Нежинская гимназия высших наук. Нежинская гимназия Гимназия где учился гоголь

Гимназия высших наук (1820-1832)

Гимназия была основана графом А. Г. Кушелевым-Безбородко на средства, пожертвованные на эту цель его дедом, графом И. А. Безбородко . Высочайший рескрипт об основании гимназии был подписан инмператором Александром I 19 апреля (1 мая) года.

Срок обучения в гимназии устанавливался 9-летним и был разбит на разряды по три класса в каждом. Выпускники гимназии в зависимости от успехов в учёбе имели право на чин XII-XIV классов по «Табели о рангах ».

В Гимназии высших наук учились писатели:
Н. В. Гоголь (1821-1828), Н. В. Кукольник (1821-1829), Е. П. Гребёнка (1825-1831). Инженер Н. И. Миклуха .

Нежинский физико-математический лицей (1832 - 1840)

Согласно новому уставу, утвержденному 7 (19) октября года, гимназия была переименована в физико-математический лицей. При этом гимназические классы были закрыты и оставлены только три высших. Штат лицея состоял из 6 профессоров, преподававших математику и прикладную математику, физику, химию и технологию, русскую словесность, естественную историю, русскую историю со статистикой, двух лекторов по французской и немецкой литературе и законоучителя, преподававшего Закон Божий.

Нежинский юридический лицей (1840-1875)

Высочайшим указом императора Николая I от 24 апреля (6 мая) года лицей изменил профиль своей работы. Отныне главной целью лицея становилось «распространение основательных сведений по части отечественного законодательства», то есть обучение Своду Законов Российской империи. В это время в лицее преподавал И. А. Максимович , автор нескольких трудов, используемых и в наше время историками юриспурденции. Он читал курсы уголовных и полицейскиех законов.

При лицее вновь была открыта гимназия.

По высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 20 ноября (2 декабря) года Нежинский юридический лицей был преобразован в Историко-филологический институт князя А. А. Безбродко. Преобразование было осуществлено в следующем, году. Выдающийся студент Самокиш, Николай Семёнович .

Преемники лицея

Как Нежинский историко-филологический институт князя А.А. Безбродко бывший лицей существовал до года. В году на его базе создан Научно-педагогический институт, переименованный впоследствии в Институт народного образования, а с года - в Нежинский педагогический институт (в в году получивший имя Н.В. Гоголя). В году пребразован в Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.

Литература

  • Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко (в Нежине). - СПб., 1881.
  • Егоров А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты). - Иваново, 1992.
  • Егоров А.Д. Лицеи России: Опыт исторической хронологии. Кн. 1-5. - Иваново, 1993-95.
  • Лицей князя Безбородко. - СПб., 1859.
  • Сребницин И.А. Очерки по истории князя Безбородко (1833 - 1875). - Нежин, 1895.

Великий русский прозаик, драматург, критик, поэт и публицист Николай Васильевич Гоголь сделал огромный вклад в отечественную литературу и журналистику, обогатив ее многими бессмертными произведениями, некоторые из которых невероятно актуальны и сегодня. Однако, как известно, все мы родом из детства, поэтому, чтобы понять истоки его творчества, прежде всего нужно узнать, где родился Гоголь, кем были его родители и какие ранние впечатления повлияли на формирование его мировоззрения.

Откуда были родом Яновские

Биографы Гоголя сообщают, что предки писателя были потомственными священникам и не имели никакого отношения к дворянству. Известно также, что его прадед — Афанасий Демьянович — поселился недалеко от Полтавы и взял фамилию Яновский, по названию местности, где им был построен дом. Через несколько лет при получении грамоты на дворянство он дописал к своей фамилии еще одну — Гоголь, чтобы таким образом подтвердить (или, как считают некоторые исследователи, сфабриковать) свое родство с известной личностью — полковником Евстафием Гоголем, который состоял на службе у короля Яна Третьего Собесского. Таким образом, предки писателя переселились в Малороссию из Польши где-то во второй половине восемнадцатого века. Справедливости ради нужно сказать, что сам Николай Васильевич Гоголь ошибочно считал, что фамилию Яновский выдумали поляки. Именно поэтому в 1821 году он ее просто отбросил. На тот момент его отца уже не было в живых, поэтому некому было воспрепятствовать такому вольному обращению с родовым именем.

Где родился Н. В. Гоголь?

Будущий великий русский писатель родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, которое в то время находилось в Полтавской Сегодня этот населенный пункт называется Великие Сорочинцы и является частью Миргородского района Украины. На момент рождения Гоголя оно было известно своей знаменитой ярмаркой, на которую съезжались чуть ли не со всех уголков Малороссии и даже из Польши и центральных губерний России. Таким образом, малая родина будущего великого писателя была довольно известным торговым центром, где кипела жизнь.

Дом, где родился Гоголь

Во время Великой Отечественной войны многие постройки в Великих Сорочинцах, как и на территории всей были уничтожены. К сожалению, такая участь постигла и то самое место, где родился Гоголь, — дом доктора М. Трохимовского, в котором в 1929 году был организован музей, посвященный его детским годам. В послевоенный период была проведена большая работа по поиску вещей и документов, имевших отношение к детству великого писателя. Она увенчалась успехом, и спустя шесть лет на месте разрушенного дома, где родился Гоголь, было построено новое здание, в котором разместился литературно-мемориальный музей. Сегодня он считается одной из главных достопримечательностей Великих Сорочинцев, и там посетители могут увидеть личные вещи писателя, его портрет работы Репина и некоторые редкие первые издания книг. Посетив село, где родился Гоголь (фото ниже) можно также увидеть великолепную Спасо-Преображенскую церковь. Этот величественный храм, построенный в начале восемнадцатого столетия в стиле украинского барокко, примечателен тем, что именно там в 1809 году был крещен писатель.

Ранние годы

Родители Гоголя на момент его рождения проживали в собственном имении Васильевка, или Яновщина, расположенном рядом с селом Диканька. Всего у коллежского асессора Василия Гоголь-Яновского и дворянки Марии Косяровской родилось двенадцать детей, из которых большинство умерли в младенчестве. Сам будущий великий писатель был третьим ребенком и старшим из доживших до совершеннолетия. Дети Гоголь-Яновских росли в атмосфере деревенского быта наравне со сверстниками из крестьянских семей. Однако в то же время родители писателя были частыми гостями в соседских поместьях, а Василий Гоголь-Яновский даже некоторое время руководил домашним театром своего дальнего родственника Д. П. Трощинского — отставного члена Государственного Совета. Таким образом, его дети не были лишены культурных развлечений и с юных лет приобщались к искусству и литературе.

Где прошло отрочество Гоголя

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отправили в Полтаву к одному из местных учителей, который занялся подготовкой будущего писателя к поступлению в Нежинскую гимназию. Если Великие Сорочинцы — село, где родился Гоголь, город Нежин — место, в котором прошли его отроческие годы. В то же время он никогда не забывал о Великих Сорочинцах, так как проводил там все каникулы, беззаботно предаваясь веселью в компании сестер и детей крестьян.

Учеба в гимназии

Заведение, куда родители Гоголя определили его для дальнейшего обучения, было открыто в 1820 году. Его полное название звучало как Нежинская гимназия высших наук. Обучение там длилось девять лет, а учениками могли стать только дети малороссийских дворян. Выпускники Нежинской гимназии в зависимости от результатов экзаменов получали чин двенадцатого или тринадцатого класса по “Табели о рангах”. Это означало, что аттестаты, выдававшиеся этим учебным заведением, котировались наравне с дипломами университетов, а их обладатели освобождались от необходимости сдавать дополнительные экзамены для производства в высшие чины.

Судя по сохранившимся документам, гимназист Николай Гоголь-Яновский не был прилежным школяром, и ему удавалось сдавать экзамены, только благодаря превосходной памяти, которая стала Кроме того, сохранились воспоминания некоторых учителей и однокашников будущего писателя, свидетельствовавшие о том, что ему с трудом давались иностранные языки, а также латынь и греческий, а вот русская словесность и рисование были его самыми любимыми дисциплинами.

во время учебы в гимназии

Вопрос о том, кто повлиял на формирование взглядов на жизнь и характер будущего писателя, не менее важен, чем сведения о том, где родился Гоголь. В частности, уже в зрелом возрасте он вспоминал, как во время учебы в Нежинской гимназии вместе с группой товарищей с увлечением занимался самообразованием. Среди однокашников писателя можно отметить Герасима Высоцкого, Александра Данилевского, с которым Гоголь дружил до конца жизни, а также и Нестора Кукольника. У друзей вошло в привычку выписывать литературные альманахи в складчину, а также раз в месяц издавать свой гимназический рукописный журнал. Причем сам Гоголь часто публиковал в нем свои первые стихи и даже написал для него историческую повесть и поэму. Кроме того, большой популярностью у гимназистов пользовалась написанная им сатира о Нежине.

Последние годы учебы в гимназии

Когда Гоголю было всего пятнадцать лет, он потерял отца, что стало для него невосполнимой утратой. Таким образом, уже в столь юном возрасте он остался единственным мужчиной в семье (четверо братьев умерли во младенчестве, а еще один - Иван - в 1819 году). Несмотря на это мать писателя продолжала отдавать свои скудные средства на то, чтобы ее любимый сын смог окончить гимназию, так как считала его гениальным и верила в его успех. Справедливости ради нужно сказать, что и Николай до конца жизни заботился о ней и сестрах и даже отказался от наследства, чтобы дать им достойное приданое.

Что касается стремлений, которые были у юноши в последние годы учебы в гимназии, то он мечтал о государственной службе, а литературу рассматривал скорее как некое хобби. Между тем то, в каком месте родился Гоголь, сыграло очень большую роль в его дальнейшей карьере и поспособствовало громкому дебюту в Северной столице.

Поездка в Петербург

Покинув место, где родился, Гоголь отправился покорять Санкт-Петербург. Там его приняли отнюдь не с распростертыми объятиями. Сначала Николай захотел попробовать себя в актерстве, но артистическая среда отвергла самоуверенного провинциала. Что касается государственной службы, то она ему показалась скучной и бессмысленной. Однако очень скоро молодой человек заметил, что Малороссия и все, что с ней связано, крайне интересовали петербуржский бомонд, и там с удовольствием слушали произведения малороссийского фольклора. Таким образом, все, что исходило из мест, где родился Гоголь, город на Неве принимал, как говорится, на ура! Поэтому не удивительно, что начинающий литератор практически в каждом письме матери просил ее рассказать о каких-то подробностях местного быта или присылать ему старинные предания, которые мать могла услышать от своих крестьян или странников, совершающих паломничество по святым местам.

Теперь вы знаете, что сказать, если вас попросят: "Назови место, где Также вы сможете привести некоторые подробности его биографии, касающиеся детства и отрочества. А чтобы окунуться в атмосферу Малороссии, вам стоит посетить село Великие Сорочинцы и город Миргород. Тогда вы увидите своими глазами знаменитую ярмарку и лужу, которой восхищался писатель, называя ее единственной в своем роде. Она существует и поныне и даже обзавелась собственной набережной!

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гоголя ответьте на несколько вопросов теста.

Василий Афанасьевич [Гоголь, отец Н. В. Гоголя. — Прим.], узнав об открытии в Нежине в начале 1821 года нового учебного заведения - Гимназии высших наук кн. Безбородко, «тотчас же стал наводить справки. По полученным сведениям, нежинская гимназия представлялась солидным и серьезным учебным заведением [по сравнению с полтавским поветовым училищем. - Прим.], в котором, как указывалось, преподаваться „будут все науки, какие и в университетах преподаются“, а окончившие ее получают те же аттестаты и преимущества, что и студенты».

Весной 1821 года одиннадцатилетнего Гоголя отвезли в Нежин, и 1 мая после вступительного экзамена он был принят в гимназию

Гимназия высших наук князя Безбородко в Нежине учреждена была «в особенную пользу образования детей бедных и неимущих дворян Малороссийского края и приготовления их на государственную службу». Нежинская гимназия была единственным высшим учебным заведением для большей части левобережной Украины, однако она не давала какой-либо определенной специальности, подготовляя из дворянской среды кадры для местного чиновничества. Обучение в Гимназии высших наук продолжалось девять лет и делилось по трехлетиям на три курса - низший, средний и высший. Последний, высший курс приравнивался к лицейскому, или университетскому, и имел два отделения - философское и юридическое.

В системе гимназического преподавания философские, юридические и гуманитарные дисциплины занимали главное место. Профессор русской литературы П. Никольский, автор распространенной тогда теории словесности, «реторики», читал историю литературы с классицистических позиций. Пушкина он не признавал и относился враждебно к новым явлениям в литературе. «Вообще, научное и литературное воспитание наше делалось, можно сказать, самоучкою, - вспоминал один из бывших студентов. - Профессор словесности Никольский о древних и о западных литературах не имел никакого понятия. В русской литературе он восхищался Херасковым и Сумароковым; Озерова, Батюшкова и Жуковского находил недовольно классическими, а язык и мысли Пушкина тривиальными, признавая, впрочем, некоторую гармонию в его стихах... Шалуны товарищи в 5-м и 6-м классах, обязанные еженедельно данью стихотворения, переписывали, бывало, из журналов и альманахов мелкие стихотворения Пушкина, Языкова, кн. Вяземского и представляли профессору за свои, хорошо зная, что он современною литературою вовсе не занимался. Профессор торжественно подвергал строгой критике стихотворения эти, изъявлял сожаление, что стих был гладок, а толку мало...»

В программе по литературе и реторике для 6-го класса на 1827 год указан ряд авторов средневековья, античности и русского XVIII века

Эта программа дает представление о том круге знаний, который Гоголь вынес из гимназии: «В шестом классе должно заниматься эстетикою или разбором изящных риторов, каковы: Демосфен, Цицерон, Мурет, Боссюет, Флетье, Массильйон, Бурдалу, Феофан Прокопович, Яворский преосвященный, Гедеон, Платон, Анастасий и другие; разбором писателей, каковы: Иерузалем, Фенелон, Томас, Каранчиоли, Бем, Татищев, Эмин, Карамзин и другие; и, наконец, разбором изящных стихотворцев, каковы: Гомер, Гораций, Виргилий, Овидий, Петрарк, Камоэнс, Тасс, Мильтон, Буало, Расин, Попе, Ломоносов, Сумароков, Херасков, Державин, Жуковский и другие; но без дальнейших умствований, умозрений и умоположений». Как характерно это указание об изучении эстетики и литературы «без дальнейших умствований», выражающее то охранительное направление, которое старались придать науке правительственные инстанции. Ведь античные «риторы» и церковные проповедники занимали главное место в изучении эстетики и красноречия. В «разборе» литературных произведений русская литература представлена весьма ограниченным кругом писателей: характерно, что из программы выпала почти вся сатирическая литература XVIII века - Фонвизин, Новиков, Крылов, не говоря уже о Радищеве. Новая западная Литература также не была представлена в школьном преподавании. Гимназисты сами дополняли чтением тот круг знаний, который они получали из школьного преподавания.

Гоголь отрицательно оценивал гимназию при ее первом директоре - Орлае

Но после ухода Орлая в конце 1826 года, когда направление гимназической жизни определялось группой передовых профессоров во главе с инспектором Н. Г. Белоусовым, отношение Гоголя к гимназии меняется. Именно этот период он называет самым счастливым периодом в Нежинской гимназии высших наук: «...директора у нас нет, - сообщает Гоголь матери в письме от 16 ноября 1826 года, - и желательно, чтобы совсем не было. Пансион наш теперь на самой лучшей степени образования... до какой Орлай никогда не мог достигнуть; и этому всему причина - наш нынешний инспектор; ему обязаны мы своим счастием; стол, одеяние, внутреннее убранство комнат, заведенный порядок, этого всего вы теперь нигде не сыщете, как только в нашем заведении. Советуйте всем везть сюда детей своих: во всей России они не найдут лучшего».

Нежинская гимназия не получила в жизни Гоголя того значения, какое имел для Пушкина Царскосельский лицей, тем не менее ее роль в становлении взглядов молодого Гоголя была весьма значительна. Наряду с теневыми сторонами, рутинерством и схоластикой школьного преподавания в гимназию проникали и новые, передовые веяния, благотворно влиявшие на развитие будущего писателя. И в Нежинской гимназии высших наук нашлись люди, стоявшие на уровне передовых взглядов своего времени. Обязанности директора с конца 1826 года более двух лет выполнял профессор математики и естественных наук Шаполинский. По словам одного из учеников лицея, П. Редкина, вокруг Шаполинского и Белоусова группировался кружок, к которому принадлежали «люди благородные, умные и сведущие» - Ландражин, Зингер, Соловьев, пользовавшиеся «любовью и популярностью среди учащихся». В противоположном лагере находились реакционные профессора во главе с Билевичем.

На два лагеря делились и ученики гимназии: на привилегированную группу из богатых дворян и на детей менее состоятельных родителей

Богатые «аристократы» среди гимназистов не жаловали Гоголя. Школьное прозвище - «таинственный Карла», по свидетельству А. Данилевского, дано было Гоголю потому, что он держался особняком от аристократической группки гимназистов. Не только сознание своего неравноправного положения среди привилегированных учеников, но и постоянная внутренняя углубленность, стремление к заранее поставленной возвышенной цели отделяли юношу от его гимназических товарищей. В письме к дяде Петру Косяровскому от 3 октября 1827 года Гоголь признается: «Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей». Тяжело пережил юноша смерть отца, умершего в апреле 1825 года, потеряв в нем «вернейшего друга», «всего драгоценного» «сердцу» (письмо к матери от 23 апреля 1825 года). Со смертью отца материальные затруднения семьи еще более возросли, и Гоголь за все свое пребывание в гимназии постоянно испытывает нужду в деньгах даже для самых незначительных и необходимых расходов.

[Степанов Н. Л. Гоголь. - М.: Молодая гвардия, 1961. - 432 с. - (Жизнь замечательных людей).]

Гоголь учился в нежинской «Гимназии высших наук» семь лет, с 1821 по 1828 год. Здесь формировались характер будущего писателя, его художественный талант, здесь же впервые пробудилось и его гражданское самосознание - во время следствия по так называемому «делу о вольнодумстве». Это «дело» очень важно для биографии Гоголя. Особенно потому, что оно чрезвычайно ярко раскрывает ту политическую атмосферу, в условиях которой жил Гоголь в последние годы своего пребывания в гимназии, период, непосредственно предшествовавший его выходу на большую литературную дорогу.

«Дело о вольнодумстве» возникло летом 1827 года, в нём оказалась замешанной значительная группа профессоров и воспитанников гимназии, в их числе и Гоголь. Большое количество материалов, найденных нами в ряде архивов (Нежина, Москвы и Ленинграда), позволяет не только полнее раскрыть фактическую историю этого дела, но и установить его истинный политический смысл.

6 января 1830 года начальник 6-го отделения 5-го округа корпуса жандармов майор Матушевич, резиденция которого находилась в Чернигове, донёс начальнику III отделения Бенкендорфу «некоторые сведения» о событиях, происходивших в течение последних нескольких лет в нежинской «Гимназии высших наук». На рапорте была наложена резолюция: «В оригинале сообщить князю Ливену». Некоторое время спустя Бенкендорф направил все полученные им материалы министру просвещения Ливену «для расследования».

В министерстве просвещения давно уже имелись сигналы о «неблагополучии» в нежинской гимназии. Но им не придавали особого значения. Лишь после вмешательства Бенкендорфа в министерстве спохватились. Было принято решение немедленно командировать в Нежин «надёжного чиновника». Выбор пал на члена главного правления училищ Адеркаса. Ливен предписал ему исследовать на месте «нравственные достоинства и учебные способности профессоров», равно как и «нравственность и дух учащихся», дабы иметь возможность «принять надлежащие меры к искоренению зла, если оное подлинно существует».

Адеркас пробыл в Нежине почти три месяца. Захватив с собой около двух тысяч страниц следственных материалов, он вернулся в Петербург. 14 сентября им было закончено на имя министра просвещения князя Ливена итоговое донесение.

Главным обвиняемым по «делу о вольнодумстве» был младший профессор юридических наук Николай Григорьевич Белоусов, начавший преподавательскую деятельность в нежинской гимназии в 1825 году и вскоре назначенный ещё и инспектором пансиона. В отличие от многих старых преподавателей - формалистов и рутинёров - Белоусов был человеком передовых убеждений. Он развивал в своих лекциях прогрессивные идеи, увлекательно рассказывал о естественном праве человеческой личности, о великой пользе просвещения. Он возбуждал в умах своих воспитанников острую критическую мысль. Лекции Белоусова находили живой отклик у гимназистов, по рукам которых ходили запрещённые стихи и среди них стихотворение Рылеева, «касающееся до призывания к свободе». Под влиянием Рылеева и сами воспитанники сочиняли стихи такого же содержания.

Деятельность профессора Белоусова вызвала ярость у реакционной части преподавателей гимназии. Против него начали плести интриги. Главным организатором кампании против Белоусова был тупой и невежественный профессор Билевич. Он писал клеветнические рапорты о непорядках в гимназии, о бесчинствах и вольнодумстве воспитанников и при этом утверждал, что всему виной Белоусов. Собрав несколько ученических тетрадей с записями лекций по естественному праву, Билевич представил их в педагогический совет гимназии. В сопроводительном рапорте он указывал, что в лекциях Белоусова ничего не говорится об уважении к богу, к «ближнему» и что они «преисполнены таких мнений и положений, которые неопытное юношество действительно могут вовлечь в заблуждение».

Началось следствие. На допросы вызывали профессоров и учеников гимназии.

«Дело о вольнодумстве» проливает свет на ту атмосферу, которая царила в Нежине и в которой воспитывался Гоголь. Это «дело» представляло собой своеобразный политический отзвук событий 14 декабря 1825 года.

На следствии по делу Белоусова выяснилось, что ещё в ноябре 1825 года «некоторые пансионеры, - как свидетельствовал надзиратель Маслянников, - говорили, что в России будут перемены хуже французской революции». Маслянников приводит имена учеников гимназии, которые накануне восстания декабристов, таинственно перешёптываясь, сообщали друг другу слухи о предстоящих в России переменах и при этом распевали песню:

О боже, коль ты еси Всех царей с грязью меси, Мишу. Машу. Колю и Сашу На кол посади.

(Миша, Маша, Катя и Саша - имеются в виду члены царской фамилии.)

Среди воспитанников, распевавших эту «возмутительную» песню, Маслянников называет имена ближайших друзей Гоголя - Николая Яковлевича Прокоповича и Александра Семёновича Данилевского. Несомненно, и сам Гоголь был осведомлён об этом факте.

В ходе следствия по «делу о вольнодумстве» обнаружилось, что очагом крамольных идей в нежинской гимназии был отнюдь не один Белоусов. У него оказались единомышленники. Среди них можно назвать старшего профессора математических наук Шапалинского, одно время исполнявшего обязанности директора гимназии, профессора французского языка и словесности Ландражина, младшего профессора немецкой словесности Зингера.

О профессоре Ландражнне один из воспитанников показывал, что он «раздаёт разные книги для чтения ученикам, а именно: сочинения Вольтера, Гельвеция, Монтескье...» А по свидетельству бывшего инспектора гимназии профессора Моисеева, Ландражин, прохаживаясь с учениками, часто напевал им «Марсельезу».

В январе 1828 года профессор Ландражин предложил своим ученикам в порядке домашнего задания перевести на французский язык какой-нибудь русский текст. Ученик 6-го класса Александр Змиев использовал для этой цели полученное незадолго перед тем от воспитанника Мартоса стихотворение Кондратия Рылеева, «заключающее в себе воззвание к свободе».

Ландражин, конечно, скрыл этот факт от директора гимназии, сказав Змиеву: «Хорошо, что это досталось такому, как я, благородному человеку; ты знаешь, что за такие вещи в Вильно сделали несколько молодых людей несчастными; у нас в Россия правление деспотическое; вольно говорить не позволено».

При расследовании выяснилось, что указанное стихотворение Рылеева было хорошо известно большинству воспитанников гимназии, которые нередко его декламировали вслух и распевали. «О сей оде известно, - докладывал позднее директор гимназии Ясновский, - что она ходила по рукам учеников». Сам Змиев заявил на допросе, что «стихи сии пела обыкновенно в гимназии большая часть учеников».

Молва о «вольнодумных» настроениях в «Гимназии высших наук» стала вскоре всеобщим достоянием. По свидетельству ученика Колышкевича, ему сообщил один чиновник в Чернигове, что носятся слухи: «чуть ли он, Колышкевич, с некоторыми соучениками и профессором Белоусовым не поедет в кибитке», т.е. в Сибирь, в ссылку.

На основе заключения Адеркаса и выводов министра просвещения Ливена Николай I предписал: «За вредное на юношество влияние» профессоров Шапалинского, Белоусова, Ландражина и Зингера «отрешить от должностей, со внесением сих обстоятельств в их паспорта, дабы таковым образом они и впредь не могли быть нигде терпимы в службе по учебному ведомству, и тех из них, кои не русские, выслать за границу, а русских на места их родины, отдав под присмотр полиции».