предстоит работа с металлом, то необходим сварочный аппарат, чтобы сделать соединительные швы. Для различных операций необходимо выбирать оптимальный режим работы аппарата. Чтобы прочность конструкции была высочайшей, нужно рационально сочетать поперечные и продольные элементы рамы. В углах конструкции следует приварить детали, размеры которых по 25 сантиметров высотой – металлические стойки.

На следующем этапе работы изготавливаются вспомогательные механизмы. Для фиксации автомобиля на оборудовании разрабатывается система крепежа. Актуальнее всего сделать крепежи, в которых изменяется высота. Конструкция данных механизмов подбирается под конкретные условия работы и ваше авто:

  • перемещение автомобиля по раме и фиксация машины в различных точках;
  • крепеж, который осуществляет деформирующее усилие;
  • система максимально крепкой фиксации авто на устройстве.

Еще один важный механизм оборудования – силовая стойка. Она должна перемещаться и работать в различных точках стапеля. Такое устройство прикладывает основное усилие к деформированным частям машины, и они выравниваются. Такие стойки крепко монтируются к основе конструкции и должны иметь высокий уровень прочности. В месте, где приваривается деталь, усиливается элемент дополнительной металлической косынкой.


Чертеж стапеля для ремонта кузова

Кроме данных механизмов, необходимо сделать еще и несколько упорных стержней с крепким крепежом. Они помогают при работе с несложными повреждениями кузова машины.

Найдя чертеж, чтобы изготовить стапель своими руками, нужно подготовить инструменты:

  1. Металлические профили для основы конструкции;
  2. Продольные профили для стоек;
  3. Уголки из металла;
  4. Аппарат для сварки;
  5. Гайки и болты;
  6. Крепежи;
  7. Грунтовка;
  8. Порошковая краска;
  9. Краскопульт;
  10. Гидравлическое устройство;
  11. Мощные цепи;
  12. Крюки;
  13. Чертежи.

Итак, когда все готово, следует приступить к изготовлению стапеля для кузовного ремонта. Все детали заранее нужно обезжирить, покрыть грунтовкой, а потом покрасить порошковой краской при помощи краскопульта. Затем металлические уголки необходимо приварить к профилю, который будет основой. Далее приваривается продольный профиль в качестве стойки и крепятся болтами. Потом монтируются силовые и выдвижные устройства, цепи и крюки. После того как вы соорудили стапель, необходимо его испытать и проверить действие каждого приспособления.

Процесс ремонта довольно прост: запускаются механизмы вытяжки, и давление силовых устройств приводит в действие стапель. Таким образом, вы самостоятельно можете починить в своем автомобиле повреждение любого уровня сложности.

Московский автомобильно-дорожный государственный университет, г. Москва. Уровень образования: Высшее. Факультет: АТ. Специальность: Инженер спец. Автомобили и автомобильное хозяйство. Опыт работы в автомобильной отрасли (мастером-консультантом…

9 комментариев

    Анатолий says:

    Спасибо за статью было очень познавательно. Хочу сделать у себя в гараже стапель.. как раз с помощью вашей статьи теперь прикидываю объем работ

    Алексей says:

    Трудновато самому такое сделать… Но в любом случае дешевле чем покупной, хоть и дает по карману.

    Борис says:

    Выполнять вытяжку автомобиля можно по-разному. Делали один раз даже с помощью нескольких столбов и деревьев. Изготовление специальных стапелей подойдет больше для владельцев сервисных центров. Изготовив лично стапеля для кузовного ремонта можно взяться за открытие собственного дела. Ведь всякие поломки с автомобилем происходят довольно часто, соответственно и денег принесет много.

    Леонид says:

    У нас в семье автомобиль практически у каждого, у кого-то всегда что-то отвалится или сломается. От чего денег на ремонт тратится много. Именно это и стало побуждением к тому, что бы свой гараж переделать под маленькую семейную мастерскую Да, занимает много времени и усилий, но результат оценить не возможно. Если есть гараж, почему бы и не смастерить себе такое??

Сделать стапель своими руками автовладельца обычно заставляет нестандартность конструкции принадлежащего ему гаража или же недостаток денежных средств для приобретения стандартных устройств, предназначенных для проведения работ по рихтовке кузова.

Непосредственным назначением стапеля является восстановление геометрии кузова, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Стапель для кузовного ремонта позволяет приложить к нему усилия в несколько тонн, в результате чего происходит сжатие или же, наоборот, растягивание кузовной конструкции.

Различные виды стапелей и подготовка к изготовлению простого устройства своими руками

Так как данное устройство весьма мощное, то во избежание несчастного случая во время осуществления кузовных работ необходимо обеспечить его надежное крепление на специально изготовленной раме. Стапель рамный является наиболее распространенным устройством при самостоятельном восстановлении кузовной геометрии.

Насчитывается три вида стапелей, при этом каждый может развивать усилие до десяти тонн, чего вполне достаточно для рихтовки практически любого кузова. Различают следующие виды стапелей:

  1. Рамный стапель. В его конструкции в обязательном порядке присутствует изготовленная из металла рама. При этом для фиксации автомобиля на ней необходимы специальные зажимы. Непосредственно деформируемый участок рихтуется при помощи цепи, заведенной на силовое устройство. Кроме того, для корректной работы подобного приспособления необходимо использовать подъемник.
  2. Платформенный стапель. Это рихтовочное приспособление более универсально и поэтому применимо для проведения более широкого круга работ по кузовному ремонту. Здесь все операции производятся на специальной платформе со смонтированной на ней системой зажимов и креплений.
  3. Напольный стапель. Это исключительно профессиональное устройство, которое перемещается по вделанным в пол гаражного бокса рельсам. Данный стапель позволяет производить даже ремонт грузовых машин, так как имеет надежную конструкцию и внушительные габариты.

Каждый из этих типов стапелей имеет свои преимущества и недостатки.

Проведение подготовительных работ

Прежде чем сделать стапель, необходимо будет провести ряд подготовительных работ. Так, стоит заранее определить, какие именно работы будут на нем выполняться, и какие модели автомобилей можно будет с его помощью ремонтировать. Например, если вы решите открыть кузовную мастерскую, то вам понадобится платформенное устройство, а для мелких бытовых работ вполне подойдет и рамный агрегат.

Определившись с типом стапеля, следует подготовить пол того помещения, где он будет установлен. Так, рамная конструкция потребует заглубления креплений для нее в пол, а также закрепление их с помощью цементного раствора. А вот платформу можно вполне установить в гараж и без прикрепления ее к полу, так как ее вес вполне позволит проводить необходимые кузовные работы.

Изготовление простого рамного устройства

Рамный стапель своими руками изготовить проще всего, так как это наиболее простая и распространенная конструкция для непрофессионального использования. Для проведения кузовных работ в любом случае понадобится гидравлика, которую самостоятельно изготовить невозможно, поэтому изготовление стапеля ограничится лишь конструированием и монтажом рамы.

Так как эта деталь отвечает непосредственно за фиксацию автомобиля, необходимо тщательно подойти к ее монтажу. Для этого стоит заранее заготовить чертежи, их можно нарисовать самому при наличии такого опыта.

В качестве материала для рамы обычно используют металлический профиль. На нем крепится стойка с захватами, которые должны будут фиксировать пороги автомобиля. Пороги же, в свою очередь, свариваются из металлических уголков и на балки устанавливаются при помощи болтов.

После монтажа эти элементы укрепляются еще и при помощи сварки. Определение размеров металлопрофиля производится исходя из того, что минимальные размеры его сечения должны составлять 40х80 мм, а длины — 150 мм. Профиля таких размеров будет вполне достаточно для осуществления работ по рихтовке кузова большинства легковых машин.

Самодельный стапель требует изготовления стоек. Обычно для этого используется металлопрофиль сечением 20х40 мм, при этом их высота не должна быть меньше 25 см. На готовые стойки привариваются косынки, а вверху — уголки, захватывающие пороги автомобиля.

Окончание работ по изготовлению

Изготовляя стапель своими руками, нужно помнить о том, что на стойки для лучшего сцепления необходимо будет сделать специальные насечки или же приварить гайки. Для крепления элементов рамы необходимо применять гайки и болты с мелкой резьбой. При этом опытные автолюбители советуют брать такие крепежи из ремкомплектов от иномарок.

Работая с гидравликой, имеющей мощность около четырех тонн, стоит использовать болты М10. Именно они позволяют четко зафиксировать стойки на балке и в дальнейшем выдерживать указанную нагрузку.

Смонтировав устройство, обязательно покрасьте его для защиты от коррозии, ведь устанавливаться оно будет в помещении с повышенной влажностью. Для этого необходимо металл зачистить от ржавчины и покрыть его грунтовкой. После этого следует покрасить раму при помощи пульверизатора.

После покраски рама монтируется на место эксплуатации. Место монтажа нужно подготовить заранее, при этом, если планируется производить более широкий круг кузовных работ, имеет смысл изготовить и установить еще один самодельный стапель, укрепленный на поворотной колонне.

Если требуется более функциональный стапель, можно внимательно изучить конструкцию промышленных образцов и попытаться повторить самостоятельно. Или можно приобрести уже готовое оборудование в кузовных мастерских, распродающих старые стапели.

Для выполнения кузовного ремонта простых инструментов зачастую недостаточно, и требуется специализированное и дорогостоящее оборудование. Деформация основных деталей не всегда означает необходимость их замены. Восстановление геометрии кузова можно выполнить в мастерской, но эти услуги имеют немалую стоимость. При наличии соответствующего оснащения можно легко провести ремонт самостоятельно. Для выполнения таких работ понадобится самодельный стапель, сборка которого не займёт много времени.

Назначение и преимущества самостоятельного изготовления стапеля

Стапель – это механическое оборудование, задачей которого является восстановление исходного состояния рамы автомобиля и геометрии кузова. Выпрямление деформационных изгибов, вмятин и других неровностей выполняется с помощью локальных нагрузок. В большинстве серьёзных изменений геометрии кузова, стапель является единственно возможным решением для восстановления формы каркаса машины. Наличие такого оборудования обязательно для каждой мастерской и гарантирует качественное проведение кузовного ремонта.

Для решения сделать стапель своими руками требуется разобраться не только в назначении такого механизма. Производители предлагают различную функциональность этого оснащения. Некоторые модели подходят только для работы в крупных сервисных центрах. Существуют и более мобильные варианты, которые можно установить в гараже или аналогичном помещении. При покупке таких устройств для личного пользования их цена будет высока и самостоятельное изготовление наиболее целесообразно.

Важность правильной геометрии автомобиля

Деформация кузова может возникнуть в силу различных причин. Случайный наезд на препятствие, переворот при езде на пересечённой местности или попадание в ДТП не проходят бесследно для машины. Изменение геометрии на лонжеронах или изогнутая рама автомобиля способны привести к таким последствиям:

  • Наличие шума и посторонних звуков при работе двигателя;
  • Невозможность открыть двери, багажный отсек или капот;
  • Занос автомобиля в сторону при движении по прямой;
  • Щели в панелях кузова и конструктивных элементах;
  • Неравномерный износ резины.

Такие особенности повреждения рамы ставят под сомнение возможность эксплуатации транспортного средства. Базовые размеры кузова указаны в технической документации каждого автомобиля. Причём их изменение будет требовать восстановления исходных параметров для продолжения безопасной езды. Стапельные механизмы позволяют практически полностью устранить деформацию и самостоятельное создание такого помощника будет хорошей альтернативой обращению в сервисный центр.

Выбор конструкции стапеля

Применение разнонаправленных усилий — наиболее важная особенность силового стенда. Такие работы затруднительно произвести вручную. Изготовить стапель своими руками можно различной конструкции. Подобные устройства выполняются из прочного металла, а их особенности зависят от типа выполняемого ремонта. При выборе подходящей модели стапеля следует учитывать параметры транспорта, для которого он изготавливается. Размеры стенда, характеристики приборов и механизмов можно подобрать, ориентируясь на наиболее удачные модели компаний Trommelberg, Nordberg BAS или Autorobot.

В зависимости от характера проводимых работ и универсальности использования существует несколько разновидностей таких силовых стендов. С помощью небольших конструкций будет удобно проводить локальный ремонт. а крупногабаритный промышленный стапель, оснащённый мощным гидравлическим оборудованием, справится с тяжелым грузовым транспортом. Для выбора подходящей конструкции следует знать виды и назначение всех подобных устройств.

Виды и функциональность рихтовочных стапелей

Строгой стандартизации силовых стендов не существует. Большинство производителей дополняют стапель различным оборудованием. Так, анкерные зажимы, специальные захваты и многобашенная конструкция стенда обеспечивает создание усилия в нужном направлении. Для использования в гараже можно выбрать только самое необходимое оснащение, а остальное приобрести или изготовить потом. Все стапеля можно разделить на 3 вида имеющие свои особенности и функциональность.

Рамная конструкция стапеля

Рамный стапель – представляет собой конструкцию для вытягивания относительно небольших деформаций. Такой стенд подойдёт для проведения локальных работ и позволяет с высокой точностью восстановить геометрию деформированного участка. Металлическая рама имеет сложную конструкцию, которая служит для обеспечения достаточной жёсткости. Прочная фиксация позволяет производить растяжку транспортного средства в любую сторону и изменять направление прилагаемых усилий.

Рамный стенд достаточно популярен в связи с небольшими размерами и практичностью. Фиксация машины на таком каркасе выполняется специальными захватами. Для вытягивания деформированных узлов используется цепное соединение, которое обеспечивает восстановление правильного положения повреждённой детали. В комплект подобной установки должен входить подъёмник для обеспечения фиксации транспортного средства на необходимой высоте. Обустройство такого стенда потребует различных деталей для обеспечения захвата и установки машины.

Напольная конструкция стапеля

Напольный стапель – используется профессиональными компаниями, специализирующимися на кузовном ремонте. Его конструкция подразумевает довольно высокие тяговые усилия, подходящие даже для восстановления грузового транспорта. При отсутствии объёмов работ эта система не занимает много места, что обеспечивает дополнительные удобства в эксплуатации. Такой стапель для кузовного ремонта своими руками сделать довольно сложно ввиду огромного количества деталей. В большинстве случаев функциональность такого силового стенда не нужна в условиях обычного гаража.

Любой напольный стапель нуждается в специально подготовленном основании. Монтаж рельсовых путей, системы стоек, анкеров и креплений требует точных расчётов и наличия соответствующего оборудования. Наиболее удобен напольный стапель при установке крепёжных систем вровень с полом, что обеспечит безопасность передвижения и работы. Возможностей такого силового стенда будет достаточно для доступа к любому участку деформации, а установка и закрепление машины не занимает много времени.

Платформенная конструкция стапеля

Платформенный стапель – имеет некоторую схожесть с эстакадной конструкцией. С помощью такого приспособления легко тянуть кузов автомобиля в любом направлении. Платформа подобного устройства имеет огромные возможности для установки дополнительного оборудования. Производить вытягивание на таком стенде наиболее удобно, а его функциональности достаточно для профессионально применения или проведения ремонта в гараже.

Для самостоятельного изготовления такая конструкция не предоставляет затруднений. Любой платформенный стапель превосходит по своим возможностям рамный и подойдёт для большинства видов транспортных средств. Для ремонта машины на этом стенде можно использовать одну или более башенных стоек, что будет достаточно для проведения самых сложных работ. Вытягивающие усилие гидравлического оборудования не имеет ограничений. Причём такая платформа может использоваться для кузовного ремонта внедорожников и более тяжёлой техники.

Что понадобится для изготовления стапеля

Производством стапелей занимаются крупные компании с мировым именем и мелкие региональные предприятия. Цена на подобные силовые стенды сильно разнится, но самостоятельное изготовление такого оборудования обойдётся многократно дешевле. В зависимости от выбранной конструкции следует составить чертежи, предусмотрев все особенности будущей мастерской. Затем останется только подготовить необходимые расходные материалы и инструмент.

Чтобы собрать самодельный стапель потребуется металлический профиль, который и составит остов конструкции. Процесс сборки выполняется с помощью сварки, и соответствующее оборудование должно быть в наличии. Крепёжная система разрабатывается индивидуально и важно приобрести механизм силовой стойки, цепи и сложные в изготовлении захватывающие устройства. Перед началом работ следует подготовить металл путём его очистки от ржавчины, обезжиривания и грунтовки. После чего можно приступать к сборке конструкции.

Изготовление рихтовочного стенда

Для получения надёжного каркаса профиль должен выдерживать не только вес автомобиля, но и усилие, создаваемое башенной стойкой. Для выполнения таких задач толщина металла стапеля не должна быть менее 4 мм. Наиболее удобна для установки в гараже платформенная конструкция рихтовочного стенда, и её проектированию стоит уделить отдельное внимание.

Точные размеры стапеля зависят от типа транспортного средства, нуждающегося в обслуживании. В длину для подобной конструкции будет достаточно 4.5 м профиля, а ширина в 2 м обеспечит удобную установку машины. Для изготовления каркаса подойдёт швеллер с сечением 50-120 мм, который образует прочную платформу для установки машины. Учитывая, что нагрузка от силовой башни на профиль будет пытаться его развернуть, требуется установить мощные ребра жёсткости. Сбор каркаса проводится с помощью сварочных прихваток, а после подгонки выполняется окончательная сварка. В целом все действия имеют следующий порядок:

  • Сбор конструкции согласно разработанной схеме;
  • Сваривание тела стапеля с учётом всех рёбер жесткости;
  • Сборка и установка крепежей для фиксации автомобиля;
  • Монтаж силовой стойки и дополнительного оборудования;
  • Установка цепей, захватов и кронштейнов.

При выполнении таких работ особое внимание требуется уделить жёсткости конструкции. Организовать ремонт на стапеле возможно только при условии, что машина будет надёжно закреплена. Следует внимательно относиться к вопросам безопасности. Нагрузки, воздействующие на раму транспортного средства во время вытяжки способны не только повредить автомобиль, но и нанести ощутимый удар по здоровью.

Эксплуатация силового стенда

Изготовить стапель можно любой конструкции, рамный или платформенный наиболее подходят для таких целей. Главное — ответственно подойти к работе и проявить собственную смекалку. Понять, как сделать стапель достаточно просто, а правильный выбор материала поможет снизить затраты на его создание. Для воплощения собственных идей стоит взять всё лучшее из уже существующих моделей. Эксплуатация стапеля рассчитана на долгие годы и такое оснащение ещё не раз докажет свою практическую пользу.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них