Учебные занятия по преодолению препятствий. Бой в городе. преодоление препятствий изменением исходных и конечных положений при выполнении приема

Очень важный раздел, так как нужно уметь правильно прыгать и спрыгивать,даже если вы занимаетесь или занимались паркуром то стоит изучить эту технику…Потому что преодолевать препятствие на «легке» это не с оружием и бронёй….
Для сложных акробатических маневров нужно убедиться что вся защита сидит на вас крепко и надежно…Иначе она может слететь…
В зависимости от вида и размеров препятствия преодолеваются;
безопорными и опорными прыжками, прыжками в глубину, перелезанием и
пролезанием, передвижением по узкой опоре.

Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных и невысоких вертикальных препятствий.

Прыжок с приземлением на одну ногу:
С разбегу
оттолкнуться перед препятствием одной ногой, другую ногу вынести широким
махом вперед вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее
и продолжать движение.

Прыжок с приземлением на обе ноги:
С разбегу оттолкнуться
перед препятствием одной ногой, помогая взмахом обеих рук вперед вверх.
Подтянуть нога возможно больше вперед, перепрыгнуть через препятствие,
приземлиться на обе ноги и продолжать движение.

Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий высотой до уровня груди.

Прыжок, наступая на препятствие:
С разбегу оттолкнуться
перед препятствием одной ногой и подавая корпус вперед, мягко напрыгнуть
на препятствие на другую (согнутую в колене) ногу; не выпрямляясь,
пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить ка нее и продолжать
движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой:
С разбегу оттолкнуться перед препятствием
левой ногой и, вынося руку с оружием вперед вверх, вскочить на
препятствие, опираясь на него левой рукой и отведенной в сторону слегка
согнутой ногой. Не останавливаясь, перенести через препятствие левую
ногу, соскочить на нее и продолжать движение.

Прыжок в глубину применяется при соскакивании с высоких препятствий и окон домов.

Прыжок в глубину из положения стоя:
Стать на край препятствия и
слегка присесть, оттолкнуться обеими ногами, спрыгнуть на полусогнутые,
слегка расставленные ноги.
Оружие держать обеими руками или в правой руке в горизонтальном положении, подав его в момент прыжка вперед.

Прыжок в глубину с опорой на руку:
Опереться левой рукой о край препятствия и, опуская левую ногу вниз, спрыгнуть на обе ноги.
Оружие держать в правой руке или за спиной, придерживая приклад рукой.

Прыжок в глубину из положения сидя:
Сесть на край препятствия, свесив ноги, оттолкнувшись от него руками и
каблуками, спрыгнуть на полусогнутые, слегка расставленные ноги. Оружие
держать в правой руке или за спиной. В последнем случае перед прыжком
вывести приклад за край препятствия и придерживать его до момента
приземления.

Прыжок в глубину из положения вися:
Повиснуть на руках, держась за
верхний край препятствия, отпуская одну руку, повернуться боком к
препятствию, оттолкнувшись от него ногами и рукой, соскочить на
согнутые, слегка расставленные ноги. Оружие - в руке или за спиной;

Перелезание применяется при преодолении высоких препятствий: заборов, стен, фасадов домов.

Перелезание с опорой на бедро:
его верхний край, оттолкнуться ногами от земли в выйти в упор.
Перенести над препятствием левую ногу, сесть на бедро, перенеся правую
ногу, сесть на бедро и затем, перенеся правую ногу, соскочить и
продолжать движение. Оружие - в руке или за спиной.

Перелезание с опорой на грудь:
Подбежав к препятствию и опираясь руками о
верхний край, оттолкнуться ногами от земли и повалиться па препятствие
грудью или животом. Наклоняя корпус вперед, упереться ладонью правой
руки в препятствие с противоположной стороны и, перенеся ноги через
препятствие, спрыгнуть па землю. Оружие за спиной или в правой руке; в
последнем случае оружие при соскоке прижимается плашмя к препятствию.

Перелезание «зацепом»:
С разбегу оттолкнуться одной ногой от земли в
одном шаге от препятствия и, опираясь другой согнутой ногой о
препятствие, ухватиться за его край. Подтянувшись, повиснуть левым боком
к препятствию так, чтобы его верхний край был под мышкой; согнутую в
колене левую ногу прижать к препятствию, а правую ногу отвести назад.
Взмахом правой ноги зацепиться пяткой (голенью) за верх препятствия,
перевалиться за пего и соскочить. Оружие за спиной.

Перелезание силой:
С разбегу оттолкнуться одной ногой — так же, как
при перелезании «зацепом», схватиться руками за верхний край
препятствия. Подтягиваясь на руках и помогая ногами, выйти в упор.
Далее, в зависимости от обстановки и вида препятствия, перелезть через
него и соскочить одним из следующих способов: перевалиться через
препятствие, как при перелезании с опорой на грудь; сесть на
препятствие, свесив ноги, и соскочить из положения сидя; опереться о
препятствие правой ногой и, перенеся через него левую ногу, соскочить из
положения опоры на руку и ногу.

Перелезание при помощи товарища:
Перелезание производится с опорой на
бедро товарища; с опорой на плечи товарища; с помощью подручных средств;
помощь перелезающему оказывается, как показано на последнем рисунке.

Ров (овраг) преодолевается переползанием по горизонтальному канату.

Пролезание в проломы, узкие окна, люки, трубы, щели в
зависимости от формы и размеров производится боком или головой вперед.

При преодолении различных препятствий, а также при
ведении боя на улице и в домах солдат должен всегда проявлять
бдительность. Противник будет устанавливать различные «сюрпризы»,
состоящие из мин натяжного, нажимного действия и др.

Преодоление препятствий - относительно новый вид конного спорта. Природная прыгучесть лошади всегда использовалась кавалеристами и охотниками для преодоления препятствий. Первые официальные соревнования по преодолению препятствий состоялись в Дублине в 1864 году, но в программу Олимпийских игр вошли с 1912 года. Основы этого вида спорта были разработаны Фредерико Каприлли (1861 - 1907), итальянским экспертом по конному спорту, который ввел новую посадку, известную сейчас как посадка "наклонившись вперед", при которой всадник двигается вместе с лошадью.
Большинство лошадей в диком состоянии или на свободном выпасе с радостью прыгают. Этим доказывается, что они великолепные прыгуны от природы. Лошадям трудно прыгать, только когда им приходится нести вес на спине и одновременно сохранять устойчивость. Вот почему лошади и всаднику приходится работать вместе, как единому целому. К тому же, всаднику надо сделать так, чтобы его или ее вес был наименьшей помехой для лошади. Всадник также должен уметь "считывать" барьер, чтобы правильно подвести к нему лошадь. Некоторые всадники лучше других оценивают барьер, а некоторые лошади лучше других понимают, откуда начинать прыжок. Природный инстинкт прыгать следует развивать путем целенаправленного тренинга.


Снаряжение для преодоления препятствий
Для использования на конкуре разработано специальное снаряжение и упряжь.
Конкурное седло - позволяет всаднику сидеть, сильно наклонившись вперед. Стремена более короткие, чем у универсального седла. Конкурные седла обычно имеют деревянный ленчик с пружинами, обрезанные снизу крылья и высокую заднюю луку. Спереди крылья увеличены, и подшиты подушки для упора колена.
Хлыст - короткий и удобный, находится у всадника в руках на уровне плеча лошади, не мешая лошади прыгать. Хлысты, употребляемые для соревнований, не должны превышать 750 мм.

Защита конкурных лошадей
Ногавки и бинты надеваются на ноги лошадей, чтобы избежать травм при взятии препятствий или от случайных ударов копытами. Защитные ногавки изготавливаются из кожи, пенорезины, пластмассы или фетра. Они предохраняют пясти, запястья, скакательные и путовые суставы и сухожилия нижних частей ног. Засечные ногавки предохраняют лошадь от ударов себя копытами. Конкурные лошади часто ударяются путовыми суставами о препятствия. Во избежание травмы на венечных сухожилиях фиксируются кожаные ногавки (колокольчики). Засечные ногавки также предохраняют ноги, венечные сухожилия и передние ноги от ударов задними ногами. Лошади чаще всего ударяют себя на рыхлом и мягком грунте. Кожаные ногавки привязываются или пристегиваются к ногам, а сделанные из резины натягиваются на ноги, чтобы таким образом предохранить венечные сухожилия, путовые суставы и пястные кости.


Конкурная лошадь
Хорошими конкурными лошадьми могут быть лошади различных пород. Специальных стандартов не существует, хотя строение ног лошади очень важно. Они должны иметь длинные, прочные кости и сухожилия. Задняя часть должна быть округлой, сильной и мускулистой с твердыми суставами - именно отсюда берет начало прыгучесть. Лошадь с короткой спиной не годится для прыжков, так как амплитуда движений ограниченна, и лошади трудно брать препятствия. Хорошая конкурная лошадь должна идеально соответствовать всем этим требованиям. Знатоки понимают, что половина проблем при преодолении препятствий возникает из-за каких-либо физиологических недостатков лошади. Мышечные боли или растяжения, даже если внешне они не заметны, приводят к неудачам.


Наклонившись вперед
Лошадь должна уметь легко поддерживать равновесие при прыжках, то есть всаднику необходимо удерживать свой вес, по возможности, в одном положении, не натягивая повод. Только при достижении полного равновесия всадники могут правильно направлять лошадь. Самая посадка всадника во время прыжка - наклонившись вперед. Для принятия этого положения стремена необходимо укоротить, подняв их на два-три отверстия, чтобы колени прижались плотнее к седлу. Всадник при такой посадке наклоняет туловище слегка вперед и переносит вес через верхние части ног и колени на стремена. Металлические подножки располагаются на подошве стопы. Важно, чтобы каблуки были направлены вниз, обеспечивая правильное положение нижних частей ног. Плечи должны быть расслаблены, а предплечья - быть продолжением повода. Такая поза уменьшает тяжесть на спине лошади, тем самым ей легче сохранять равновесие.

Образование дуги
В середине прыжка лошадь сгибается, опуская голову и шею, и выгибает спину. При этом ее тело напоминает дугу. Широтный барьер с параллельными брусьями является идеальным препятствием, чтобы научить лошадь правильно сгибаться. Чем уже такой барьер, тем быстрее лошадь должна сгибаться.


Техника прыжка лошади
Фактически, прыжок является удлиненным скачком галопа. В достижении такого удлинения заключается секрет успешного прыжка. Техника выполнения прыжка подразделяется на технику движений передних ног, задних ног и головы/шеи. Передние ноги должны подниматься как можно выше и подбираться под живот. У некоторых лошадей пясть передних ног свисает, поэтому приходится прыгать еще выше, чтобы преодолеть барьер. Широко распространенной ошибкой при прыжке является то, что лошадь подбирает под себя задние ноги. В высшей точке прыжка лошадь должна вытянуться, но если она забудет об этом и задние ноги останутся подтянутыми к животу, то высоты прыжка окажется недостаточно для чистого преодоления препятствия. Движения лошади головой и шеей зависят от правильной формы спины.

Подход
К барьеру следует приближаться в постоянном темпе и ритме. Ногами необходимо посылать лошадь вперед, чтобы она не остановилась перед препятствием. Постарайтесь приближаться к препятствию, как можно более точно двигаясь по прямой, чтобы у лошади был наилучший баланс для прыжка. Скорость приближения к барьеру определяется его типом. Более широкий барьер требует более высокой скорости подхода. В момент, когда лошадь почти достигла точки отрыва от земли, всадник подает руки перед по шее, чтобы дать лошади простор для прыжка.


Отрыв
Вначале лошадь пригибает голову и шею, чтобы правильно определить расстояние. Затем в момент прыжка голова и шея поднимаются, а передние ноги подбираются под туловище. После этого тело поднимается, шея сжимается, а задние ноги отталкиваются от земли, чтобы произвести отрыв.
Во время отрыва всадник переносит вес тела вперед, следуя за движением лошади, поддерживая только легкий контакт со ртом лошади через повод, при этом руки движутся вместе с головой лошади. Это наиболее трудный этап прыжка. Всадник должен принять позу для прыжка точно в момент отрыва лошади от земли. Если принять такую позу преждевременно, передняя часть лошади будет перегружена и лошадь потеряет равновесие; если, наоборот, принять такую позу с опозданием, всадник отстанет от движения и потеряет всякий контакт со ртом лошади.

Момент зависания
В момент зависания все четыре ноги лошади находятся в отрыве от земли и она как бы зависает в воздухе. В этот момент холка лошади является наивысшей ее точкой. Прежде чем начнется спуск, лошадь должна быстро вернуть передние ноги в нужное положение. Зависание требует такой степени координации всех мышц, что всадник практически не может сыграть никакой роли. Любое натяжение повода не позволит лошади вытянуть шею, тем самым не оставив достаточного места в плечах для подбора передних ног под туловище. В короткий миг полета всадник подготавливается к приземлению. Для всадника важно смотреть вперед во время прыжка. Если он (она) смотрит вниз, то будет реагировать в каждой фазе прыжка с опозданием.

Приземление
При приземлении лошадь вытягивает передние ноги вперед, и, когда они коснутся земли, поднимает голову вверх, чтобы восстановить равновесие и подготовиться к удару от приземления задней части. Задние ноги приземляются почти на отпечатки копыт от передних ног, так как лошадь галопирует дальше. Всадник не должен откидываться в седле назад момент приземления. Когда приземлятся задние ноги, всадник должен немедленно послать лошадь вперед. Лошадь переносит вес с передних ног на задние в готовности к следующему барьеру. Даже если вы преодолеваете только один барьер, лучше позволить лошади нестись дальше после прыжка.


Уровень соревнований
Соревнования по конкуру проводятся на любом уровне от местных спортивных игр и детских соревнований на пони до международных. Соревнования имеют различный уровень сложности, так что всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до главных региональных соревнований, а затем и на национальных и международных турнирах, если он обладает талантом и владеет отличной лошадью. Стандарт маршрута изменяется в зависимости от уровня соревнований.

Гит
Гитом называется завершенное прохождение маршрута от старта до финиша. После завершения гита всеми участниками определяется порядок распределения мест.

Размер арены (поля)
По правилам ФЕИ (Международной федерации конного спорта), площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше 3200 кв. м. Наименьшая сторона не должна быть менее 40 м.
Конкур для пони может проводиться на арене площадью не менее 2400 кв. м.
Площадь крытого конкурного манежа должна быть не менее 1200 кв. м с минимальной шириной 20 м.

Размеры площадки для разминки и тренировочного поля
Минимальный размер открытого тренировочного поля - 15 м х 35 м. На тренировочном поле должен располагаться, по меньшей мере, один высотный и один широтный барьер.

Колокол
Колокол предназначен для подачи сигналов участникам, например:
- следующему участнику подготовиться к выходу на площадку;
- дать сигнал начала выступления;
- остановить выступающего;
- дать участнику разрешение на продолжение выступления после его остановки;
- дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара).
Если участник не остановился после сигнала об остановке, его могут дисквалифицировать. Возобновление выступления после остановки, не дожидаясь соответствующего сигнала, также приводит к дисквалификации.


Флажки
По краям барьера должны устанавливаться флажки. На широтном препятствии должно быть не менее двух красных и двух белых флажков. Участнику требуется всегда преодолевать препятствия так, чтобы белый флажок располагался слева, а красный - справа.

Время выступления
Часы начинают отсчет времени гита с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты.

"Перепрыжка"
Если два или более участников прошли гит чисто или с одинаковым количеством штрафных очков, все участники с одинаковым результатом должны повторно пройти маршрут, который обычно короче, но может иметь одно или два дополнительных препятствия. Всадник с меньшим количеством штрафных очков и меньшим временем, затраченным на прохождение маршрута перепрыжки, считается победителем.

Маршрут
Маршрутом называется дистанция, которую должен пройти участник от стартовой линии до финишного флажка. Препятствия на маршруте пронумерованы в обязательном порядке их преодоления, за исключением некоторых соревнований, где участник может сам выбирать маршрут.

Судьи
Соревнования по конкуру с составом участников, не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями. Если за один день будет предположительно пройдено более 120 гитов, судей должно быть четыре, а при превышении цифры в 200 гитов жюри должно состоять не менее, чем из пяти судей. При наличии водного барьера должен выделяться дополнительный судья. Если количество гитов не превышает 50, достаточно двух судей.

Виды препятствий в конкуре


Одиночное препятствие
Одиночные препятствия подразделяются на два основных вида: широтное препятствие, например, оксер (барьер с низкой изгородью перед брусьями), и высотное препятствие.

Системы препятствий
Препятствия из двух и более элементов известны как системы. Тройная система является одним препятствием, но лошадь преодолевает его за три прыжка. Для обозначения составных частей системы используются буквы. Если лошадь отказалась от прыжка через одно из препятствий, требуется повторить всю систему.

Высотное препятствие
Высотное препятствие относится к одиночным препятствиям. Высотные препятствия представляют для лошади большую сложность, поскольку ей труднее определить расстояние до него. Для преодоления высотного препятствия лошадь должна быть более собранной и скакать медленнее. Точка отрыва расположена намного ближе к препятствию, чем при преодолении широтных препятствий, потому что лошадь должна набрать больше высоты для прыжка. Существует множество видов высотных препятствий: от стенки до препятствий, состоящих из одного ряда жердей. Существуют вертикальные препятствия с регулируемой высотой или дополнительными элементами для увеличения его высоты. Этот конноспортивный барьер аналогичен прыжку в высоту в легкой атлетике. В настоящее время он используется в состязаниях гораздо реже, чем раньше.


Стенка
Стенка является высотным препятствием, построенным из блоков. Трудность преодоления данного барьера заключается в том, что не видно места приземления.

Широтное препятствие
Широтное препятствие простирается еще и в горизонтальной плоскости, так что лошади требуется не только набрать высоту, но и прыгать на значительную ширину. Примерами широтного препятствия являются различного рода оксеры (с низкой изгородью перед брусьями) и тройники.

Джокер
Джокер - это трудный, но все же спортивный барьер. Нет установленного стандарта по устройству джокера, но он всегда отличается от других препятствий, например, наличием искривленного ствола дерева в своей конструкции. Такие препятствия часто помечаются карточным джокером, и в некоторых соревнованиях с итоговым подсчетом очков взятие барьера-джокера удваивает очки, набранные на предыдущем барьере.

Оксер
Оксер является широтным препятствием, заставляющим лошадь преодолевать определенную высоту и ширину. Если передние и задние брусья расположены на одной и той же высоте, то это - прямой оксер, но если последняя жердь барьера выше, то препятствие называется "постепенным" оксером. Препятствия, подъем которых идет постепенно со стороны отрыва или со стороны приземления, берутся лошадьми гораздо легче, чем параллельные, где лошади требуется преодолевать высоту и ширину препятствия на одном уровне. Даже если оксер состоит из нескольких элементов, он все равно считается одиночным препятствием, которое преодолевается одним прыжком.

Тройник
Тройник - это препятствие, в котором жерди и брусья постепенно становятся выше. Он преодолевается одним прыжком. Разновидностью тройника является "спина свиньи", в которой первая и третья жерди параллельны, а вторая расположена выше остальных, образуя вершину препятствия.


Канава с водой
Канава с водой входит в программу преодоления препятствий. Зеркало воды должно быть не шире 2-4 м и около 100-150 мм глубиной. Канава с водой может включаться в программу, только если верхний уровень воды соответствует уровню земли. На стороне отрыва может быть установлена планка, низкая стенка или кустарниковая изгородь высотой не более 500 мм. Сторона приземления должна быть отмечена планкой, изготовленной из дерева или подобного материала, желательно белого цвета, чтобы судья мог видеть, где лошадь оставила отпечаток своего копыта. Планка должна быть расположена по краю воды и жестко закреплена на земле.

Маркировочный брус на земле (подсказка)
Маркировочный брус - это четкая маркировка на уровне земли, которая видна как для лошади, так и для всадника. Важно, чтобы перед высотным препятствием располагалась хорошо различимая отметка, потому что за 4 м от барьера лошадь может видеть лишь его часть. Подсказка помогает лошади определить высоту прыжка и место отрыва.


Виды соревнований в конкуре


Классический конкур
Классический конкур предназначен для определения способностей лошади и всадника к преодолению препятствий. Если два и более всадника прошли гит чисто или с одинаковым количеством ошибок, результат определяется проведением одной, максимум двух перепрыжек. Во время перепрыжки наименьшее время с наименьшим количеством ошибок считается выигрышным.

Охотничий конкур
Здесь принципиальное значение имеют скорость и приемистость (умение маневрировать). При проектировании маршрутов таких соревнований основным учитываемым фактором является скорость. Любые ошибки при преодолении препятствий прибавляются к времени прохождения маршрута в виде штрафных секунд.

Конкур на мощность прыжка
Соревнования на мощность прыжка (пьюсанс) состоят из нескольких гитов, в течение которых всадники должны чисто пройти маршрут, чтобы попасть на следующий круг. После каждого гита препятствия делаются выше и, в целом, сложнее. К концу соревнований стенка может достигать 2,25 м. Обычно результаты подводятся после четвертого гита. Если после четырех гитов у нескольких всадников одинаковое количество очков, призовые деньги делятся между ними.


Конкур по возрастающей сложности
Конкур "по возрастающей сложности" проводится на маршруте с шестью, восемью или десятью препятствиями, которые постепенно усложняются. Степень сложности увеличивается не только за счет высоты или ширины препятствий, но также и схемой их расположения на маршруте. Очки присуждаются за каждое преодоленное препятствие: одно очко за первый барьер, два - за второй, три - за третий и т.д.

Соревнования по американской системе "до первой ошибки"
Конкур по американской системе проводится на время на маршруте средней сложности. Гит участника состязаний заканчивается при первой ошибке любого характера (повал, отказ лошади или падение).

Конкур-эстафета
В данном виде соревнований участвуют команды из двух или трех участников. В зависимости от программы состязаний члены команды могут заменять друг друга. Член команды, завершивший свой гит, больше выступать не может.

Соревнования на максимум баллов
Существует особый вид конкура "по возрастающей сложности", при котором за преодоленное препятствие присуждается определенное количество очков в зависимости от его сложности. Участнику дается определенное время - от 60 до 90 секунд - для преодоления любых препятствий по выбору, в любом порядке. Любой барьер можно преодолевать дважды.


"Выбери свой маршрут"
Другим видом соревнований "на максимум баллов" является состязание, во время которого участник обязан преодолеть все препятствия (не больше восьми), но участник сам определяет последовательность их взятия. Каждый барьер можно преодолеть лишь один раз.

"Туда и обратно"
Маршрут состоит из шести препятствий, которые надо преодолеть в обоих направлениях. Всадникам необходимо пройти круг дважды, вначале от первого барьера до шестого, затем в обратном направлении - от шестого до первого.

Конноспортивные шоу
Существуют соревнования, в которых участники оцениваются по следующим пунктам:
- Стиль поворотов и верховой езды: лошадь и всадника тщательно оценивают по качеству проведения поворота, состоянию упряжи, способу ознакомления с маршрутом, манере выхода лошади и всадника на поле, их остановке и отдаче поклона судьям. Лошадь и всадника также оценивают во время езды шагом и рысью на дистанции в 25 м.
- Манера прохождения маршрута.
- Посадка и осанка всадника.
- Сами прыжки.

Комбинированные соревнования (двоеборье)
Комбинированные соревнования являются проверкой базовых конноспортивных навыков, и включают относительно простой конкур и выездку. Они являются первым этапом соревнований на пути к участию в соревнованиях по конкуру, выездке или в конноспортивном многоборье, и называются "Тест Каприлли".


Уроки 26-27

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Предмет: ОБЖ.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами препятствий и способами их преодоления; упражнять в способах связывания узлов; воспитывать дух здорового соперничества и справедливой соревновательности.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, препятствия, страховки, верёвки для вязания узлов; рисунки с изображением препятствий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

− Какие способы сооружения временного жилища вы знаете?

Ученики отвечают на вопрос, учитель комментирует ответы, оценивает их.

III. Изучение новой темы.

Рассказ учителя

Препятствия повсеместно встречаются на пути туристов. На рисунке показаны препятствия, для преодоления которых не требуются специальные приспособления. Рассмотрим их.

Переправы: перильная, болото (по жердям), болото (по кочкам), мышеловка, паутинка.

− Для чего нужны переправы? (Ответы обучающихся.)

Переправы необходимы для преодоления препятствий, встречающихся на пути у туристов. Проходить эти переправы можно только по одному. Любое касание земли также считается нарушением.

Перильная переправа

На перильной переправе нельзя отпускать руки от верёвки, перехватывать их крест-накрест. Ноги тоже нельзя отрывать от опоры и переставлять их крест-накрест. После прохождения этапа игрок громко объявляет «Свободно!». Это – сигнал для следующего игрока.


«Болото» (по жердям)

Проходить «болото» можно по жердям, расположенным на земле, не касаясь ничем земли. В начале и в конце этапа есть граница, которую нельзя задевать. Второй участник начинает движение только после команды «Свободно!».

«Болото» (по кочкам)

Этап «болото» участники похода проходят по кочкам, не касаясь земли никакой частью тела по очереди, обязательно наступая на все кочки. Условие «двое на этапе» действует и здесь тоже. За границы заступать нельзя.

«Паутинка»

Необходимо пролезть сквозь отверстия в паутинке из верёвок, не задев ни одну. Помощь команды не только возможна, но и полезна. В одно отверстие может пройти только один игрок.

«Мышеловка»

На этапе «мышеловка» надо проползти между стойками, начиная от указанной границы, и подняться после следующей отметки. Нельзя задевать боковые стойки и верхние ограничители. Следующий игрок может выполнять задание после команды «Свободно!».

IV. Практические задания.

1. Учитель предлагает обучающимся пройти некоторые препятствия. Если есть возможность, учитель демонстрирует на ком-либо из учеников виды страховок, применение их на практике.

Уроки 26-27 должны проходить в помещении, где оборудованы соответствующие виды препятствий, а именно те, которые учитель запланировал при проведении практикума с обучающимися.

2. Обучение вязанию узлов.

Учитель. Узлы необходимы для связывания концов, страховки, переправы и др.

Перед вами некоторые виды узлов.

3. Показ способов связывания узлов.

4. Минисостязание на скорость и правильность вязания узлов.

V. Материал учебника.

Преодоление препятствий

Иногда в процессе жизнедеятельности человеку приходится сталкиваться с необходимостью преодолевать различные препятствия, такие, как овраг, река, ущелье, или страховать кого-нибудь при выполнении разного рода работ: мытье окон, ремонте крыши. В этих и других случаях обязательно иметь хоть какие-нибудь минимальные навыки использования специального снаряжения, в основу которого положено простейшее альпинистское оборудование. Практические навыки в умении преодолевать препятствия, использовать страховку и специальные приспособления проверяются и в ходе проведения соревнований «Школа безопасности».

Прежде всего напомним, что понятие «страховка» подразумевает принятие мер по обеспечению безопасности (в нашем случае участника соревнований) с помощью товарищей по команде (бригаде). «Самостраховка» - комплекс мер по обеспечению личной безопасности без помощи других лиц.

Способы страховки и самостраховки на каждом этапе соревнований свои. В общем случае они включают проверку исправности снаряжения, использование нагрузки на основную систему в пределах расчётной, применение страховочных верёвок, амортизаторов , самостраховочных усов и т. п.

Специальное снаряжение, используемое для страховки и преодоления препятствий

Основу любого специального снаряжения составляют альпинистские верёвки. По своему функциональному назначению их делят на основные и вспомогательные.


С помощью основных верёвок обеспечивают страховку человека или используют их в качестве несущих при различных действиях и работах на высоте. Вспомогательные верёвки предназначены для обеспечения второстепенных действий: оттягивание, обвязывание, подстраховка и вытаскивание грузов. Диаметр основных верёвок обычно 9-11 мм, а в качестве вспомогательных обычно используют так называемые репшнуры – верёвки меньшего диаметра или потерявшие свою прочность основные верёвки. Длина основной верёвки составляет обычно 40 м, а вспомогательной – 60 м.

Хранить верёвку лучше всего в бухтах , чтобы не было перегибов. Концы её должны быть оплавлены и отмаркированы для предотвращения распускания.

(Бухта – специальная укладка, при которой верёвка, не перегибаясь, укладывается последовательно кольцами.)

Следующим неотъемлемым элементом специального снаряжения являются карабины различных типов. Для преодоления препятствий и самостраховки обычно достаточно иметь два карабина с муфтой (рис. 41).

И, наконец, последняя основная составляющая специального снаряжения – индивидуальная страховочная система (ИСС), которая является средством индивидуальной защиты от падения с высоты и представляет собой систему предохранительных поясов и обвязок. Наиболее часто в быту и в ходе соревнований «Школа безопасности» используется ИСС типа «Венто-универсальная» (рис. 42). Она состоит из ножных регулируемых обхватов, плечевых регулируемых ремней и грудных ремней, регулируемых блокировкой. На грудных ремнях имеются петли для подвески снаряжения. Ножные обхваты соединены перемычкой. Достоинством системы является простота эксплуатации. Наличие трёх степеней регулировки позволяет изменять размер системы в широких пределах.

Иногда при отсутствии ИСС можно использовать крепления в виде мягкого сиденья (рис. 43, а, б). Следует учесть, однако, что использовать подобную верёвочную обвязку можно только при хорошем знании техники вязания узлов.

Техника вязания узлов

Техника вязания узлов вам хорошо известна из курса ОБЖ 6 класса . Напомним, что обычно все применяемые узлы делят на три группы: для связывания верёвок, для обвязывания и специальные узлы.

Для связывания верёвок одинаковой толщины наиболее распространён прямой узел (рис. 44). Будучи хорошо затянутым или при наличии постоянного натяжения он уверенно держит нагрузку, хотя при определённых условиях (на «скользкой» верёвке) может и развязаться. Часто при вязании прямого узла допускаются ошибки, в результате получается «бабий» узел (его признак – отсутствие симметрии) (рис. 45) или ложный прямой узел (его признак – концы выходят из разных сторон и также отсутствует симметрия).

Для обвязки и привязывания верёвок к различным предметам часто используется «беседочный» узел, или «булинь» (рис. 46). Он просто вяжется, не затягивается и не портит верёвку, достаточно мягко развязывается, когда потребуется.

Специальные узлы предназначены для обвязывания системы «обвязка – беседка» и ряда специальных задач.

Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием

Преодоление естественных препятствий требует мобилизации сил и взаимопомощи . Прежде всего необходимо правильно построить цепочку людей исходя из принципа: сильный – слабый – сильный (мальчик – девочка – мальчик). Прошедшие препятствие первыми не продолжают движение, а ждут, когда вся группа преодолеет это препятствие.

Взаимопомощь может осуществляться протягиванием руки товарищу, поддержкой двух товарищей при высоком перелазе, путём протянутого альпенштока, если таковой имеется. «Помоги товарищу – и тебе станет легче!» - так гласит один из законов. Взаимопомощь может выражаться и в разгрузке ослабевшего или в полном освобождении его от груза.

Естественным препятствием могут оказаться в плохую погоду и обыкновенная тропа на глинистом грунте, и лесная дорога, где стали сколькими и мокрыми корни деревьев.

Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий – дисциплина и организованность. Именно соблюдение этих принципов и проверяется у участников соревнований «Школа безопасности». Здесь за их несоблюдение накладываются серьёзные штрафы: заступ за контрольную линию, двое на этапе и, как следствие, перегрузка страховочной системы, потеря снаряжения, срыв и падение. Любое из подобных нарушений может стоить человеку жизни.

Вариантов проведения соревнований по преодолению препятствий множество. В таблице 11 приведены лишь некоторые из них.

Таблица 11

Варианты проведения соревнований по преодолению препятствий

Рисунок и задание на этапе

Особенности этапа

Переправа по горизонтальной верёвке через реку

Задание: переправиться на другой берег, не нагружая страховочную систему, держась руками и ногами за рабочую верёвку.

Условие: на этапе один участник.

Основная верёвка натягивается между надёжными опорами, а над ней на высоте 1-1,5 м судейская страховочная верёвка, к которой на карабине крепится страховочный ус. При движении участника ус не должен быть натянутым и пристёгивается к грудной обвязке участника его карабином. К судейскому карабину крепится вспомогательная верёвка, концы которой разносятся на оба берега для возврата страховочного карабина на исходный берег или транспортировки сорвавшегося участника.

Преодоление наклонного бревна

Задание: переправиться по бревну.

Условие: на этапе один участник.

Преодолевать этап можно, переходя или переползая по бревну.

Угол наклона бревна не должен превышать 300. Для спуска с опоры наклонного бревна можно использовать верёвку или лестницу.

Преодоление бабочки

Задание: пройти по нижней верёвке от флажка до флажка.

Условие: на этапе один участник.

Основную верёвку не следует поднимать слишком высоко во избежание травм. Верёвка-перила крепится к двум опорам на высоте 1,5-2 м и к середине рабочей верёвки. При меньшей высоте крепления перил переправа довольно сложна. Концы перильной верёвки могут быть опущены до земли, чтобы использовать их при подъёме на рабочую верёвку. Страховка участника осуществляется путём пристёгивания карабина от самостраховочного уса к перилам с дальнейшим перецеплением на второй ус в центре препятствия.

Преодоление подвесного

моста (бревна)

Задание: перейти по бревну любым способом, не касаясь земли ногами.

Условие: на этапе один участник.

Для установки подвесного бревна используют две или четыре опоры, к которым подвешивается бревно на высоте 30-50 см от земли.

Способ передвижения в основном ползком. Обычно устанавливаются границы этапа так, чтобы участники, не заходя за них, могли поддерживать качающееся бревно, что облегчает преодоление препятствия.

Преодоление ромба

Задание: перейти препятствие, касаясь флажков (в начале этапа рукой, в конце ногой).

Условие: ромб вращается вокруг горизонтальной оси. Перейти любым способом.

Участники проходят этап, в основном находясь в положении спиной вниз, поэтому ромб натягивается на высоте 1-1,5 м над землёй таким образом, чтобы при вращении центральная перекладина не касалась земли. В ходе преодоления препятствия другие участники могут удерживать ромб от вращения, не заходя за контрольную линию.

Переправа по качающимся перекладинам

Задание: переправиться на другой берег, используя качающиеся перекладины.

Условие: на этапе один участник.

Возможны два варианта:

− перекладины подвешены на высоте 2-2,5 м, и участники держатся за них руками;

− перекладины подвешены на высоте 0,3-0,5 м, и участники переступают по ним ногами.

Преодоление этого препятствия обычно не требует использования специального снаряжения.

Преодоление паутины

Задание: преодолеть препятствие по натянутым горизонтально верёвкам.

Условие: на этапе один участник.

Для этого этапа необходимо несколько верёвок, которые натягиваются невысоко над землёй (0,5-0,7 м) так, чтобы при нагрузке они не провисали до земли. В местах пересечений верёвки не связываются.

Преодоление болота с помощью жердей

Задание: преодолеть болото, укладывая жерди на опоры.

Условие: запрещено опираться жердями о землю.

Преодоление препятствия требует отработанной тактики и слаженности действий участников. Длина этапа 15-25 м. Расстояние между опорами, на которые кладутся жерди, 2-3 м. Жерди готовятся длиной 2,5-3,5 м по количеству участников.

Преодоление болота

по кочкам

Задание: преодолеть этап, передвигаясь по кочкам.

Условие: на этапе один участник, наступать на первую и последнюю кочку обязательно.

Длина этапа – 10-15 м, кочки устанавливаются зигзагообразно на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Обычно предусматривается такой зигзаг, при котором участнику приходится прыгать с той же ноги, на которую он только что приземлился.

Переправа по горизонтальной

верёвке с перилами

Задание: преодолеть препятствие, держась за верхнюю верёвку и идя по нижней с самостраховкой.

Условие: на этапе один участник.

Для переправы выбираются две надёжные опоры. Нижняя верёвка натягивается очень сильно с использованием блоков и специальных приспособлений спасателей, а верхняя натягивается слабее на высоте 1-1,5 м над нижней. Длина переправы 15-20 м. Самостраховка участника осуществляется через страховочный ус, который крепится с одной стороны к грудной части ИСС, с другой – через карабин к верхней верёвке. При движении карабин помещается между рук участника. Движение осуществляется приставными шагами, держаться надо обеими руками за перила.

Длина уса с карабином не должна превышать длину руки до запястья, иначе при падении участник зависнет под верхней верёвкой и не сможет до неё дотянуться.

Переправа по горизонтально поднятому на высоту бревну

Задание: подняться по наклонному бревну на горизонтальное, переправиться на другой берег, используя самостраховку.

Условие: на этапе один участник.

Бревно находится на высоте 3-4 м над землёй. К его концам подведены два наклонных бревна.

Участники, держась за концы свисающей от перил верёвки, поднимаются на бревно, переходят на другой его конец, страхуясь через карабин к перилам. После этого спускаются по наклонному бревну вниз на землю, при этом обязательно используются рукавицы. Спуск на землю может осуществляться и с использованием спускового устройства, если это было оговорено заранее.

В ходе преодоления препятствий на соревнованиях «Школа безопасности» отрабатываются и другие приёмы. Например, движение по узкому лазу, переправа реки вброд и с использованием подручных плавсредств, укладка бревна и переправа по бревну, подъём, траверс и спуск с использованием перил. Все эти и другие способы преодоления препятствий, страховки и самостраховки могут понадобиться в жизни. Не знать их и не уметь их использовать – это значит подвергнуть опасности свою жизнь, жизнь своих друзей и близких людей.

Соревнования «Школа безопасности»

КОМАНДА НА ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКЕ

После прибытия команд-участниц на соревнования первые две команды проходят в зону старта (за 5 мин до начала соревнований).

Место старта обозначено и огорожено. В зону предстартовой проверки допускаются только стартующие команды, у которых проверяется наличие обязательного снаряжения команды.

Участники должны иметь при себе:

− укомплектованную санитарную сумку (1 на команду);

− индивидуальные средства защиты (по 1 комплекту на каждого участника);

− коробок с 3 спичками;

− блокнот и карандаш (ручку);

− часы со стрелками (одни на команду);

− страховочную систему (верхнюю часть) для самоподстраховки диаметром не менее 8 мм, карабин (по 1 комплекту на каждого участника;

− компас;

− рюкзак.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

На старте командам выдаётся карта.

Команда в полном составе проходит несколько контрольных пунктов (КП) в определённой последовательности. Контрольные пункты на местности обозначены призмами.

Старт и финиш этапа совмещённые.

По прибытии на КП команды регистрируют находящиеся там судьи.

Не допускаются нарушения последовательности прохождения КП.

На финише карту с отметками о прохождении КП команда сдаёт судье.

ВЫЧЕРЧИВАНИЕ СХЕМЫ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ

Задание – вычертить заданный маршрут движения.

Условие – каждый участник откладывает один участок маршрута.

Штрафы – отклонение от контрольной точки на каждые 2 мм (исключая первые 2 мм) – 1 балл.

ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ – В РАЙОНЕ АВАРИИ С УТЕЧКОЙ АХОВ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ ЗАРАЖЕНИЯ

Команда находится на исходной точке в полном составе.

Для имитации заражённости участка предусматривается создание очага комбинированного задымления (имитация дымов).

Оцениваются:

− выбор средств индивидуальной защиты;

− определение маршрута движения по «заражённой» местности;

− выбор скорости преодоления участка.

ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ

Команде необходимо правильно произвести посадку и высадку из плавсредства, соблюдая установленные правила при движении.

Оценивается:

− правильность надевания спасательных жилетов;

− правильность посадки в плавсредство и высадки из него;

− размещение участников в плавсредстве;

− отчаливание участников от берега и причаливание к нему;

− поведение участников в период движения.

Старт на этапе происходит по команде судьи, финиш – по моменту высадки из плавсредства последнего участника.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Команда проходит указанный маршрут с соблюдением правил дорожного движения. Возможно выполнение заданий, изображённых на карточке (дорожные знаки, дорожные ситуации).

Оценивается:

− правильность передвижения команды по населённому пункту;

− выбор наиболее безопасного маршрута движения;

− знание жестов регулировщика и выполнение его сигналов;

− знание дорожных знаков.

ОРГАНИЗАЦИЯ БИВАКА

Задание – на указанной судьёй площадке установить палатку.

Условие – количество участников на этапе по усмотрению команды.

Штрафы:

− складки на скатах палатки – 1 балл;

− общий перекос палатки – 2 балла;

− повреждение снаряжения – 5 баллов;

− использование судейского колышка – 4 балла.

Снаряжение – 1 палатка на команду.

Примечание. Данный этап может быть совмещён с этапом «Кипячение воды» и организацией обеда команды.

Вопросы

1) Какое специальное снаряжение должно быть у участника соревнований «Школа безопасности» для обеспечения самостраховки при преодолении препятствий?

2) Какие основные нарушения подлежат штрафу в ходе преодоления препятствий на соревнованиях «Школа безопасности» и почему?

3) Когда и где в жизни вам могут понадобиться навыки преодоления препятствий, страховки и самостраховки, полученные в ходе соревнований «Школа безопасности»?

Задание

Составьте список обязательного, на ваш взгляд, индивидуального и группового снаряжения участника слёта-соревнования «Школа безопасности», включив в него специальное оборудование для преодоления препятствий и страховки (самостраховки).

Что будет, если…

…длина самостраховочного конца (уса) вашей индивидуальной спасательной системы больше длины руки до запястья?

VI. Итог урока.

Учитель. Целями наших занятий, как вы помните, были: получить знания и умения, необходимые при непосредственном соприкосновении с природой; сформировать первичные навыки выживания в природной среде; развивать аналитическое мышление и рациональное поведение в незнакомых ситуациях природного характера, социального (группового) взаимодействия в необычных условиях. Чему же вы научились? Какие знания, навыки приобрели? Что больше всего запомнилось из изученных тем?

На мой взгляд, основные положения пройденного вами изложены у учебном пособии «Школа экологического выживания» и сводятся к следующему:

1. Каждый человек – часть природы, которая живёт по своим законам. Выжить – значит знать эти законы и действовать, сообразуясь с ними, а не пытаться подчинить их себе.

2. Создать искусственную экстремальную ситуацию в природе сложно, практически невозможно. Любая природная среда в силу своей естественности не может быть для человека (как существа биологического, являющегося частью природы) экстремальной. Любая игровая ситуация принципиально не подходит для этих целей, так как наигранность ощущается во всём, и включения мышления не происходит. Эффект «натуральности» экстремума возникает, как правило, за счёт неопытности или забывчивости.

3. Условием «комфортного» существования в сложной ситуации природного характера следует считать наличие трёх вещей (по степени необходимости): нож, соль, спички.

4. Отрабатывая практические навыки, постарайтесь обойтись без специального (индивидуального и коллективного) туристического снаряжения. Ведь у заблудившегося человека его, как правило, не будет.

Домашнее задание: тренироваться в вязании узлов. Подготовиться к зачёту по способам вязания узлов.

Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.

Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.

В содержание занятий включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений; специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом, индивидуально и в составе подразделений; метание гранат на точность (по условиям выполнения контрольных упражнений); контрольные упражнения на полосах препятствий.

Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без оружия на дорожках или местности, прилегающей к полосе препятствий.

При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, перебежки, переползания, действия по внезапно подаваемым сигналам и командам («К БОЮ», «В УКРЫТИЕ», «ВОЗДУХ» и т.п.), бег на 150-200 м с попутным преодолением несложных препятствий. В подготовительную часть занятия без оружия включаются: ходьба и бег различными способами, общеразвивающие и прыжково-беговые упражнения, бег с попутным преодолением несложных препятствий. Перед выполнением упражнения (приема, действия) отдается предварительное распоряжение, в котором указывается исходное положение, содержание упражнения, конечное положение, порядок выполнения, а затем исполнительная команда, например: «Исходное положение - у лабиринта, перелезть через забор силой и бегом вернуться в строй, выполнить упражнение 2 раза в быстром темпе. Рядовой Петров - ВПЕРЕД». Для выполнения упражнений потоком подается команда, например; «Экипаж (взвод), потоком, дистанция 10 шагов - ВПЕРЕД».

В основную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий или местности длиной 40-60 м с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются: поточно, соревновательным, групповым, круговым способами. Метание гранат производится поочередно по горизонтальным, а затем - по вертикальным целям. В каждое занятие включаются комплексная тренировка в выполнении контрольного упражнения или большей его части в сочетании с бегом до 600 м и другие комплексные упражнения. Тренировка организуется потоком в парах, группах или в составе подразделения.

На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается: применением различных исходных положений {лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат; увеличением дистанции до препятствий и целей; преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами; изменением порядка преодоления препятствий и поражения целей. На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий обеспечивается: вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий; увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток; выполнением метания гранат в сторону от направления бега; очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления; строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Бег с преодолением препятствий используют для развития военноприкладных навыков. Это тот же равномерный бег, но включающий преодоление препятствий и дающий гораздо большую нагрузку на организм. Школьник учится преодолевать препятствия, затрачивая минимум усилий и без лишних движений. Выполняют как в зале, так и на улице.

Препятствия (количеством от 1 до 6) подбирают с таким расчетом, чтобы их можно было преодолевать быстро, не сбавляя скорости. Схемы бега в зале: а) по беговой дорожке; б) обегая как бы уложенную на полу во весь зал русскую букву «С» или латинскую «5». В качестве препятствий применяют гимнастические снаряды, различные предметы, нарисованные на полу фигуры и др. Например, две параллельные линии поперек дорожки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга обозначают ров или канаву. Так, препятствиями могут быть:

  • 1) гимнастическая скамейка. Устанавливают ее поперек или вдоль, параллельно полу или наклонно: а) поперек - перепрыгивают с ноги на ногу, не касаясь скамейки или с опорой на нее; б) вдоль - пробегают по ней либо по иолу, оставляя скамейку между ногами;
  • 2) гимнастический козел - прыжок ноги врозь (для юношей);
  • 3) гимнастический конь поперек - преодоление с опорой на руку и разноименную ногу;
  • 4) гимнастическая перекладина с растяжками - различные варианты обегания стоек с нодлезанием иод растяжки;
  • 5) брусья - пробегание под жердями или между жердями, а также с обеганием стоек;
  • 6) гимнастический мат в ширину - прыжок в шаге;
  • 7) мини-брусья, установленные поперек, - перепрыгивание;
  • 8) нарисованные на полу и расположенные в определенном порядке точки - прыжки по точкам (рис. 4.8);

Рис. 4.8.

  • 9) гимнастические обручи, уложенные на полу, - бег или прыжки, наступая в обручи, выполнить 1-2 раза;
  • 10) мешочки с песком, уложенные в ряд на небольшом расстоянии, - бег по ним или через них;
  • 11) стойки и планка для прыжков на небольшой высоте - перепрыгивание с прямого или косого разбега; пробегание под планкой;
  • 12) натянутый резиновый бинт - используют как планку в предыдущем упражнении;
  • 13) стойки или другие предметы (стулья и т.п.) - обегание, не касаясь, зигзагом, «змейкой» и т.д.;
  • 14) тумба, куб, козел в длину и др. - запрыгивание с 6-8 шагов на препятствие высотой до 1 м (с последующим спрыгиванием, приземляясь на обе ноги и продолжая бег);
  • 15) набивные мячи, пробегая расстояние между ними в1 - 2 - 3 - 4- 5 шагов;

16) легкоатлетический барьер, опущенный на минимальную высоту, - перепрыгивание; то же (учебные барьеры до 40 см), но прыжком «в шаге», пробегая расстояние между ними в1 -2 - 3 - 4 - 5 шагов, отталкиваясь как левой, так и правой ногой;


17) то же, но пробегая расстояние до первого препятствия за 6 беговых шагов, между препятствиями (4,5-5,5 м) за 3 беговых шага. Место отталкивания обозначается ориентиром.

На улице используют естественные и искусственные препятствия, а также их обозначения. Естественные препятствия - это горки, канавы, ручьи, бревна, кусты и т.п.; искусственные - полоса препятствий и другие строения, забор, столбы и др. На улице бег с препятствиями может быть гладким и кроссовым. Гладкий бег выполняют по дорожке стадиона или другой ровной поверхности с выбеганием (отбеганием) в стороны для преодоления препятствий (одного или нескольких). Кросс - бег по пересеченной местности с преодолением встречающихся на пути препятствий.

Программой для школьников 5-9-го классов предусмотрено обучение во время бега преодолению 2-3 вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры на них, с приземлением на одну и на обе ноги. Невысокие препятствия, достаточно крепкие и прочные, ученики преодолевают, наступая на них или с опорой на руку и на ногу, а слабые, неустойчивые - прыжком в шаге.


Преодоление препятствий способом «наступая». Приближаясь к препятствию, ученики увеличивают скорость бега, стремясь точно попасть на удобное для отталкивания место. Первые движения напоминают атаку барьера. Затем бегун выносит активно вперед бедро маховой ноги, выводит вперед плечи, помогая отталкиванию ногой движениями руки, одноименной с толчковой ногой. Во время полета он еще больше подает вперед плечи и быстро разгибает в колене маховую ногу. Поставив эту ногу на препятствие, бегун сгибает ее в тазобедренном суставе и, наклоняясь, старается пронести как можно ниже центр массы тела. Отталкиваясь от препятствия, ученик опускает руки и быстро выносит вперед колено толчковой ноги. Приземляется на толчковую ногу и продолжает бег.

Преодоление препятствий с опорой рукой и ногой.

Этим способом можно преодолевать более высокие препятствия. Опираясь на руку и на противоположную ей маховую ногу, бегун быстро проносит над препятствием толчковую ногу и на нее же приземляется.

При обучении применяются перечисленные ниже упражнения.

  • 1. На месте. Обучение «атаке» препятствия. Ученики становятся на расстоянии 1,5 шагов от специально подготовленной стены
  • (ограды, гимнастической стенки) и воспроизводят показанные учителем движения атаки на препятствие. Вначале должна коснуться стены стопа маховой ноги, затем обе руки.
  • 2. То же, но без упора о стену.
  • 3. Имитация наступайия на препятствие.
  • 4. Преодоление препятствия наступанием.
  • 5. Преодоление препятствий перешагиванием с опорой руками.
  • 6. Преодоление низких препятствий (20-40 см) в ходьбе.
  • 7. В беге прыжки через одиночные низкие препятствия способом «согнув ноги» с приземлением на обе ноги и последующим продолжением бега.
  • 8. В беге преодоление низких препятствий (лежащее бревно, вкопанные автопокрышки и т.п.) наступанием на них одной ногой с последующим мягким спрыгиванием и переходом без остановки в бег.
  • 9. Преодоление препятствий высотой 80-100 см с опорой на одну руку и разноименную ногу.

10. Преодоление горизонтальных препятствий (ров, канава, яма) шириной до 150-170 см прыжком «в шаге». В начале обучения препятствия обозначают на дорожке ярким шнуром, затем, если есть возможность, преодолевают такие же препятствия в естественных условиях - во время кросса по пересеченной местности.

  • 11. Преодоление препятствий различными изученными способами.
  • 12. Бег с преодолением 2-3 препятствий, расположенных в 6-7 м друг от друга, с соревновательной скоростью.
  • 13. Соревнования в беге с препятствиями с применением всех изученных способов (рис. 4.9).

Рис. 4.9.

В процессе выполнения данных упражнений учитель должен тщательно работать над исправлением ошибок у школьника. Типичные ошибки: неактивный выход на препятствие, со снижением скорости; слабый маховый подъем ноги и вынос рук; слишком высокий прыжок над препятствием; медленное опускание за препятствие маховой ноги, задержка следующего шага; нечеткие шаги между препятствиями; опора одноименными рукой и ногой на препятствие (при опорном способе).

Следует разучить со школьниками и спрыгивание с препятствия, приземляясь на обе ноги. Этот способ применяют обычно в тех случаях, когда после жестко стоящего вертикального препятствия идет еще и довольно широкое горизонтальное, например канава. Здесь безопаснее приземляться не на одну, а на обе ноги.

В уроках беговой подготовки для школьников помимо преодоления препятствий на местности предусмотрено преодоление горизонтальных препятствий в условиях бега по дорожке. Анализ содержания обучения школьников показывает, что имеется реальная возможность применения упражнений барьерного бега на уроках физической культуры.