Избирательное право является всеобщее равное прямое тайное. Принцип всеобщих равных выборов. Постановления и определения КС РФ о выборах. всеобщие – ограниченные

Как нам обустроить Россию Солженицын Александр Исаевич

Всеобщее - равное - прямое - тайное

Когда в 1937 Сталин вводил наши мартышечьи «выборы» - вынужден был и он придать им вид всеобщего-равного-прямого-тайного голосования («четыреххвостки»), - порядок, который в сегодняшнем мире кажется несомненным как всеобщий закон природы. Между тем, и после первой Французской революции (конституция 1791 г.) голосование еще не было таковым: оставались ограничения в неравенства в разных цензах. Идея всеобщего избирательного права победила во Франции только в революцию 1848. В Англии весь XIX век находились видные борцы за «конституционный порядок» - такой, который бы обеспечивал, чтобы никакое большинство не было тираном над меньшинством, чтобы в парламенте было представлено все разнообразие слоев общества, кто пользуется уважением и сознает ответственность перед страной, - это была задача сохранить устои страны, на которых она выросла. С 1918 сползла ко всеобщему избирательному и Англия.

Достоевский считал всеобщее-равное голосование «самым нелепым изобретением XIX века». Во всяком случае, оно - не закон Ньютона, и в свойствах его разрешительно и усумниться. «Всеобщее и равное» - при крайнем неравенстве личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь, разном возрасте, разном жизненном опыте, разной степени укорененности в этой местности и в этой стране? То есть - торжество бессодержательного количества над содержательным качеством. И еще, такие выборы («общегражданские») предполагают неструктурность нации: что она есть не живой организм, а механическая совокупность рассыпанных единиц.

«Тайное» - тоже не украшение, оно облегчает душевную непрямоту или отвечает, увы, нуждам боязни. Но на Земле и сегодня есть места, где голосуют открыто.

«Прямое» (то есть депутаты любой высоты избираются прямо от нижних избирательных урн) особенно спорно в такой огромной стране, как наша. Оно обрекает избирателей НЕ ЗНАТЬ своих депутатов - и преимущество получают более ловкие на язык или имеющие сильную закулисную поддержку.

Все особенности избирательной системы и способов подсчета голосов подробнейше обсуждались в России комиссиями, партийными комитетами весной и летом 1917, из-за чего Учредительное Собрание и упустило время. И все демократические партии высказались против выборов 4-х -3-х или даже 2-х-степенных: потому что при таких выборах тянется цепочка личного знания кандидатов, избираемые представители теснее связаны со своей исходной местностью, «с местной колокольней», - а это лишало все партии возможности вставлять своих кандидатов из центра. Лидер кадетов П. Н. Милюков настаивал, что только прямые выборы от больших округов «обеспечат выбор интеллигентного и политически подготовленного представителя».

Кому что нужно.

Из книги Азбука коммунизма автора Бухарин Николай Иванович

§ 63. Всеобщее воинское обучение трудящихся Всеобщее воинское обучение трудящихся, к осуществлению которого приступила Советская республика России, прежде всего должно до минимума сократить казарменное обучение. Рабочий и крестьянин должны быть обучены военному делу,

Из книги Дуэль 2009_14 (613) автора Газета Дуэль

Из книги Революционное богатство автора Тоффлер Элвин

Тайное знание Если бы только этим исчерпывались угрозы науке - этому краеугольному камню наукоемкой экономики, - наша озабоченность уже была бы оправданна. Но назревает новая, гораздо более серьезная угроза, которая может вложить в руки ненавистников науки очень

Из книги Чужие уроки - 2003 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Тайное знание Очутившись в «счастливой семье», свежеиспеченные IBO начинают из кожи вон лезть, чтобы как следует образоваться. По той простой причине, что быстро разгадывают главную тайну культа «Амвея»: гораздо проще и выгодней не продавать товары, а строить пирамиду и

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Всеобщее потепление Суть проблемы. В результате человеческой деятельности в атмосферу выбрасываются громадные объемы углекислого газа. По некоторым предположениям, концентрируясь в верхних слоях атмосферы, они образуют слой, препятствующий нормальному остыванию

Из книги Литературная Газета 6302 (№ 47 2010) автора Литературная Газета

Прямое попадание в запендю Год Чехова Прямое попадание в запендю ЖАЛОБНАЯ КНИГА Спектаклю «После занавеса», поставленному Евгением Каменьковичем в Мастерской Петра Фоменко, пожалуй, больше подошло бы название «После Чехова». А может быть, даже и «Вместо…». Можно

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И КУЛЬТГЕКТАР ИМЕНИ XVI ПАРТСЪЕЗДА XVI съезд партии принял решение о введении всеобщего обязательного обучения. Это не просто административное постановление. Это решение означает, что надо развернуть громадную работу по строительству школ, по подготовке

Из книги Литературная Газета 6326 (№ 22 2011) автора Литературная Газета

Оказалось, что вологда имеет ко мне прямое отношение Эксклюзив Оказалось, что вологда имеет ко мне прямое отношение РАЗГОВОР НА ФОНЕ НОВОЙ КНИГИ Лариса Васильева – человек разносторонних дарований: известная поэтесса, автор более тридцати поэтических сборников,

Из книги Газета Завтра 399 (30 2001) автора Завтра Газета

Из книги Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги автора Степаненко Андрей Георгиевич

Прямое указание на город Петра Вот выборка из труда магистра Дитмара, осенью 1217 года покинувшего Акру. Из Петры Дитмар вошел в пустыню Вавилонии, и у него… ЦИТАТА: «По левую руку простирались высокие горы – горы Эфиопские, через которые Моисей повел войско короткой

Из книги Газета Завтра 947 (4 2013) автора Завтра Газета

Из книги Русский булочник. Очерки либерал-прагматика (сборник) автора Латынина Юлия Леонидовна

Ценность № 2: всеобщее избирательное право Еще нам говорят, что демократия - это европейская ценность и европейское завоевание; что это самый офигительно хороший режим, и при этом под демократией разумеют всеобщее избирательное право. Кто против всеобщего

Из книги Дача (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

Всеобщее благоденствие С повышением уровня жизни счастья у никологорцев не прибавилось. В 1994 году здешний житель - ныне ученый-биофизик, а тогда первокурсник физфака - в шутку предложил окружить Николину Гору колючей проволокой и объявить независимость. Его шутка

Из книги Пятое измерение. На границе времени и пространства [сборник] автора Битов Андрей

Прямое вдохновенье Памяти Юрия Казакова ЭПИТЕТ ЛИБО ОТЛИЧАЕТ, либо обозначает; если один и тот же эпитет и обозначает, и отличает, ему трудно работать. Обозначив (а не отличив) эпитетом «художественный, -ая, -ое» слишком обширные области человеческой деятельности:

Из книги Секреты глобального путинизма автора Бьюкенен Патрик Джозеф

Всеобщее благосостояние Бюджетное управление Конгресса США не упоминает, что программа Obamacare (реформа здравоохранения, предпринятая Обамой) будет стоить нации 2,5 млн рабочих мест. Вместе этого мы слышим оправдание, которое звучало из уст консерватора Барри Голдуотера

Из книги Газета Завтра 584 (5 2005) автора Завтра Газета

«РОДИНА»: ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ «РОДИНА»: ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ Александр Проханов 0 Александр Проханов «РОДИНА»: ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ "Вы чье, старичье?" - "Мы старые герои России. Разгромили ее смертельных врагов. Донесли ее Красное знамя до Берлина. Возвели из пепла и праха новые

Немного истории, или - по каким законам мы выбираем

Как было

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции «сверху» и «снизу», «подковерные» решения приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Первое законодательное закрепление в России всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, было сделано «сталинской» Конституцией 1936 года. Однако принципы эти являлись не более чем фикцией. У руля стояли «дряхлеющие старики», а народ находился на равноудаленном расстоянии от власти.

Но несмотря ни на что, уже теперь в свой актив Россия может занести два важных достижения .Наиболее важное из них - в сознание людей, в их жизнь, привычные представления входит простая мысль: законная власть - не от Бога, не от традиции, не от решения последнего пленума ЦК партии, а только от свободного волеизъявления народа .

Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.

Что означает свободные выборы? Избирать, участвовать в голосовании, избираться - это право, а не обязанность. Никакие меры ответственности за не участие в выборах не применяются. Однако если право существует, им нужно пользоваться. Ведь если Вы не придете голосовать, то это значит, что решение за Вас будут принимать другие. А бывает и так, что за не пришедших просто подбрасывают бюллетени.

Что значит Всеобщие выборы? Это означает, что граждане РФ, достигшие установленного законом возраста, автоматически приобретают право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, происхождения и т. д. Исходя из этого принципа, все избиратели, достигшие 18 лет, включаются в список избирателей на своем участке и им фактически предоставляется возможность без каких-либо препятствий проголосовать.

Что значит Прямые? Это означает, что избиратели сами непосредственно голосуют за своих кандидатов.

Что значит Равные? Это значит, что каждый голос избиратель имеет один голос и голос каждого расценивается одинаково.

Что значит Альтернативные? Это значит, что избирателю предоставляется право выбрать из нескольких кандидатов или партий.

Что значит «при тайном голосовании»? Это значит, что вам гарантируется тайна вашего выбора. Никто не вправе повлиять на ваше волеизъявление или применить к вам какие-либо меры ответственности за сделанный выбор. Дабы обеспечить тайну голосования на избирательных участках устанавливаются кабины для голосования.

Выборы занимают особое место в системе демократии, они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., принятой ООН, подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ч. 3 ст. 21)*. В нашей стране широко используется этот демократический способ формирования государственных органов и органов местного самоуправления.

*Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; Сост. проф. Н.А. Михалева. Т. 1. С. 329

В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборные органы местного самоуправления. Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.

Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Особое значение в избирательной системе имеют правила, на основании которых определяются результаты голосования.

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право. Избирательное право – институт (часть) конституционного права, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов.

Вместе с тем этот термин используется также для обозначения избирательных прав граждан (т.е. их субъективных прав). Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации. Оно включает активное избирательное право граждан - право избирать и пассивное избирательное право граждан - право быть из­бранными в органы государственной власти и выборные органы мест­ного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в нормативных актах - источниках избирательного права. Среди них надо прежде всего на­звать федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 19 сентября 1997 г.* (с изменениями и дополнениями, внесен­ными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 30 марта 1999г.**, «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.***; «О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ» от 24 июня 1999г.**** Имеются и другие ис­точники избирательного права, в том числе законодательные акты субъектов Российской Федерации.

*СЗРФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

**СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653.

****СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Участие граждан в выборах основывается на принципах равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, сво­бодного и добровольного участия в выборах.

Эти принципы избирательной системы, избирательного права, бу­дучи их важнейшими началами, определяют основные черты порядка организации и проведения выборов, реализуются на различных стади­ях выборов. Избирательный процесс продолжителен во времени, вклю­чает ряд этапов, являющихся главными моментами их организации и проведения: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвы­борная агитация; голосование; определение результатов выборов; по­вторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия).

Рассмотрим принципы участия граждан Российской Федерации в выборах, наиболее ярко характеризующие их избирательные права, ре­ализацию прав, порядок выборов.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по до­стижении установленного законодательством возраста - быть избран­ным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин РФ обладает активным и пассивным из­бирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. В то же время есть общепри­нятые естественные, оправданные ограничения: не имеют права изби­рать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Уместно вместе с тем заметить, что избирательными правами пользуются и лица, к которым в соответствии с законодательством была применена мера пресечения - содержание под стражей (но они еще не являются заключенными, осужденными судом).

Если связанным с возрастом условием приобретения активного из­бирательного права является достижение 18 лет (оно называется воз­растным цензом активного избирательного права), то возрастной уро­вень, необходимый для приобретения пассивного избирательного права, может быть другим (хотя бывает и таким же - 18 лет). Так, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. За­конами субъектов Федерации могут также устанавливаться дополни­тельные условия приобретения гражданином РФ пассивного избира­тельного права, связанные с достижением им определенного возраста. Однако устанавливаемый минимально необходимый возраст не дол­жен превышать 21 года при выборах в законодательные (представи­тельные) органы государственной власти субъектов Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (президента) этих субъектов и 21 года при выборах в органы местного самоуправления (но возрастные уровни по решению законодательного органа субъекта могут быть и ниже, однако не могут быть выше ука­занных). Законодательством также устанавливаются ограничения, свя­занные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться одновременно на государственной службе, заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью.

Всеобщность избирательного права не только провозглашается, но и гарантируется. Законодательство о выборах предусматривает гаран­тии, обеспечивающие возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными правами. Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (т. е. граждан РФ, об­ладающих активным избирательным правом), их право обжаловать не­включение в такой список, ошибки и неточности в нем. Законодатель­ство закрепляет ряд мер организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому избирателю воспользоваться своим правом. В частности, избирательные участки образуются в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях. Имеются и другие гарантии этого принципа.

Немаловажной гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории иностранного государства.

Устанавливая гарантии реальной всеобщности выборов, законодательство вместе с тем закрепляет принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип равного избирательного права

Большое значение для обеспечения демократизма выборов имеет принцип равного избирательного права. Он означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип также гарантируется. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Это делается для того, чтобы нельзя было проголосовать более одного раза. Вторая часть содержания данного принципа гарантируется образованием избирательных округов с примерно равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». (Вместе с тем в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.)

Принцип прямого избирательного права

Законодательство содержит также принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Мировой опыт выборов знает и другие способы голосования, когда избиратели избирают выборщиков, которые уже и выбирают депутатов или должностных лиц (косвенные выборы), или нижестоящие органы избирают вышестоящие (многостепенные выборы).

Важное значение в обеспечении демократизма народного волеизъявления имеет тайное голосование. Голосование на выборах в РФ является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. В них при заполнении избирателем бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было.

Выборы в Российской Федерации имеют еще ряд характерных черт, основных моментов, на которых базируется избирательный процесс. К ним можно отнести: обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями; право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию; финансирование выборов за счет бюджетных средств и вместе с тем создание кандидатами, избирательными объединениями, их блоками собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации; гласность при подготовке и проведении выборов.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются их подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль над их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок ее полномочий – четыре года. Она состоит из 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Федерации, также действующие на постоянной основе, формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, причем половина членов этих комиссий должна назначаться этими законодательными органами. Этими же государственными органами формируются и окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Другие виды избирательных комиссий формируются выборными органами местного самоуправления. В состав избирательных комиссий входят также и члены с правом совещательного голоса; их вправе назначить (по одному) сам кандидат*, избирательное объедине­ние в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (спи­сок кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии. Такие члены комиссий имеют право доступа ко всем материалам и докумен­там избирательной комиссии, право выступать на ее заседаниях.

* Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве пре­тендента на замещаемую посредством прямых выборов должность (президента, губер­натора, мэра и т.д.)или на членство в органе государственной власти (т.е.,как правило, на место депутата)или в органе местного самоуправления.

Избирательные комиссии наделены значительными полномочия­ми по подготовке, организации и проведению выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ руководит деятельнос­тью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов РФ, осущест­вляет контроль над соблюдением законности при подготовке и прове­дении выборов в федеральные органы, регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и т.д. Центральная избирательная комиссия РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав граждан, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение, контролирует их целевое использование. Важное значение имеет право Центральной избирательной комиссии издавать инструкции по вопросам применения федерального избирательного законодательства, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Наиболее многочисленны участковые избирательные комиссии (это низовое звено в системе избирательных комиссий), выполняющие необходимую и важную роль в организации и проведении выборов. Именно эти комиссии проводят ознакомление избирателей со спис­ками избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосо­вания, избирательных ящиков и другого оборудования; особо следует подчеркнуть, что это звено системы избирательных комиссий органи­зует на избирательном участке голосование в день выборов, производит подсчет голосов и устанавливает итоги выборов на этом избирательном участке.

При выборах депутатов Государственной Думы большое значение имеют окружные избирательные комиссии. Они, в частности, коорди­нируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования по данному одномандат­ному округу; необходимо также подчеркнуть, что окружная избира­тельная комиссия устанавливает и публикует итоги голосования по одномандатному избирательному округу.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению вы­боров финансируются за счет соответствующего бюджета в зависимос­ти от уровня выборов (из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета).

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. В день голосования с самого начала работы участковых из­бирательных комиссий и до подписания ее членами протокола об ито­гах голосования (т.е. и при подсчете голосов) на избирательных участ­ках вправе присутствовать кандидаты, доверенные лица, представите­ли средств массовой информации, наблюдатели, направленные кан­дидатами, общественными и избирательными объединениями. Таким же правом обладают и иностранные (международные) наблюдатели.

Гласность в деятельности избирательных комиссий проявляется и в том, что их решения публикуются в печати, передаются в другие средства массовой информации, а на заседаниях соответствующей из­бирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, их доверен­ные лица, представители избирательных объединений и средств мас­совой информации.

Выборы охватывают действия граждан России, избирательных объ­единений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кан­дидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подве­дению его итогов и другие избирательные действия.

В начале избирательного процесса - назначение выборов. На феде­ральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Феде­рации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Выборы в другие органы государственной власти назначают компетентные государственные ор­ганы, должностные лица соответственно уровню выборов.

Избирательные округа

Для проведения выборов образуются избирательные округа - изби­рательные территориальные единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например, схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е. нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части). Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы представительства и образование несколько больших или меньших округов. При образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей предусматривается образование избирательных участков. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных местах.

Очень большое значение для обеспечения избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков избирателей. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и выберут президента, депутатов и т.д.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления.

Избирательные объединения

Большую роль в выдвижении кандидатов, в избирательных кампаниях играют избирательные объединения. Избирательное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Для того чтобы избирательное объединение могло принять участие в избирательной кампании, его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования.

Избирательные объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать самостоятельно, а могут вступать в блоки.

Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы).

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются тайным голосованием соответственно уровню проводимых выборов на съездах, конференциях, собраниях общественных объединений, их региональных или местных отделений.

В поддержку кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями, должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, установленных законодательством, либо внесен избирательный залог. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором данный кандидат дает согласие на выдвижение. В сборе подписей не допускается участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. В случаях грубого или неоднократного нарушения этих запретов собранные подписи могут быть признаны недействительными, отменена регистрация кандидата (списков кандидатов). Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину России. С ним кандидат, избирательное объединение, блок могут заключить договор о сборе подписей; оплата этой работы осуществляется только через их избирательные фонды. При сборе подписей избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). Так, при выборах депутатов Государственной Думы право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Для выдвижения кандидата на должность Президента РФ также каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей (численностью не менее 100 человек). Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе.

Федеральное законодательство устанавливает верхний предел необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей избирателей в поддержку выдвижения – не более 2% числа избирателей округа. Однако в этих пределах может быть установлено и меньшее число подписей, необходимых для регистрации, при выборах конкретных как федеральных, так и региональных органов. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному округу, требуется собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. подписей. Сходные правила действуют и при сборе подписей в поддержку кандидатов на должность Президента РФ. Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на эту должность, обязаны собрать не менее 1 млн.* подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Имеется в виду, что каждый из кандидатов должен продемонстрировать поддержку определенного, значительного числа регионов. И при голосовании за федеральные списки кандидатов в депутаты и выборах Президента РФ такие предварительные условия регистрации кандидатов (списка кандидатов) призваны способствовать тому, чтобы в бюллетени для голосования включались наиболее известные, популярные избирательные объединения, кандидаты, имеющие определенную политическую поддержку и авторитет в массах избирателей, в том числе и в регионах. И в целом требование определенного числа подписей избирателей в поддержку кандидатов должно способствовать именно этому.

*В случае проведения досрочных или повторных выборов – 500 тыс.

Далее проводится регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей. В избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей в поддержку этих кандидатов (списков кандидатов), необходимых для их регистрации. Избирательные комиссии могут организовать проверку подписных листов.

Период выдвижения кандидатов значителен по времени и должен составлять не менее 45 дней при выборах федеральных государственных органов (может быть меньше при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления).

Если же в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо их число окажется меньше установленного числа мандатов или равно ему, то выборы в этом округе откладываются. Таким образом, выборы всегда должны быть альтернативными. Так обычно и бывает на практике.

Закон устанавливает равные права и обязанности кандидатов и закрепляет гарантии их деятельности.

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства РФ, в соответствии с Конституцией РФ временно исполняющий обязанности Президента РФ и зарегистрированный кандидатом на должность Президента РФ, продолжают выполнять свои полномочия, но не должны пользоваться преимуществом своего служебного положения.

После регистрации кандидаты по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах, в течение срока которых им выплачивается компенсация. В этот период кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их (кандидатов) согласия переведены на другую работу. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов, например, кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Предвыборная агитация

Большое значение в современных условиях имеет предвыборная агитация. Федеральное законодательство закрепляет право на предвыборную агитацию – государство обеспечивает свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с законом гражданам РФ, общественным объединениям. Они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Избирательное законодательство, гарантируя право на предвыборную агитацию, вместе с тем не допускает злоупотребления этим правом. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Соблюдение установленного законодательством порядка проведения предвыборной агитации контролируется избирательными комиссиями.

Значительным фактором предвыборной агитации и в целом подготовки и проведения выборов является их финансовое обеспечение. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем кандидаты и избирательные объединения обязаны создавать свои избирательные фонды, причем в целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Такие избирательные фонды могут создаваться за счет ряда источников: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения (за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Законодательство устанавливает предельные размеры перечисляемых в такие фонды средств кандидатов, избирательных объединений, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Голосование

Особое место в избирательном процессе занимает голосование. Его порядок подробно регламентирован законодательством.

Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Само голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)». Голосование личное; голосование за других лиц не допускается. Избирателю, который в течение определенного срока до дня выборов включительно будет отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность проголосовать досрочно. Обеспечивается возможность участвовать в голосовании и лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этого в участковых избирательных комиссиях имеются переносные избирательные ящики; голосование проводится в этом случае вне помещения для голосования (например, дома у таких избирателей). Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, нарушения тайны голосования, искажения волеизъявления избирателя.

В помещении для голосования избиратели заполняют избирательные бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которой не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень, то он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.

Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. При получении бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.

Завершающая стадия выборов – определение их результатов. На избирательных участках подсчет голосов осуществляется членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Подсчитываются поданные избирателями бюллетени, извлеченные из избирательных ящиков; составляется протокол об итогах голосования. Итоги сообщаются в вышестоящую комиссию. Определяются результаты выборов соответствующей избирательной комиссией. Результаты голосования, лица, избранные депутатами, должностными лицами, определяются в соответствии с правилами пропорциональной (пропорционально числу полученных голосов) или мажоритарной (по большинству голосов) избирательных систем. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы могут использоваться в сочетании, как это имеет место при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Ключевые слова: понятие, гарантии, всеобщего, равного, прямого, избирательного, права

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации установленных ФЗ избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах . Гражданин РФ, достигший 18 лет , вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории РФ. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица , в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.

В соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

Выборы, проводимые в РФ, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, если образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущ. и должностного положения, места жительства, отн-я к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выборы в РФ являются прямыми . Прямое избирательное право означает, что граждане РФ голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным . При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.



Несмотря на то, что в действующей Конституции РФ основополагающие принципы избирательного права нашли свое закрепление только применительно к выборам Президента России (ст. 81), имеются все основания утверждать, что эти принципы в одинаковой степени обязательны для всех выборах в РФ.

Мы считаем целесообразным рассмотреть их более подробно:

· Принципы избирательного права закрепляют основы, на которых базируются механизмы правотворческого регулирования закрепленного Конституцией права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Помимо того, что они лежат в основе законов о выборах, они ещё и служат главными критериями законности и правомерности действий кандидатов, граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и др. участников избирательного процесса, свидетельствуя собой приоритетность правового регулирования отношений, связанных с реализацией и защитой избирательных прав граждан. Юридическое закрепление принципов избирательного права нашло в Конституции РФ, различных федеральных законах, уставах и законах субъектов Федерации, а так же в нормах международного права. Здесь можно выделить 2 группы принципов:

1. Принципы участия российских граждан в выборах непосредственно связаны с содержанием избирательных прав, закрепленных нормативно-правовыми актами и условиями их реализации. Здесь можно выделить принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. Однако, как уже упоминалось выше, в действующей Конституции РФ основные принципы участия граждан оговариваются лишь в рамках того, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). Поэтому, особое значение приобретает статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая предусматривает собой свободное и добровольное участие граждан в выборах всех уровней на основе добровольного и свободного участия в них, при равных избирательных правах, а так же тайности процедуры голосования.

2. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления(35 лет). При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Этот принцип так же означает, что пол, раса, национальность, происхождение, место жительства, материальное положение и прочие факторы в учет не берутся.

При этом, стоит огласить, что всеобщее избирательное право все таки имеет свои ограничения. Это ряд избирательных цензов, которые в соответствии с нормами права устанавливают ограничения избирательных прав, в соответствии с теми или иными причинами. В этом контексте важно подчеркнуть, что в современных российский условиях установленные избирательные цензы не носят дискриминационных характер, а созданы для обеспечения заинтересованного и осознанного участия граждан в процедуре выборов, а так же с целью исключения злоупотребления избирательными правами со стороны граждан.Выделяют 2 вида ценза: возрастной ценз и ценз оседлости.

Гражданин вправе выдвигать свою кандидатуру и участвовать в качестве кандидата в выборах в том случае, если он достиг возраста 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы 21 года. Законами субъектов РФ так же может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательные органы субъектов и в органы местного самоуправления, который не должен превышать 21 года, на день голосования. А вот установление ценза на максимальный возраст кандидата не имеет и не может иметь место.

Ценз оседлости устанавливается только в рамках Конституции РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. Согласно статье 81 Конституции РФ, ценз оседлости закреплен лишь по отношению к президентским выборам и означает требование к кандидату в виде постоянного проживания на территории РФ не менее 10 лет.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Подобные дополнительные ограничения оговорены в статье 32 Конституции РФ и связаны с участием в процедуре выборов лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда или тех, которые признаны судом недееспособными. Однако, граждане признанные ограниченно дееспособными правом участия в выборах обладают.

Согласно 17 статье Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к участию в процедуре выборов в органы местного самоуправления не допускаются военнослужащие, которые проходят военную службу в воинских частях, военных учреждениях и организациях, которые располагаются на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства данных граждан расположено на территории другого муниципального образования.

В качестве дополнительных ограничений пассивного избирательного права можно выделить следующие:

Не могут быть избранными:

§ граждане РФ.имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

§ граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

§ осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

§ подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

§ лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

§ гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

§ гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

· Принцип равного избирательного права предусматривает собой, что граждане на равных правах и основаниях, т.е. каждый гражданин с юридической точки зрения обладает равными возможностями для выдвижения кандидатов, участвовать в процедуре голосования, на равных основаниях участвовать в предвыборной компании и агитации и др. избирательных действиях. Данное равенство достигается прежде всего за счет того, что гражданин может быть включен в списое избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в процедуре голосования только один раз. Каждому гражданину выдается определенное, равное количество бюллетеней. Гражданин не вправе оказывать давление на других участников избирательного процесса.

Привозникновение такой ситуации, когда на выборах в представительный орган власти субъекта РФ или муниципального образования образуются избирательные округа с разным количеством мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов равное числу мандатов, которые распределяются. Это количество голосов равно минимальному количеству распределяемых мандатов, либо равно одному. Благодаря внедрению таких мер, исключается возможность обладания избирателей разного количества голосов.

Так же важно для обеспечения равенства избирательных прав в законодательстве оговорено то, что избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Это способствует достижению равной значимости голосов всех избирателей. При этом «вес» голосов не будет различаться.

· Принцип прямого избирательного права подразумевает собой, что голосование за или против кандидатов проводится непосредственно. Предполагается, что каждый участвует не только непосредственно, но и лично. Согласно статье 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый избирает участвует в процессе волеизъявления лично, и не в праве голосовать за других избирателей.

· Принцип добровольного участия в выборах подразумевает, что никто не имеет права оказывать какое либо влияние на гражданина чтобы склонить его к участию в выборах или неучастию, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Избиратель самостоятельно должен решить участвовать ему в выборах или нет, а так же как он будет голосовать.

· Принцип тайного голосования . Исключает собой какой либо контроль за волеизъявлением избирателей. Соблюдение тайной процедуры голосования является одной из главных задач избирательных комиссий при выборах различных уровней. Однако здесь следует учитывать то, что не смотря на данную обязанность избирательных комиссий, они не могут заставить граждан голосовать в специально предусмотренных кабинах. Гражданин может заполнить свой бюллетень в любом удобном для него месте в пределах избирательной комиссии. Так же следует отметить, что действия граждан при процедуре голосования не должны носить агитационного характера.

· Обязательность выборов. Выборы – единственный законный способ формирования органов государственной власти и органов власти муниципальных образований путем волеизъявления граждан. Выборы должны назначаться соответствующими государственными или муниципальными органами, в соответствии со сроками, установленными законом. Если выборы не назначаются соответствующими органами власти, то решение об их назначение накладывается на соответствующую избирательную комиссию. Если выборы так и не были назначены избирательной комиссией, или такая комиссия отсутствует, в соответствии с 10 статьей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления собираются заявления по результатам которых, соответствующий суд общей юрисдикции определяет срок проведения процедуры голосования.

· Периодичность выборов. Оговаривает время в рамках которогодолжны истекать полномочия выборных органов и лиц, и как соответствует периодичность назначения процедуры выборов. Эти временные промежутки должны быть оптимальными для обеспечения стабильной работы органов власти и выборных лиц, а так же гарантировать сменяемость и предотвращать слишком длинное обладание полномочиями одних и тех же органов и лиц.

Статья 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет срок полномочий избранных должностных лиц и органов власти, которые составляет не более пяти лет. Периодичность выборов так же достигается путем установления дня голосования, которым является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такой порядок постановки дней голосования так же способствует реализации принципа периодичности.

· Альтернативность выборов . Дает возможность избирателям свободного выбора одного из нескольких кандидатов. Благодаря этому принципу обеспечивается состязательность кандидатов и избирательных объединений.

В качестве дополнительной гарантии свободы волеизъявления избирателей можно определить то, что избранным считается кандидат в том случае, если за него проголосовало не менее 50% от общего числа избирателей, которые приняли участие в голосовании.

· Независимость избирательных комиссий означает, что избирательные комиссии образуются специально для проведения, реализации и защиты граждан при подготовке и проведении процедуры голосования. Созданы системы избирательных комиссий в которые включают: ЦИК (центральная избирательная комиссия), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (т.е. районные, городские) избирательные комиссии, а так же участковые избирательные комиссии. Каждая избирательная комиссия считается независимой, что обеспечивается следующими условиями:

1. Особый порядок формирования;

2. Ряд полномочий, который наделяет избирательные комиссии исключительными правами в рамках составления списков избирателей для организации и подготовки процедуры голосования, регистрации списков кандидатов и в определении результатов проведенных выборов;

3. Установление определенных ограничений для членов избирательных комиссий (наделение правом решающего голоса);

4. Принятые избирательными комиссиями решения являются обязательными для всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, различных учреждений государственного типа, местного самоуправления, кандидатов, избирательных и общественных объединений, организаций и т.д.

5. Расформировать избирательную комиссию возможно лишь в случае принятия судебного решения, в порядке принятом и установленным законом.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Сегодня система избирательных комиссий в России представлена Центральной избирательной комиссией РФ, 83 избирательные комиссии субъектов РФ и более 2,5 тысяч территориальных избирательных комиссий, на федеральных выборах действует более 96 тысяч участковых избирательных комиссий. При этом, важно отметить, что система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти, однако ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в РФ.

· Гласность. Вся деятельностьизбирательных комиссий при подготовке и проведении выборов (сюда так же включается и подсчет голосов, и установка итогов и результатов голосования) должна осуществляться открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.