Разработка урока что такое политическая карта мира. «Современная политическая карта мира. Страны с переходной экономикой

Современная политическая карта мира

Форма проведения: урок-зачет.

Цели урока: закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме. Формирование географической культуры, становления географического мышления о политической карте, об ос­новных проблемах и направлениях миро­вого развития, технологии стран, государ­ственном строе, об особенностях между­народных отношений на современной этапе.

Оборудование урока: политическая карта мира, учебник, атласы, справочник «Страны мира», географические справоч­ники.

Ход урока

Учащиеся работают в течение урока письменно и устно. Для письменных за­даний они заранее подготавливают лист учета знаний, который заполняется посте­пенно и сдается в конце урока.

I этап. Устные вопросы и задания. Уча­щиеся отвечают с места и у доски, рабо­тая с политической картой.

1. Что называется политической кар-то и мира? Сколько стран на политичес­кой карте мира? (230.)

2. Что такое суверенное государство? Сколько суверенных государств на политической карте мира? (195)

3. На политической карте мира пока­зать 7 самых больших по территории стран мира. (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)

4. На политической карте мира пока­зать 5 стран с населением более 100 млн. человек. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.)

5. На политической карте мира пока­зать несколько полуостровных стран (Ин­дия, Италия, Турция), островных (Вели­кобритания, Ямайка, Куба, Кипр), стран-архипелагов.

II этап . Учащиеся начинают работать с листом учета знаний и умений.

Что общего у следующих стран?

I вариант

А. США, ФРГ, Франция, Великобрита­ния, Япония - все входят в «Большую восьмерку».

Б. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бах­рейн, Иран - нефтеэкспортирующие страны.

II вариант

А. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - страны переселенческого капитализма.

Б. Южная Корея, Сингапур, Тайвань - новые индустриальные страны.

Какие из перечисленных ниже стран могут стать примерами:

А. Страны, имеющие республиканскую форму правления. (Болгария, Польша, Ве­ликобритания, Франция, Япония, Саудов­ская Аравия.)

Б. Страны, имеющие федеративное ад­министративно-территориальное устрой­ство. (Великобритания, Куба, США, Фран­ция, Индия, Египет, Бразилия.)

III этап. Устно. «Самое - самое на поли­тической карте мира». Этот этап урока можно провести в виде групповой рабо­ты в форме соревнования.

Вопросы

1. Самое большое по площади государ­ство мира. (Россия, 5 = 17,01 млн. км2)

2. Самое маленькое в мире независимое государство. (Ватикан, 5 = 0,44 га.)

3- Самое маленькое в мире владение. (Гибралтар - 6,5 км2)

4. Государство, чья территория (без уче­та владений) находится одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях. (Республика Кирибати.)

5. Государства, расположенные в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция, Дания с о. Гренландия, Испания с Канар­скими островами, Португалия с о. Ма­дейра.)

6. Самое большое по площади остров­ное государство. (Республика Индонезия - 1904 тыс. км2)

7. Древнейшая в мире республика и одновременно древнейшее из существую­щих государств Европы. (Сан-Марино,рес­публика с 301 г. н.э.)

9. Самое молодое государство (Респуб­лика Палау, 1994 г.)

11. Самая южная столица государства (Веллингтон. Новая Зеландия - 41° 18 "ю.ш., 174°48" в.д.)

IV этап. Учащиеся работают с листом учета знаний и умений. (Письменно .)

Ключевые слова темы. Дать определе­ние терминам.

I вариант

1. Республика.

2. Федеративное государство.

II вариант

1. Монархия.

2. Унитарное государство.

Заполнить пропуски в следующих предложениях

I вариант

Основным критерием типологии стран современного мира служит... (уро­вень социально-экономического разви­тия) того или иного государства, выра­женный через показатель... (ВВП) на душу населения.

II вариант

В основе региональных и локальных конфликтов лежат либо... (пограничные споры), либо... (религиозно-этнические противоречия).

V этап. Проводится устно. Заранее уча­щимся было предложено домашнее зада­ние: выписать в рабочие тетради топони­мические названия любых 5 государств и их столицу.

Предварительный просмотр:

Введение. Политическая карта мира

Цель: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации, с особенностями учебника; сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире; развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник, рабочая тетрадь

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В этом году мы познакомимся с особенностью развития и размещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. В этом нам поможет наука - экономическая и социальная география мира. От каких слов образовался этот термин? Эта наука сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии. География – наука о Земле, экономика – наука о ведении хозяйства, социология – наука об обществе. Эти науки тесно связаны между собой: изучать Землю, хозяйство стран нельзя без людей, не учитывая человеческий фактор.

В экономической географии появились новые направления: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, медицинская география, геоэкология и другие.

Большой вклад в развитие ЭиСГМ внесли наши ученые – Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.

2. Знакомство с учебником (по учебнику стр. 5-7)

3. Изучение нового материала

Что изображено на политической карте мира? (государства, их столицы и границы между странами). Политическая карта мира постоянно меняется. Ее формирование – процесс длительный, отражающий развитие человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

Этап и общественный строй

Важнейшие события

Промеры государств

Древний (до V в. до. н.э.)

Рабовладение

Возникновение, расцвет и крушение первых государств, начало раздела мира, первые захваты территорий. Основной способ изменений на политической карте – войны.

Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет, Китай

Средневековый (V-XVI вв.)

Феодализм

Возникновение крупных государств. Эпоха Великих географических открытий (открытие Колумбом Америки, морского пути в Индию вокруг Африки Васко да Гамой, первое кругосветное плавание Магеллана). Ярко выраженное стремление к территориальным захватам

Священная Римская империя, Киевская Русь, Византия, Португалия и Испания – сильнейшие морские державы

Новый (XVI- начало XX в.)

Капитализм

Зарождение и становление капиталистических отношений. Колониальные захваты европейцами в Америке, Азии, Африке. К концу этапа раздел мира завершен. Возможен лишь его насильственный передел

Англия, Франция, Германия

Новейший (XX в.)

Капитализм и социализм

Две мировые войны. Образование мировой социалистической системы. Распад колониальной системы

СССР, США, Куба

Современный (с конца XX в. по настоящее время)

Капитализм

Распад СССР и образование СНГ, «бархатные» революции в Восточной Европе, образование единой Германии, распад Югославии, образование независимых государств в Азии и Африке

Россия, Чехия, Словакия

Политическая карта мира к началу XXI в. сформировалась окончательно. Она, конечно, может меняться, то эти изменения уже не будут кардинальными. В настоящее время на политической карте насчитывается 230 государств.

Суверенное государство – политически независимое государство. Остальные государства – колонии, т.е. несамоуправляющиеся территории. Метрополия – страна, владеющая колониями.

Классификация стран

По размеру территории (страны-гиганты и государства-карлики)

По численности населения

По географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги)

Это количественные характеристики стран

На основе форзаца учебника и атласа выписать (с указанием столицы):

7 самых больших по площади стран мира – Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия

5 микрогосударств Европы – Сан-Марино, Монако, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн

10 стран с численностью населения более 100 млн. человек – Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония

5 полуостровных государств – Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция

5 островных государств – Шри-Ланка, Исландия, Великобритания, Ирландия. Мадагаскар

5 стран-архипелагов – Япония. Индонезия, Филиппины, Фиджи, Новая Зеландия

10 сухопутных стран – Белоруссия, Австрия, Венгрия, Армения, Монголия, Афганистан, Чад, Нигер, Мали, Боливия

10 приморских государств – Перу, Аргентина, Мексика, Гватемала, Марокко, Алжир, Франция, Норвегия, Тайланд, Мьянма

Классификация стран

По общественному строю (социалистические, капиталистические)

По уровню социально-экономического развития (развитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)

Это качественные характеристики стран

По общественному строю еще совсем недавно страны делились на социалистические, капиталистические и развивающиеся. В связи с крахом мировой системы социализма данные понятия устарели. Тем не менее, в мире есть несколько социалистических стран (КНДР, Куба, Китай, Вьетнам). Остальные страны мира имеют капиталистическую экономику разной степени развития.

Уровень социально-экономического развития страны выражается двумя показателями – валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс человеческого развития (ИЧР).

ВВП – стоимость всей продукции и услуг, произведенных в данной стране за год в $.

ИЧР – уровень душевых доходов, образованности, средняя продолжительность жизни, уровень преступности, экологическая безопасность.

По этим показателям страны делятся на:

экономически развитые страны

Особенности – высокий уровень развития промышленности, значительные запасы капитала, высокий уровень технологического развития, крупные объемы экспорта, значительные запасы полезных ископаемых.

1. Страны «Большой семерки»: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. ВВП на душу населения 20-30 тыс. $.

2. Страны Западной Европы, имеющие самый высокий уровень жизни. Наиболее благополучными на сегодняшний день считаются Голландия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия.

3. Страны «переселенческого» капитализма (бывшие колонии Великобритании): Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль.

развивающиеся страны

Это большинство стран мира. Многие из них были колониями и получили независимость после второй мировой войны. Их еще называют странами «третьего мира».

Особенности – периодические экономические кризисы, нестабильность, зависимость от иностранных кредитов, высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов населения

1. Ключевые страны - лидеры стран «третьего мира», обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом – Индия, Бразилия, Мексика.

2. Страны Латинской Америки – Аргентина, Чили, Венесуэла и др., а также страны в Азии и Северной Африке.

3. НИС – новые индустриальные страны : Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Тайланд, Индонезия и др. Они совершили большой скачок в своем социально-экономическом развитии и получили прозвище «азиатские драконы».

4. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Иран и др.

5. Большинство стран Африки – классические развивающиеся страны

6. Около 40 наименее развитых стран («четвертый мир»). Для них характерны тотальная бедность населения, отсутствие предметов первой необходимости, антисанитарные условия существования, повсеместная безработица, низкий уровень образования, неразвитая промышленность, высокая смертность, периодический массовый голод. Это Мозамбик, Эфиопия. Руанда, Сомали и др.

страны с переходной экономикой

Это постсоциалистические страны: страны, ранее входившие в состав СССР, и бывшие социалистические страны Восточной Европы. Хотя многие из них можно отнести к развитым странам (2 группа). Некоторые занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися. А Россия даже входит в состав стран «Большой восьмерки».

4. Закрепление: Р.Т. стр. 3,6 (№ 1-10)

5. Домашнее задание: § 1, доделать Р.Т., составить кроссворд «Страны мира», уметь показывать на карте все записанные на уроке страны и их столицы


Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

На современной политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение их границ и территорий, названия стран и столиц и др. Политическую карту мира и закономерности изменений на ней исследует отрасль географии, называемая политической географией.
Политическая карта мира отражает государственное устройство стран, особенности их государственной системы управления, взаимоотношения между государствами, а также региональные конфликты, возникающие в связи с определением государственных границ и расселением населения. Политическая карта мира постоянно меняется. Этому способствуют факторы:
- войны на различных уровнях;
-лишение страны независимости, изменение границ территории;
-межгосударственные и международные соглашения;
-формирование новых независимых государств;
-изменение названия страны и столицы;
-распад и объединение государств;
-изменение устройства и государственной системы управления страной;
-перенесение столицы страны в другой город.
Все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира, условно делят на два периода: новый – с 17 века до первой мировой войны и новейший – с Первой мировой войны до сегодняшнего дня. Новейший период делится на 4 этапа. 1-ый этап с 1918 по 1945, 2-ой с 1945 по этап 3-ий этап с 1945 по 1985, 4-ый этап с 1985 г. по настоящее время.
На современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, объявивших о своей независимости. Среди них, количество стран, признанных на международном уровне – 191. К ряду объектов современной политической карты мира относятся 67 зависимых территорий, не имеющих статуса самостоятельного управления.

Тестовые вопросы

1.Как называется отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности изменений на ней?
A) экология
B) физическая география
C) биология
D) политическая география

2.Сколько независимых государств насчитывается на современной политической карте мира?
A) 400
B) 300
C) 200
D) 100
3. На какие 2 периода условно делят все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира?
A) старый и новый
B) новый и современный
C) новый и новейший
D) старый и новейший

2. Сколько независимых территорий насчитывается на современной политической карте мира?
A) 27
B) 47
C) 67
D) 87
Глоссарий
Русский язык
Казахский язык
Английский язык
Социально-экономическая география
Әлеуметтік-экономикалық география
Social-economic geography
Географические открытия
Географиялық ашулар
Geographical openings
Великие путешественники
Атақты саяхатшылар
Great travelliers
Исследования
Зерттеулер
Studies
Политическая карта мира
Дүние жүзінің саяси картасы
Political card of the world
Периоды формирования
Қалыптасу кезендері
Periods of the shaping
Независимые государства
Тәуелсіз мемлекеттер
Independent state
Территория
Аумақ
Territory
Темы СРС

1) Изучить тему «Земля как планета». Л1, стр. 5-9.

Темы СРСП
1) На основе схемы 5 провести анализ изменений, происходивших на политической карте мира на примере одного государства. Л1, стр. 78-81.

Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

Цель:

Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

Задачи:

Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

- изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

Дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

Познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

Развивающие : - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

Развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

Формировать следующие УУД:

Личностные:

формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора, гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные : пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

Образовательные технологии :

исследовательский метод, метод групповой работы.

Оборудование : настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

Индивидуальное оборудование : учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

Слайд 1

В географии чертёж

На ковёр большой похож.

На нём каждая страна

Из конца в конец видна.

Что это такое?

Ответы обучающихся: политическая карта мира.

ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

Слайд 2

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

Какую информацию несёт ПКМ?

Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

Какие процессы не отражает ПКМ?

Ответы обучающихся

С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

Тема нашего урока: Формирование политической карты мира (открывается слайд 3)

Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

Слайд 5 (из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

Ответы обучающихся

Слайд 6

Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

Слайд 5 Древний период Тамарова Т.(работает с картой Древнего Египта + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

Слайд 7: Новый период: Позднякова А.(карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

Слайд 8 : Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

(карта изменения после 1 мир. войны)

Слайд 9: Современный период Рукин Н.

ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

Ответы обучающихся

Коллаж из фото: мировых войн, «горячих точек» и др.

Используя текст п.5 учебника, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2 на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

Политическая карта мира

Сто лет назад мир был иным

Взгляните - ка на карту:

Колонии рассеялись как дым,

И стали суверенны государства.

Изменчив мир, он не стоит на месте,

Границы движутся туда – сюда.

В мире стран сейчас за двести,

Их чисто меняется всегда.

Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

Слайд 7

Задания 1 группы : Распечатано для группы

Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

Ответьте на вопросы:

  1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
  2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

Задание 2 группы: Распечатано для группы

1. Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

А) Эти страны являются однонациональными;

Б) Это бывшие колонии Франции;

В) имеют выход к Индийскому океану.

2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

Выступление групп по предложенным вопросам.

Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия: «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

Слайд 9

Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2 ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛ КАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

Ответы обучающихся.

Слайд 13 Баренцево море

15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

Фото. О каких изменениях идёт речь?

Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

Обучающиеся поднимают смайлики.

Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

Слайд14

П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

Слайд 15

Спасибо за внимание