Театральные институты. Лучшие театральные вузы россии и европы на одной столичной сцене

Среди абитуриентов всегда было много желающих стать актёрами. Эта профессия привлекает своей яркой внешней стороной, рождая множество мифов. Но рано или поздно молодое дарование понимает, что театральных студий и курсов недостаточно для профессионального роста. В нашей стране много городов, где обучают этой привлекательной профессии. Но всё же самые популярные - это театральные Нами составлен их рейтинг по популярности и престижности.

ГИТИС

Этот вуз считается крупнейшим у нас в стране и в Европе, пользуется он известностью и в других странах. Здесь можно получить образование по разным специальностям для работы в театре на нескольких факультетах.

ГИТИС отличается разнообразием методик преподавания, в зависимости от того, кто является художественным руководителем курса. Готовят здесь специалистов для разных видов театрального искусства, не только для драматического театра. Вуз считается творчески более свободным, так как не привязан к какому-либо театру, в отличие от некоторых других институтов. Здешняя режиссёрская школа очень котируется. Дата основания - 1878 год. В Москве ГИТИС является старейшим театральным Но если рассмотреть то можно найти ещё старше. Например, СПбГАТИ открылась в 1779 году.

Школа-студия при МХТ им. А. П. Чехова

Дата основания студии - 1943 год. Несмотря на то что в названии фигурирует слово "школа", по факту это высшее учебное заведение. В театральном кругу считается очень престижной, открытой всему новому, хотя открылась позже, чем другие. Правда, есть мнение, что уровень преподавательского состава бывает неровным: от всеми признанных мэтров до малоизвестных мастеров.

Имеется три факультета: актёрский, сценографии и театральной технологии, продюсерский, также множество разнообразных кафедр. Студенты здесь загружены полностью, в отличие от ГИТИСа: мастерство актёра проходит каждый день по два раза. Учебный театр пользуется популярностью у зрителей. Проводятся открытые экзамены по профильным предметам, что может быть интересным для абитуриентов. Также студенты советуют: чтобы поступление в театральный вуз увенчалось успехом с большей вероятностью, полезно больше узнать о набирающем учеников мастере.

Театральный институт имени Бориса Щукина при театре имени Евгения Вахтангова

Год основания - 1914-й. Между собой называют Щукинским, или Щукой. Институт отличается тем, что ориентирован на яркую индивидуальность будущего актёра, чему способствует атмосфера творческого настроя в учебном процессе, которую активно поддерживает ректор Евгений Князев.

Есть два и режиссёрский. Существует ещё магистратура «Театральное искусство», где учатся два года и аспирантура по двум направлениям: «Теория и история искусства» и «Искусствоведение», там учатся три года. Считается, что Щука возглавляет список театральных вузов по особому подходу к подбору преподавательского состава. Здесь в основном преподают те, кто сами выросли в этих традициях и продолжают передавать их новым поколениям.

Театральное училище им. Михаила Щепкина при Малом театре

Год основания - 1809 год. Это небольшой институт, потому что выпускает только артистов. Говорят, что здесь при поступлении на положительное решение комиссии влияет типаж: русские богатыри и красавицы имеют больше шансов. В народе этот вуз называют Щепкинским, или Щепкой.

В основном здесь также стараются развивать педагогическую преемственность. Все театральные вузы отличает строгость к соблюдению правил внутренней институтской жизни, но Щепка среди них более консервативна. Актёрское мастерство преподаётся в традиционном классическом стиле - это придаёт вузу свою характерную черту.

ВГИК

Год основания - 1919-й. Во ВГИКе есть разные факультеты, где готовят специалистов для телевидения, кино. При этом обучение построено на системе творческих небольших мастерских. Общение между педагогами и студентами построено на доверительном отношении друг к другу, которое помогает создать благоприятную дружескую атмосферу.

ВГИК отличается тем, что принимает ребят в 25 лет и старше, чем не могут похвастаться другие театральные вузы. Данное учебное заведение имеет такое преимущество, как своя киностудия с техническим оснащением, достаточным, чтобы создавать дипломные фильмы. В институте ведётся научная и исследовательская работа, есть аспирантура, где готовят к педагогической и научной деятельности. Существует очная и заочная форма обучения. Очная форма есть на всех факультетах, заочная - на операторском, сценарно-киноведческом и экономическом факультете.

Особенности поступления

Чтобы приступить к обучению, нужно пройти творческий конкурс, который является решающим. Этим отличается поступление в театральный вуз, здесь ЕГЭ влияет на возможность учиться на бюджетной основе, но не гарантирует самого факта зачисления. Одного таланта и желания недостаточно, необходимо много работать над собой, жертвовать временем и силами. Эти требования сохраняют актуальность на всё время обучения, так как театральные вузы выделяются среди прочих очень высоким процентом отсева.

При каждом вышеперечисленном институте существуют подготовительные курсы по специальностям. Знатоки советуют готовиться к поступлению как минимум за полгода, а лучше за год. Необходимо подобрать программу, выучить, разобрать и начитать на публику (можно читать друзьям и близким), чтобы на практике научиться справляться со скованностью. Можно нанять репетитора и заниматься индивидуально, если позволяет финансовое положение. К выбору репетитора следует подойти очень тщательно: навести справки, попросить показать диплом. Имеет смысл поступать во все вышеперечисленные театральные вузы сразу - так шанс пройти конкурс увеличится.

Главное - очень захотеть

Не всем может повезти учиться на актёра в Москве, но если желание действительно сильное, то можно попытать счастье в другом городе. Например, театральные вузы Санкт-Петербурга также очень котируются среди профессионалов. Главное для абитуриента - иметь боевой настрой и максимальную готовность жертвовать собой.

Настоящими актёрами эта профессия воспринимается как служение зрителю, а не просто как обычная работа. Потому что самоотдача в ней - высочайшая. Ежедневные репетиции при полной физической и психической выкладке, практически круглосуточная работа над ролью, публичность. И только потом актёр может рассчитывать на аплодисменты и успех у зрителей.

Напоследок ещё раз перечислим лучшие так называемую знаменитую большую пятёрку: ГИТИС, МХАТ, Щукинское, Щепкинское, ВГИК.

ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ называют «золотой пятеркой» театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Но поступить туда для большинства так и останется мечтой. Для поступления абитуриент должен пройти как минимум три тура прослушивания и конкурс. Сначала поступающие читают наизусть так называемую программу: прозаические отрывки, стихотворения и басни, затем проходят коллоквиум на знание истории и теории литературы, театра и кино. К концу отбора из нескольких сотен претендентов остаются 30-40 человек.

Мы пообщались с теми, кто уже пытался - успешно или не очень - попасть к именитым мастерам. Они рассказали, почему парням поступить проще, чем девушкам, какую программу лучше не читать и как на прослушивании могут развернуть за несоответствие личным предпочтениям преподавателя, монголоидное лицо или некрасивые зубы. А сами преподаватели поделились тем, какие ошибки чаще всего совершают абитуриенты и что все-таки самое главное для будущего актера.

Юля , абитуриентка, поступала первый раз, не поступила

Я ходила на прослушивания в четыре вуза из «золотой пятерки»: ГИТИС, МХАТ, «Щепка», «Щука», в РГИСИ в Питере и еще в ИТИ и в ИСИ.

У меня программа от двух учителей, хотя так нельзя делать, потому что у каждого свой подход. Из прозы у меня «Письмо к Рильке» Цветаевой, отрывок из воспоминаний Тэффи, очень смешной, про то, как кого-то расстреляли, «День делового человека» Аверченко и «Чужая жена и муж под кроватью» Достоевского. Несколько стихотворений и три басни.

По программе у преподавателей бывают предпочтения. В «Щепке», например, Велихова слушает только классику. Велихову все поступающие знают, у нее прозвище «Зубная фея», потому что она любит смотреть на зубы. Она меня отчитала за то, что у меня в анкете сначала стоят Тэффи и Цветаева, а потом только Достоевский: «Ну нельзя же так, у тебя Достоевский третьим стоит! Где Тэффи, а где Достоевский!»

Только в «Щепке» пускают в сам университет. В ГИТИСе, например, тебя вообще держат около ворот перед прослушиванием, забирают на прослушивание как скотину на убой, не пускают даже во внутренний дворик. Из всех мастеров ГИТИСа самый жесткий отбор у Кудряшова , у него есть предварительный тур. При этом у Кудряшова хотя бы слушают - иногда ты сталкиваешься с тем, что люди тебя не слушают. Мне на первом туре в «Щуке» преподаватель сказала, что я какая-то зазнавшаяся, дала мне прочитать две строчки и отправила на выход.

В «Щепке» отсеивают по типу лица и форме зубов: тебя просят открыть рот, если слышат какой-то дефект, видят неправильный прикус - «спасибо, до свидания». Это логично, но довольно жестоко. Отсеивают, и если человек хорошо читает, но читает материал, не подходящий ему по психофизике. На первом туре в «Щуке» была довольно полная девочка, читала отрывок из «Белых ночей» Достоевского. Ей сказали, что она хорошо читает, но отказали в очень жесткой форме, потому что она читает программу для маленьких и худых. Она даже расплакалась. Вообще абитуриенты часто плачут. Те, кто уже не первый год поступают, по-философски к этому относятся, а вот те, кто в первый год пролетают, плачут.

Идешь к университету, а тебе навстречу кто-то в слезах, понимаешь сразу - не прошел

Это, конечно, дискриминация, но понятно, откуда она берется. Мастер набирает приятных людей или для их будущего продвижения, или для будущего продвижения курса. В спектаклях же важен не только талант, но и то, как ты выглядишь.

Нестандартная внешность - хорошо везде, кроме «Щепки», там очень консервативные взгляды. Например, очень маленький шанс пройти ребятам другой национальности, девочку с монголоидным типом лица отправили на выход сразу же.

Еще может быть такое, что у тебя интересный типаж, но курс набирают при театре. Меня слушал мужчина очень симпатичный, на кролика похож. Я видела, что ему понравилось, как я читала, но меня не взяли. Я зашла, спросила, что не так. Он ответил, что все так, но курс при театре и нужны типажи, которых еще нет.

Я в итоге никуда не прошла, пойду подавать документы в МГУ и во ВГИК на сценарный. Там этой фигни с типажами нет. Но актерской деятельностью заниматься продолжу. Я хожу в театральную студию, у меня там очень хороший режиссер, учился у Фоменко и у него в театре бы работал, если бы не забухал. Буду поступать и на следующий год, а если не получится, то и еще через год. Сейчас перебешусь со своей обидой на весь мир и снова в бой. Я же поступаю на актерский, чтобы в будущем поступить на режиссерский, но на режиссерский берут обычно людей с уже готовым одним образованием. А если так и не получится на актерский поступить, доучусь на сценарном и пойду на режиссерский.

Варвара Шмыкова, актриса театра и кино, поступила в МХАТ с пятого раза

Никто никогда не аргументировал, почему меня не брали. Нет и нет. В этом смысле поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус.

Я для себя сформулировала причину, по которой меня не брали. Вот у меня такая внешность яркая: веснушки, длинные волосы, фигура, голос, темперамент. Моя душа была не готова поддерживать такую внешность. Во ВГИКе Михайлов сказал мне, что я в принципе выбрала не ту профессию, Любимцев сказал, что ему не нравится впадинка на подбородке. Кому-то рост мой не нравился. В ГИТИСе однажды женщина на прослушивании попросила юбку задрать аж до середины бедра, на ноги посмотреть.

В годы моего поступления не было ни дня, чтобы я не видела какую-то плачущую девушку. Я сама была этой плачущей девушкой. Я прекрасно помню самые тяжелые мои не-поступления, это были как раз не-прохождения во МХАТе. Там каждый год я доходила до третьего тура и на нем слетала. Это была почти традиция. Поэтому, когда я прошла третий тур у Рыжакова , у меня началась паника. Я не знаю, что будет дальше, что делать, как поступать, я не знаю, что такое конкурс. Я училась в ГИТИСе на эстраде, но там другой конкурс, а тут учебный театр - Табаков , Золотовицкий , Брусникин , студенты и артисты МХАТа. Это было очень важное событие в моей жизни.

Наш мастер однажды сказал, что у всех есть свой типаж, и нам придется ему следовать. Но очень уж хочется делать что-то новое, рушить стереотипы, расширять горизонты. Я хара́ктерная актриса, героиней я быть могу, но для этого нужно приложить очень много усилий, встретить своего режиссера, найти свою команду людей, которые будут готовы сделать что-то экстраординарное. Почему я не могу быть Джульеттой? Или Офелией? Тем более в театре, не в кино! Мне кажется, это такая глупость. Но я борюсь с этим, потому что мне не нравятся стереотипы, которые заложены в театре.

Поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус

Когда я поступала все эти разы, у меня уже были друзья, которые учились в институте. Я думаю, из-за того, что они хорошие друзья, они что-то говорили своим педагогам про меня. Связи ли это, блат ли это? Не думаю. А на чьих-то дочек и внучек просто обращают больше внимания. Я лично не знаю ни одного примера, когда кто-то не талантливый поступил из-за родственников. Гены обычно берут свое, и все ребята из театральных семей - прекрасные артисты.

Я немного слежу за тем, как проходит поступление, мне безумно интересно присутствовать на прослушиваниях. Мне кажется, что я закрываю какой-то гештальт, помогаю людям, расслабляю их. Я знаю, как им сложно. В последние годы стало больше современной драматургии и поэзии, какого-то высказывания личного. Хаски и Оксимирона читают как стихотворения, что, я считаю, очень круто, потому что это голос времени. Если раньше пытались чем-то удивить и брали малоизвестного автора, то сейчас люди в большинстве своем стали осознанными, они говорят о том, что волнует их.

Тем, кто поступает в театральное, хочу посоветовать: ребята, поймите, зачем вам это нужно. Театральный - это школа выживания. Надо двести раз подумать, готов ли ты отказаться от своей личной жизни, от своих друзей и заняться полностью этим делом.

Антон Петров, поступал первый раз, прошел в РГИСИ

Я поступаю первый год, ходил ко всем мастерам Москвы в «пятерке», пытался поступить в Ярославле и в Петербурге в РГИСИ, в итоге туда и прошел.

Мне высказывали претензии из-за того, что мне двадцать один год и это достаточно поздно для поступления в театральные вузы. А до поступления я полтора года учился на программиста, пока не понял, что это не мое и надо поступать в актерское. Многие мне говорили: «Что ты делаешь вообще на программировании, почему ты не поступаешь в театральные вузы?». И когда мне это сказали раз пятый или шестой, я подумал - а действительно! И в следующем году поехал поступать.

Когда я поступал, у меня были длинные волосы. Мне никто открыто никто ничего не говорил, но, думаю, много где это могло помешать поступлению, особенно в «Щепке» и «Щуке». Это была одна из причин, по которым я слетел в первый раз. Типажи и внешность в любом случае решают, особенно в вузах, закрепленных за театрами.

«Щепка» и «Щука» очень консервативны. В каждом вузе и у каждого мастера школа различается. Эти вузы подбирают людей под свой театр, а Малый и Вахтангова довольно старомодны. То, что можно в МХТ и в школе-студии МХАТ, считается слишком современным в «Щепке», «Щуке» и их театрах, но, чем больше различных театров и школ, тем лучше, чтобы каждый мог найти что-то для себя.

Чисто статистически для парней поступление легче. Как правило, на мальчиков больше мест на курсе и их меньше поступает. Но это не значит, что если ты совсем ничего из себя не представляешь и выучил полторы басни и одно стихотворение, у тебя все получится.

В РГИСИ давали много странных заданий: показать животных, показать миксер, показать грузинский миксер, японский миксер. После чтения программы все должны были встать, по очереди представиться и сделать что-то коротенькое, чтобы запомниться.

Одна девочка сказала: «Я королева бала, всех в рот ебала», - из-за чего ее не взяли, хотя до этого говорили, что возьмут

В ГИТИСе или во МХАТе это могло бы зайти, но в Петербурге вряд ли. Вузы вообще сильно отличаются друг от друга. В ГИТИСе все живые, все двигаются, что-то вечно происходит, а в «Щепке» все размеренно. МХАТ похож на ГИТИС, но более спокойный. Там маленькие помещения и ходит много студентов, а реквизит выставлен прямо в коридорах - все это создает впечатление того, что вот-вот начнется спектакль. Абитуриенты сразу выходят на сцену, это задает тон прослушиванию. Мне больше всего понравились МХАТ и ГИТИС, они очень живые, там все время что-то происходит, а мне нужно постоянно заряжаться энергией, потому что сам я достаточно мертвый внутри человек.


Мария , абитуриентка, поступала третий раз, не поступила

Мне 25 лет, в этом году была уже третья попытка поступления в вузы «золотой пятерки». До этого я отучилась на другой специальности и зарабатываю рерайтом и копирайтом, но я всегда хотела быть актрисой. Не хочу прожить только свою жизнь, хочу примерить на себя другие образы и ситуации, которые со мной в жизни не случатся.

За практику поступления я поняла, что есть только один критерий: ты либо нравишься, либо нет. Талант, умения - это уже вторично. В какой-то момент мне начало казаться, что решают, возьмут или нет, сразу как группа заходит в аудиторию.

Я могу не нравиться, потому что я комедийная актриса, драматических любят больше, всем нравится, когда девушки страдают. Андреев сказал, что я старая. Мы все потом очень смеялись над этим, потому что о том, что я старая в 22 года, мне сказал мужик, которому 88 лет. Потом выяснилось, что Андреев берет к себе только 17-летних высоких блондинок. Часто врут про свой возраст, документы ведь приносят уже после прослушиваний, а победителей не судят.

В прошлом году во ВГИКе набирали по росту: на втором туре мастер еще до того, как ты начнешь читать программу, смотрел на рост и выбирал только высоких. В «Щуке» и «Щепке» любят традиционные славянские лица, трагичных девушек, но такая традиционность не идет на пользу. В «Щепке» учится мой знакомый, рассказывал, что там до сих пор учат как в XX веке, но сейчас уже 2018 год, проснитесь! И то же самое в «Щуке», они учат по системе Вахтангова и не отходят от нее ни на шаг. Может, из-за этого у нас и нет хороших актеров, откуда их взять?

Сейчас ввели электронную очередь. Ты приходишь к своему времени, тебя прослушивают и ты уходишь, а не стоишь там с четырех утра, не зная, прослушают тебя или нет. Даже отойти никуда нельзя, потому что, стоит отойти, а тебя вызовут. Хорошо что хоть разрешают переодеться перед прослушиванием, юбки для девушек обязательны, а стоять в них бывает холодно. Теперь электронные очереди везде кроме МХАТа, там по-прежнему живая и приходить туда надо к семи утра. Там не приветствуются ночные стояния, они категорически против списков, которые абитуриенты сами составляют, вплоть до того, что всех, кто в таком списке, могут вообще не допустить до прослушивания. Но даже электронная очередь не гарантирует того, что тебя прослушают: в этом году Меньшиков послушал три десятки, сказал, что он устал и прослушивание закончено, а перезаписаться нельзя.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать

Я доходила до конкурса в четырех мастерских, и на конкурсах подбирались одинаковые люди. Не просто внешне похожие, они даже программу читали одинаковую. Подбирают все равно под определенный типаж и определенные роли. Роль - это внутреннее состояние, твой внутренний типаж должен сочетаться с внешностью.

Наиболее проблематичным было поступление у Карбаускиса , потому что его прослушивание было похоже на издевательство. Неприятно, когда мастер тебя не слушает и сидит в телефоне. Потом он еще просил петь по десять песен. Ты поешь строчку, а тебе говорят: «Другую. Другую». Я дошла у него до конкурса и слетела после коллоквиума, два дня была истерика. Слететь с первого тура не так обидно, как с конкурса.

Коллоквиум - это беседа с мастером один на один или с преподавателями. Вопросы могут быть любыми, от «привет, как дела?» до «кто был фараоном Египта в какой-нибудь семнадцатой династии?», то есть, вообще любые, но меня чаще всего спрашивали про любимого актера и какие спектакли я видела. На коллоквиуме самое главное - не молчать и не говорить, что чего-то не знаешь, это даже не на знания, а на то, растеряешься ли ты.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать, а попросить могут рассказать программу, смеясь или крича из окна. Многие люди в такие моменты теряются. Помню, у Плотникова в ГИТИСе девочке дали задание рассказать программу на каком-то выдуманном языке, а меня просили читать басню и рыдать.

Игорь Ясулович, народный артист России, заведующий кафедрой актерского мастерства во ВГИКе


Однозначно нельзя сказать, какие критерии важны для поступления. Все абитуриенты - разные люди, обращаем внимание на все, в том числе на внешность. Не обязательно красавцев ищем, должны быть интересные ребята, живые, открытые, ненаученные. Они приходят учиться, а не показывать то, что они уже наработали.

Главное - угадать, распознать, есть дарование у человека или нет, не случайно ли он пришел к нам. Бывает, приходят люди, которые так готовятся, что невозможно понять, [что за этой подготовкой стоит], приходится разминать. Если они заинтересовали, то важно понять, насколько они закрылись подготовкой. Еще раз повторяю, насколько абитуриенты живые и открытые, как они общаются, - самое главное. На все обращаешь внимание, это процесс, объяснить что и как до конца невозможно. Очень важно, чтобы личностное начало было в человеке. Бывает, увидишь человека и тебе кажется, что в нем что-то есть, что-то он из себя представляет.

Валентина Николаенко, актриса, педагог театрального института имени Щукина


В первую очередь обращаем внимание на внешность. Это публичная профессия, человек должен быть обаятельным, привлекательным, он должен быть чем-то озарен, талантлив. Это все входит в понятие внешности, внешность - не просто хорошенькая мордочка. Типажами при приеме мы не руководствуемся, они нас не волнуют. Для человека, поступающего в Щукинский институт, важно иметь душу. Не просто в интернете взял рассказик, выучил наизусть и шпарит, это не интересно. А когда он этот текст сделал своим и ему хочется рассказать про что-то - про войну или про любовь, не важно - вот тогда это другое дело.

Такого, например, чтобы абитуриентке сразу отказывали из-за лишнего веса, быть не может, это ерунда. Только если девушка весит под сто пятьдесят - двести килограмм, а это явно нездоровая полнота. Я училась на одном курсе с Гундаревой Натальей Георгиевной , да, у нее была большая фигура и много веса, но это не значит, что каждая толстая отъевшаяся девочка - Гундарева.

Легенды абитуриентов - это полный бред. Речь идет о лучшей театральной школе мира, Европы точно. Легенды абитуриентов есть две: я пришел, пукнул и меня сразу взяли, а вторая - я вошел и мне сразу сказали «спасибо, не надо».

Приходит очень много психически нездоровых людей. Таких слушаешь долго, чтобы не обидеть, не расстроить. Есть особенные дети, им кажется, что они могут быть актерами. Человека, допустим, с тиком тоже нельзя обидеть, но их нет времени слушать, потому что в день приходит по сто человек и больше. На первом прослушивании слушаем быстро, потому что проверяем материал, есть ли внешность, обаяние, выговаривает ли буквы. На следующем туре слушаем поподробнее, конкурс - очень подробно.

Если говорить об опыте набора, то я могу посмотреть в стоящую толпу и понять, что вот это не наш человек, я такого не хочу, я хочу высокого, красивого. Я хочу, чтобы у него была фактура, чтобы он потом снимался в кино, чтобы он этой профессией мог зарабатывать деньги. Я хочу набрать курс, который будет создавать славу училищу и себе, работать в профессии.

Олег Кудряшов, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель мастерской в ГИТИСе


Нужны, в первую очередь, способные талантливые люди, хорошо бы еще музыкальные, с хорошим певческим голосом. Я уделяю большое внимание музыкальной стороне обучения, поскольку считаю, что музыка должна являться главным предметом в обучении актера не только музыкального театра, но и драматического.

Лицо и глаза - зеркало души, я меньше всего обращаю внимание на то, что можно назвать смазливостью, на красивенькие кукольные лица. Мне очень важно живое, разнообразное, подвижное лицо, подвижные глаза, подвижные мышцы, которые очень хорошо реагируют на любое внутреннее движение. А такого критерия, что надо набирать только красивых молодых парней и девушек, у нас нет.

Первая главная ошибка абитуриентов на прослушиваниях - они излишне стараются. Они слишком волнуются и выдают лишнее. Во-вторых, они чрезвычайно настаивают на своем решении в отношении материала. Программа становится невероятно агрессивной, очень активной, и из-за этого зачастую теряется суть.

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».

Привлекают ежегодно тысячи абитуриентов со всех уголков России. Поступить в один из них непросто. Об этом свидетельствуют истории из жизни выдающихся актеров и режиссеров, которым в свое время удалось стать студентами престижных театральных вузов лишь со второй или третьей попытки. А сколько их еще, непризнанных талантов, которым так и не удалось получить пропуск в мир искусства?

Тема сегодняшней статьи - Мы приведем список самых престижных столичных вузов, выпускающих актеров и режиссеров. Расскажем о том, как поступить в в Москве, и о том, какие трудности обычно возникают на пути абитуриентов.

Существует перечень вузов, в которые попасть желает каждый школьник, мечтающий об актерской карьере. есть во многих городах, но когда речь заходит о профессии, связанной с кинематографом и театром, вспоминаются ГИТИС, училище им. Щепкина. Ведь это лучшие театральные институты Москвы.

Список вузов

Среди учебных заведений, о которых идет речь в этой статье, есть и академии, и училища, и институты. Некоторые из них называются театральными, будто их выпускники могут трудиться исключительно в храме Мельпомены. В названии одного из них присутствует слово "кинематография", словно те, кто получил диплом этого вуза, всю жизнь проведут на съемочной площадке. В действительности же особенного отличия между ними нет. Их можно отнести к одной категории - театральные институты Москвы.

Стоит сказать, что нет гарантии того, что студент одного из этих учебных заведений станет известным, востребованным актером. Как нет уверенности в том, что слава способна осчастливить человека. Но не будем отвлекаться на философские темы, а назовем лучшие театральные институты Москвы:

  • ГИТИС;
  • училище им. Щепкина;
  • училище им. Щукина;
  • школа-студия МХАТ;
  • ВГИК.

Российский университет театрального искусства

Это самый крупный театральный вуз в Европе. Девушки и юноши, грезящие сценой, стремятся попасть в первую очередь именно сюда. История ГИТИСа начинается в конце девятнадцатого века. Преподавание ведется по всем специальностям, которые только существуют в сценическом мире. ГИТИС выпускает режиссеров драмы, эстрады и цирка. Обучение ведется также по специальностям "балетмейстер", "театровед", "сценограф".

В ГИТИСе восемь факультетов: актерский, режиссерский, театроведческий, балетмейстерский, продюсерский. Также здесь есть факультеты эстрадного искусства, музыкального театра, сценографии.

Среди педагогов ГИТИСа немало выдающихся актеров и режиссеров. Пожалуй, это лучший театральный институт в Москве.

ГИТИС: как поступить

Самый большой наплыв абитуриентов ежегодно переживает именно этот институт. На актерский факультет подать документы может выпускник общеобразовательной школы до двадцати пяти лет. предполагает наличие жизненного опыта. А потому здесь возрастной ценз увеличен до тридцати пяти лет.

Поскольку большинство абитуриентов мечтают о или режиссера, рассмотрим условия приема на факультетах, которые готовят именно этих специалистов. И в первом, и во втором случае потенциальные студенты проходят творческий отбор. На актерском факультете он проходит в три этапа. На режиссерском - в четыре.

Будущий актер на первом этапе отборочного тура читает перед членами приемной комиссии стихотворение, басню и отрывок из прозы. Причиной неудач абитуриентов нередко является неправильно подобранное произведение. Отрывок следует подбирать так, чтобы он соответствовал внутреннему состоянию, внешнему облику. Совсем не гармонично будет звучать монолог Тараса Бульбы из уст субтильного юноши. А абитуриенту, обладающему редким комическим даром, не стоит входить в образ Ромео. Следует также учесть, что члены приемной комиссии могут дать непростое задание. Придется импровизировать, подключив свой жизненный опыт, наблюдательность, способность быстро реагировать.

Случай из жизни

Юрий Никулин - великий клоун - несколько лет театральных институтов, в том числе и ГИТИСа. Ни в один из вузов, список которых приведен выше, его так и не взяли. Но в своей книге воспоминаний он рассказал об одном интересном случае, свидетелем которого он стал на вступительных экзаменах.

Одну из абитуриенток попросили сыграть воровку. Девушка отреагировала весьма странно. Она принялась возмущаться, подбежала к столу, за которым восседали члены приемной комиссии, и выкрикнув: "Как вы можете? Ведь я комсомолка!" - выбежала в слезах за дверь. И только спустя минуту один из педагогов заметил пропажу своих часов. В этот момент вернулась "обиженная" абитуриентка и вернула часы со словами: "Я справилась с вашим заданием?"

Заключительный этап

Тем, кто удачно прошел первый этап, предстоит продемонстрировать сценическую речь и подтвердить свои знания из области истории театрального искусства. И только после этого испытания по русскому языку и литературе.

Будущие режиссеры также сдают устный экзамен по теории режиссуры. Независимо от того, какую специальность выбрал абитуриент, для поступления ему недостаточно таланта. Нужны и теоретические знания. А для того чтобы их получить, следует много читать литературы, посвященной театральному и режиссерскому искусству.

Высшее театральное училище им. Щепкина

На актерский факультет этого института прием проходит в четыре этапа. Первый представляет собой отборочную консультацию. Так же как и в других театральных вузах, поступающие готовят несколько отрывков как из поэтических, так и из прозаических произведений. При успешном прохождении абитуриенты допускаются ко второму этапу. Здесь им тоже предстоит продемонстрировать артистическое мастерство с помощью чтения литературных произведений. Но отбор во втором туре более жесткий. Учитываются способности абитуриента, широта его артистического диапазона. Третий этап представляет собой устный экзамен по теории театрального искусства.

Другие вузы

Прием в училище им. Щукина и школу-студию МХАТ происходит по той же схеме: оценка актерского мастерства, коллоквиум. Именно поэтому многие абитуриенты подают документы в несколько вузов и читают в ГИТИСе те же произведения, что, например, и в училище им. Щепкина.

Таков прием в театральные институты Москвы. После 9 класса поступить можно в следующие учебные заведения:

  • Государственное училище музыкального и эстрадного искусства;
  • Государственный театральный колледж им. Филатова;
  • Московский областной колледж искусств.

Московские театральные вузы являются заветной целью для тысяч абитуриентов со всей страны, а конкурсам в эти учебные заведения могут позавидовать даже МГИМО и МГУ. Давайте попробуем понять, в какой театральный институт Москвы лучше подавать документы.

Крупнейший:

ГИТИС, основанный в 1878 году, является крупнейшим театральным вузом не только России, но и Европы в целом. Здесь готовят актёров (для драматических, музыкальных и эстрадных театров), режиссёров, театроведов, балетмейстеров, продюсеров и сценографов. Актёров выпускают четыре факультета ГИТИСа: актёрский, режиссёрский, эстрады и музыкального театра. Причём только в этом театральном вузе Москвы совместное обучение режиссёров и актёров проходит на постоянной основе. И именно знаменитые актёрско-режиссёрские мастерские делают ГИТИС привлекательным для многих абитуриентов. Однако некоторые студенты жалуются, что в вузе великолепно преподают режиссуру, но мало развивают в них актёрские способности.

Важно отметить, что ГИТИС, в отличие от остальных театральных вузов Москвы, не «приписан» ни к одному театру. В этом учебном заведении нет и не может быть единой актёрской школы. Границы, порой фундаментальные, проходят между факультетами и мастерскими, которые возглавляют художественные руководители и режиссёры крупных московских театров.

Престижный:

Школа-студия МХАТ является самым молодым (основан в 1943 году) и открытым новым течениям классическим театральным вузом Москвы. Студенты здесь уверенно говорят о будущем и чувствуют себя нужными. В отличие от других театральных мастерских, студентов здесь загружают на 100%: занятия по актёрскому мастерству проходят ежедневно утром и вечером, порой приходится готовить сразу по два этюда. Преподаватели Школы-студии полагают, что у актёра должно быть что-то в душе. Что-то, что он сможет отдать своему зрителю. Поэтому здесь много времени уделяют общению, формированию гражданской позиции и разговорам о смысле вещей.

В программу для прослушивания часто рекомендуют включать современных авторов, например, Виктора Пелевина, Евгения Гришковца или Людмилу Улицкую. Однако радикальность нововведений Школы-студии всё-таки имеет пределы, о которых можно понять, прочитав объявление, висящее на заветных для будущих актёров стенах: «Вход в пляжной обуви и шортах в Школу-студию МХАТ категорически воспрещён».

В Школе-студии существует три факультета: актёрский, продюсерский и факультет сценографии и театральных технологий.

Для нестандартных:

На Щуку, как в народе называют театральный институт им. Щукина, основанный в 1914 году, стоит обратить внимание абитуриентам с типичной актёрской внешностью - высоким темноволосым красавицам и красавцам. Однако ректор данного театрального института Москвы - Евгений Князев - заверяет, что к ним часто поступают абитуриенты, которые не смогли пройти в другие вузы: маленького роста и с нестандартным голосом, поскольку в Щуке могут найти в таких людях индивидуальность. В институте есть два факультета: актёрский и режиссёрский.

Консервативный:

Щепка является старейшим театральным вузом Москвы, история которого восходит к театральному училищу, учрежденному в 1809 году. И, как это и положено старейшему, Щепкинское училище является ревностным хранителем классических традиций. Пьесы здесь ставят так, как написано, отбрасывая любую возможную пошлость. При наборе студентов преподаватели вуза также придерживаются определённого типажа: предпочтение здесь отдают статным русским богатырям и благовоспитанным девушкам с длинными косами и высоким голосом.

За время учёбы студент Щепки, в отличие от вузов, где педагоги набирают собственные мастерские, обучаются у всех преподавателей. Подготовка ведётся только по направлению «Актёрское искусство».

Кинематографический:

ВГИК, основанный в 1919 году, является Меккой для абитуриентов, мечтающих купаться в лучах славы. Ведь в наши дни сделать по-настоящему известным могут только кино и телевидение. Именно на этих двух сферах ВГИК и специализируется.

Нелишне заметить, что в отличие от сугубо театральных вузов Москвы, куда набирают только очень молодых студентов, в Институт кинематографии могут зачислить даже в 25 лет. Кроме того, ВГИК является единственной в стране киношколой с собственной киностудией, в которой возможно снимать учебные фильмы всех существующих жанров.

Для людей с ограниченными физическими возможностями:

ГСИИ, основанный в 1991 году, на сегодняшний день является единственным в мире вузом, который даёт возможность студентам с ограниченными физическими возможностями получить высшее театральное и музыкальное образование. За 4 года на актёрском факультете можно получить диплом по специальности «Актёрское искусство».

ВУЗ Факультет Количество бюджетных мест Количество «контрактных» мест Сумма баллов ЕГЭ самого слабого зачисленного
Российский университет театрального искусства Актёрский 58
(из них 4 для целевого приёма)
288 63 233 198 900
-//- Режиссёрский 514 476 198 900
-//- Музыкального театра 357 247 198 900
-//- Эстрады 316 213 198 900
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова Актёрский 17 276 8 209 161 779
Школа-студия (институт) им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова Актёрский 23 нет данных - нет данных 235 000
Театральный институт им. Бориса Щукина при ГАТ им. Евгения Вахтангова Актёрский 30 нет данных - нет данных 210 000
Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (институт) при ГАМТР Актёрский 25 374 - 271 160 000
Государственный специализированный институт искусств Театральный 8 114 - - -

Кроме того, стать актёром можно и после негосударственного театрального вуза. В Москве таких учебных заведений 9. Но прежде чем подавать документы в подобные вузы, задумайтесь, много ли актёров, окончивших коммерческий театральный вуз, вам известно.

ВУЗ Факультет Количество мест Сумма баллов по ЕГЭ самого слабого зачисленного Стоимость обучения (руб. в год)
Институт гуманитарного образования и информационных технологий Театрального искусства не ограничено 200 125 000
Институт русского театра - не ограничено 68 (2 предмета) 130 000
Институт современного искусства Актёрский 30 131 138 710 (135 850 при оплате до 1 июля)
Институт театрального искусства им. П.М. Ершова - не ограничено - 134 700
Международный славянский институт Актёрский 40 - 142 400
Институт современного управления, кино и телевидения Творческих профессий и сценических искусств не ограничено 68 (2 предмета) 120 000
Московский гуманитарный университет Философии, культуры и искусства 20 128 118 000
Московская академия образования Натальи Нестеровой Кино и телевидения не ограничено 168 90 000
Международный гуманитарно-лингвистический институт Театра и кино не ограничено 150 (3 предмета) 85 000

Окончательное решение всегда остаётся за абитуриентом. Однако студенты театральных вузов Москвы дают своим будущим коллегам один хороший совет: «Будьте собой! Не подстраивайтесь и не пытайтесь понравиться - всё равно не угадаете, кому что нравится».

Вероника Гебриаль

кандидат социологических наук