Какой расход топлива у боинга 777. Расход топлива самолета: виды, характеристика, литраж, количество топлива и дозаправка. Основные технические параметры

Автомобилисты, выбирающие железного коня по его экономичности поймут: эта характеристика одна из определяющих и для владельцев авиакомпаний. Ведь топливо постоянно растёт в цене. А значит, чем меньше расходует керосина техника, тем выгоднее её содержать. Важно это и для производителей самолётов. Кто же станет покупать лайнер, который много «жрёт»?!

Но если про расход бензина в автомобиле большинство из нас знает, то расход керосина самолётом, если ты не специалист, представить довольно трудно. Понятно, что много - ведь этакую махину нужно в небо поднять, да с грузом и пассажирами. Но всё-таки сколько?

Очевидно, что расход топлива в авиалайнере зависит от его модификации, веса, скорости и других факторов.

Рассчитывают объём необходимого на один полёт топлива так: берём расстояние из пункта А в пункт Б, добавляем расстояние до пункта В (запасного аэродрома). Плюсуем сюда ещё количество топлива, которое может понадобиться на пару запасных кругов при заходе на посадку (такое бывает при непростых метеоусловиях, выпадании из графика и т. д.), потом ещё накидываем пять процентов от получившейся суммы на всякий случай. Получается максимальный объём загрузки самолёта, который, для Боинга 747, например, составляет 150-160 тонн в зависимости от модификации. Для советского ТУ-154 - 40 тонн, для самолётов семейства Аэробус А320 - 30 тонн.

Хорошо, баки залиты под завязку. Но насколько хватит этого топлива? Для этого нужно знать средний расход. Чтобы его посчитать, нужно вывести среднюю цифру между расходом топлива при крейсерской скорости и при полной загрузке. В формуле следует учесть дальность полёта. Не станем утомлять вас сложными расчётами, просто покажем, сколько керосина расходуют лайнеры:

Боинг 747 расходует в среднем 12 тысяч литров авиационного топлива в час, более мелкий 737 - около 3 тысяч литров в час.

Аэробус А320 расходует в среднем 2,7 тысяч литров керосина в час.

ТУ-154 «съедает» около 6 тысяч литров в час.

Выходит, что самый экономичный из самолётов - аэробус? Не совсем так. Соотношение расходов и прибыли рассчитать гораздо сложнее. Ведь Боинг 747, хотя и тратит больше всех топлива, летает на дальние расстояния и загрузка пассажиров у него больше. А это значит, что билеты продаются дороже (а найти авиабилеты по самой выгодной цене вы можете ). Поэтому однозначно утверждать, какой из них выгоднее и экономичнее, следует исходя из количества пассажиров и груза, который лайнер может взять на борт, расстояния, цены авиабилетов и обслуживания.

Сбрасывает ли самолёт топливо перед посадкой?

Бытует легенда, что перед посадкой самолёт должен сбросить всё топливо, оставшееся в баках. Особенно переживают по этому поводу жители населённых пунктов, расположенных недалеко от аэропортов.

На самом деле, такие ситуации бывают, но лишь в случае экстренной посадки. Тогда топливо выбрасывается через специальное сопло, которое рассеивает жидкость, так что керосин не обрушивается водопадом на головы ничего не подозревающим людям. К тому же, сбрасывать топливо можно только в определённых местах, вдалеке от жилых районов.

К слову, в современных самолётах системы сброса топлива может и не быть: авиаконструкторы уже придумали систему экстренной посадки при избыточном весе. Есть ещё вариант выработки лишнего топлива, то есть самолёт специально «наматывает круги», чтобы естественным образом сжечь керосин. Разумеется, этот вариант не применяется при экстренной посадке.

С момента создания первого самолета и по сегодняшний день, было сконструировано и воссоздано не менее десяти тысяч различных моделей авиалайнеров, будь то военной или гражданской авиации. Постоянно возникающие вопросы и прогрессивные усовершенствования воплощаются в новые изящные конструкции и образцы, которые уже через несколько лет занимают свою нишу в современном воздушном флоте.

Одна из наиболее важных задач авиастроения – расход топлива самолета, ведь чем он выше – тем нерентабельнее машина, что прямо противоположно любому рыночному прогрессу. Так что же такое расход топлива авиалайнера, и какой он у разных самолетов?

В текущий момент существует три технических показателя данного параметра самолета:

  1. Часовой расход топлива;
  2. Километровый расход топлива;
  3. Удельный расход топлива.

Часовой расход топлива – это количество используемого горючего за один час полета. Этот расчет всегда без исключения берется при крейсерской скорости и максимальной коммерческой загрузке авиалайнера и рассчитывается в единице – кг/ч.

Крейсерская скорость – это скорость, на которой производят все пассажирские перевозки. Она составляет примерно 60-80% от максимальной ввиду безопасности и дополнительного веса.

Максимальная коммерческая загрузка – это максимально разрешенный вес пассажиров, багажа, техники и иных грузов на борту самолета.

В среднем составляет от 1 до 15 тыс. кг в час.

Километровый расход горючего

Километровый расход горючего – это количество горючего, затраченное на один километр перелета. Рассчитывается, также как и при часовом – на крейсерской скорости и при максимальной коммерческой загрузке.

Стоит заметить, что при грузовых и пассажирских перевозках намного логичнее применять именно данный расчет, т. к. главная цель подобного полета – доставить груз на требуемое расстояние при наименьшей затрате горючего, а не продержаться в воздухе как можно дольше, однако в технических характеристиках закрепился именно часовой.

Рассчитывается в кг/км.

Удельный расход топлива

Удельный расход топлива – это количество потребляемого горючего на единицу времени или расстояния, относительно мощности или тяги летательного аппарата, обеспечиваемого тем или иным двигателем и т. д.

Существует несколько различных единиц исчисления, зависимых от выбора параметров:

  • Масса или объем топлива – грамм, килограмм или литр (г, кг или л);
  • Время или расстояние пути – час или километр (ч или км);
  • Мощность или тяга двигателей – лошадиных сил или килограмм-сила (л. с. или кгс).

В результате выходит, например, г (л. с. ·ч) или кг (кгс ·ч).

В гражданской авиации закрепился также другой расчет – вес затраченного топлива на один километр пути к общему количеству пассажиров на самолете. Его единица расчета – г/пасс.-км (грамм на пассажиро-километр).

Данный технический показатель тесно сотрудничает с топливной эффективностью, помогая указать наиболее выгодный авиалайнер для перевозки того или иного количества пассажиров, используя при этом минимум горючего.

От чего зависит расход топлива

Расход горючего летательного аппарата зависит от нескольких факторов:

  • Крейсерской скорости;
  • Массе летательного аппарата;
  • Коммерческой загрузке;
  • Погодных условий;
  • Вида и количества двигателей (винтовые, реактивные или комбинированные);
  • Конструкции авиалайнера;
  • И другого.

Перечень моделей авиалайнеров и их топливный расход

  • Ан-2: удельная затрата горючего – 42 г/пасс.-км, часовая затрата горючего – 0,131 тыс. кг/ч;
  • Ан-140-100: 24,4 г/пасс.-км, 0,55 тыс. кг/ч;
  • Ан-38-100: 43,7 г/пасс.-км, 0,38 тыс. кг/ч;
  • Ан-24: 36,0 г/пасс.-км, 0,86 тыс. кг/ч;
  • Ил-86: 34,5 г/пасс.-км, 10,4 тыс. кг/ч;
  • Ил-96-300: 26,4 г/пасс.-км, 7,8 тыс. кг/ч;
  • Ил-114-100: 20,8 г/пасс.-км, 0,59 тыс. кг/ч;
  • Як-40: 79,4 г/пасс.-км, 1,241 тыс. кг/ч;
  • Як-42Д: 35,0 г/пасс.-км, 3,1 тыс. кг/ч;
  • Ту-104Б: 75 г/пасс.-км, 6 тыс. кг/ч;
  • Ту-134А: 45,0 г/пасс.-км, 3,2 тыс. кг/ч;
  • Ту-154М: 31,0 г/пасс. Км, 5,3 тыс. кг/ч;
  • Ту-204-300: 27,0 г/пасс.-км, 3,25 тыс. кг/ч;
  • Ту-214: 19,0 г/пасс.-км, 3,7 тыс. кг/ч;
  • Ту-334: 23,4 г/пасс.-км, 1,7 тыс. кг/ч;
  • Ту-144С: 230,0 г/пасс.-км, 39 тыс. кг/ч;
  • Boeing 707-320: часовая затрата горючего – до 7,2 тыс. кг/ч;
  • Boeing 717-200: 2,2 тыс. кг/ч;
  • Boeing 727-200: 4,3 тыс. кг/ч;
  • Boeing 737-300: топливная эффективность – 22,5 г/пасс.-км, часовая затрата горючего – 2,4 тыс. кг/ч;
  • Boeing 737-400: 20,9 г/пасс.-км, 2,6 тыс. кг/ч;
  • Boeing 747-300: 22,4 г/пасс.-км, 11,3 тыс. кг/ч;
  • Boeing 757-200: 23,4 г/пасс.-км; 3,25 тыс. кг/ч;
  • McDonnell Douglas MD-83: часовая затрата горючего – 3,1 тыс. кг/ч;
  • McDonnell Douglas MD-90: 2,65 тыс. кг/ч;
  • Airbus A320-200: топливная эффективность – 19,1 г/пасс.-км, часовая затрата топлива - 2,5 тыс. кг/ч;
  • Airbus A321-100:- 23,2 г/пасс.-км, 2,885 тыс. кг/ч;
  • Airbus A380: удельная затрата горючего – 2,9 на одного пассажира и 100 км пути, часовая затрата топлива – до 13 тыс. кг/ч;
  • Fokker 50: часовой расход горючего – 0,64 тыс. кг/ч;
  • Embraer EMB-120ER: топливная эффективность - 27,6 г/пасс.-км, часовой топливный расход – 0,39 тыс. кг;
  • Bombardier CRJ 200: 35,9 г/пасс.-км, 1,1 тыс. кг/ч;
  • Sukhoi Superjet 100: расход горючего на час – 1,7 тыс. кг/ч;
  • МС-21-300: удельная затрата топлива –15,1 г/пасс.­км;
  • МС-21-400: 15,1 г/пасс.­км;
  • Concorde: часовая затрата горючего – 20,5 тыс. кг/ч;
  • Avro Canada C102: удельная затрата горючего – 109 г/пасс.-км, часовая 2,7 тыс. кг/ч;
  • Vickers Vanguard: часовая затрата горючего – 2,1 тыс. кг/ч;
  • Bristol Britannia 314: 2,2 тыс. кг/ч;
  • De Havilland Comet 4B: 5,2 тыс. кг/ч;
  • Breguet 941: 1,2 тыс. кг/ч;
  • Hawker-Siddeley Trident 3B: 4,65 тыс. кг/ч;
  • BAC One-Eleven 475: 2,3 тыс. кг/ч;
  • Sud-Aviation Caravelle 11R: 2,6 тыс. кг/ч;
  • Dassault Mercure: 2,8 тыс. кг/ч;
  • Convair 990A: 5,8 тыс. кг/ч.

Как рассчитывают количество топлива на полет

Количество горючего, которое заправляют в авиалайнер перед взлетом, рассчитывается по специальным формулам, доступным узкому специализированному кругу лиц и отличающимся в зависимости от модели воздушного судна.

Однако существует приблизительное вычисление, которое складывается из следующих слагаемых:

  • Массы горючего, требуемой для перелета из точки А в точку Б при определенной коммерческой нагрузке.
  • Количества топлива, которое израсходуется при полете из точки Б до самого удаленного аэродрома, указанного запасным в полетном плане.
  • Количества горючего, которое будет использовано, если самолет сделает два дополнительных круга на посадке.
  • И 5% от всей суммы топлива, рассчитанного в предыдущих пунктах, как запас.

Данное видео показывает сброс топлива во время полета. Такую процедуру практикуют некоторые модели авиалайнеров при аварийных ситуациях или перед посадкой (намного реже).

Заключение

В заключение можно сделать несколько основных выводов:

  1. Расход горючего воздушного судна – одна из самых старых и актуальных задач при конструировании самолетов.
  2. Существует три основных характеристики топливной эффективности: часовой, километровый и удельный расход топлива. Каждый из них участвует в своих расчетах и помогает выбрать наиболее выгодный вариант в тех или иных условиях (технических, погодных, погрузочных и далее).
  3. Затрата горючего также не является точной величиной, она зависит от внешних и внутренних факторов (условий полета, коммерческой загрузке, крейсерской скорости и подобного).
  4. У разных моделей авиалайнеров и удельный, и часовой расход топлива варьируется в достаточно большом диапазоне (часовой от 1 тыс. кг в час до 11 тыс. кг у дозвуковых, до 40 тыс. кг у сверхзвуковых).
  5. Количество горючего, которое нужно заправить в самолет перед вылетом рассчитывается специальными для разных моделей формулами. Самая приблизительная из них суммирует расход топлива на полет до конечной точки, до самого дальнего запасного аэропорта, два дополнительных круга перед посадкой и еще 5% от получившейся суммы про запас.

На вопрос А это правда, что во взлетном режиме самолет расходует до 70% всего топлива? заданный автором Невролог лучший ответ это До 70% всего топлива не расходует, тогда он не долетит. Просто максимальный расход идет на взлетном режиме, но его нельзя поддерживать долгое время - движки не выдержат. К примеру: Заправка самолета Ту-154 равна 40000кг топлива. На взлете он расходует 8000кг за час, в горизонтальном полете 6000кг, на посадке 3000кг. Средняя скорость набора около 30м/с, следовательно набор проходит за час 108км, а высота атмосферы всего 12км. Следовательно до 70% сжечь ни как нельзя.

Ответ от Керубино [гуру]
нет


Ответ от скорострельный [новичек]
Конечно нет!


Ответ от Injenere [гуру]
Возможно. Но только зимой 🙂


Ответ от Носоглотка [гуру]
Нет канешно, иначе они так далеко не летали. может имеется в виду расход горючего увеличивается во взлётном режиме на 70% больше от режима полёта. В таком плане больше похоже на правду


Ответ от Ocean Ocean [гуру]
ну как тебе сказать.... вобще то нет... потому что помимо режима "взлет-посадка" есть режим "форсаж"..причем топливо расходуется на 11,9% больше... ну а 70% это слишком.... вобщето не знаю как в пассажирских (я военный летчик) , но на наших мигах такого не наблюдается.. да и помоему все так порхают)).. просто на 30 процентах дальше Химок никуда не полетишь))))))))


Ответ от Cor48 [гуру]
Ровно столько расходует на взлете + посадке английский "Харриер", правда взлетает и садится вертикально.


Ответ от Sergej Gritsenko [гуру]
Миль пардон, мадмуазель, но это ерунда. Ну вот например возьмём движок АЛ-21Ф-3. Он установлен на Су-24 - имя Грач! Так вот его тяга на форсаже примерно 11000 кг. Удельный расход топлива 1,86 кг\л. с. ч. А в крейсерском режиме тяга его около 6000кг и удельный расход 0,76. Но теперьсчитайте, сколько времени длится взлет? Секунд 30. Ну минуту. Так что за это время 70 процентов ну никак.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
...блондинка???


Ответ от Пользователь удален [новичек]
Нет конечно. Но на взлет самолет расходует больше топлива, чем во время полёта.


Ответ от Пользователь удален [эксперт]
Нет, неправда.Даже если речь идёт о самолётах палубной авиации с вертикальным взлётом (американских), то взлёт-посадка съедает не более половины горючего. Это данные открытых источников 7-летней давности.


Ответ от Андрей [мастер]
Если подъём истребителя-перехватчика до высоты цели считать взлётом (при том, что с момента старта до выхода на цель он идёт на форсаже), то затраты на этот манёвр вполне могут составить 70% заправки.При эксплуатации обычных гражданских лайнеров на взлёте происходит повышенный расход топлива, но основной запас тратиться на перелёт. Если лайнеру приходиться садиться ближе, чем предполагалось (по метеоусловиям например), то пилоту приходиться писать круги вокруг аэропорта, пока не выработает основной запас (тяжёлые лайнеры с полной заправкой не посадить).

Расход топлива самолета - один из важных показателей эффективной работы механизмов. Каждая модель потребляет свое количество, заправщики рассчитывают этот параметр, чтобы авиалайнер не был загружен лишним весом. Рассматриваются разные факторы, перед тем как разрешить вылет: дальность полета, наличие запасных аэродромов, погодные условия маршрута.

Основные технические параметры

С первого полета до современных моделей было создано тысячи разных военных, грузовых, пассажирских авиационных лайнеров. Время и технический прогресс заставляют их постоянно усовершенствоваться, занимать достойную нишу воздушного флота. В любой период развития перед конструкторами стояла задача снизить расход топлива самолета, чтобы он был рентабельным в эксплуатации и востребованным на рынке. Для расчета берут 3 основных параметра, фиксируют значение:

  • часовое;
  • километровое;
  • удельное.

От того, сколько будет израсходовано средств на заправку, зависит себестоимость всего полета и затраты компании на обслуживание дорогостоящего механизма.

Часовая характеристика

К часовому расходу топлива самолета относится использование ресурсов за каждый час в полете. На крейсерских скоростях осуществляют доставку пассажиров. Поэтому нужны 2 основных значения: максимальная коммерческая загрузка и крейсерская скорость. В качестве фиксированного определителя, по которому можно загрузить лайнер, берут 60 % от максимума, чтобы обеспечить безопасность и предусмотреть дополнительный вес. Единицами измерения служат килограммы на час перелета.

Разрешенной коммерческой загрузкой является общий вес:

  • пассажирский;
  • багажный;
  • техники, приборов, оборудования.

За среднюю величину расчетчики берут в пределах 10 тыс. кг за час полета.

Километровый расчет

Расход топлива самолетов по километровым показателям измеряют затратами на единицу дальности перелета. В расчет идут те же измерения: крейсерская скорость и максимальная коммерческая загрузка. Определения требуются, чтобы выяснить наименьшие издержки. В этом случае единицами измерения служат килограммы веса на километр пролета.

Удельная величина

Какой расход топлива у самолета по удельному показателю, определяют единицей времени или расстоянием в отношении к тяге или его мощности двигателя.

Единицы измерения:

  • по массе или объему горючего - в килограммах или литрах;
  • по времени и расстоянию передвижения - в часах и километрах;
  • по мощности двигателя - в лошадиных или килограммовых силах.

Такой технический показатель показывает на топливную эффективность, он позволяет узнать, какой из лайнеров способен перевезти груз с минимальным количеством керосина. Определяя расход топлива пассажирского самолета, берут затраченное горючее на километр полета к количеству граждан, которые зашли в салон.

Какие показатели влияют на экономию?

Каждый раз, когда отправляют воздушный транспорт в полет, техники рассматривают все факторы. У них ряд задач:

"Боинг 737-400":

  • топливная эффективность - 20.9 г/пасс. км;
  • часовой расход - 2.6 тыс. кг/ч.

Характерные особенности этого пассажирского воздушного судна:

  • пассажирских мест - 114;
  • грузовой тоннаж - 2,4 т.

Параметры летных данных:

  1. 793 км/ч. - значение крейсерской скорости.
  2. 52800 кг - величина максимальной взлетной массы.
  3. 10058 м - на эту высоту поднимается аппарат.
  4. 2518 км - с подобной дальностью перемещается.
  5. 276 км/ч - с такой скоростью взлетает.

Ведущие специалисты компании "Боинг" работают над конструкцией воздушного транспортного средства, которое заменит все семейство 737.

Кто ведет расчет

Для заправки авиалайнеров применяют специальные нефтяные фракции, их называют авиакеросином, или авиационным топливом. Чтобы рассчитать необходимое количество на конкретный полет, привлекается узкий круг специалистов, только им известны формулы для каждой модели.

Складывается расчет по следующей схеме:

  • берут массу авиационного бензина, которая потребуется, чтобы перелететь из города М в город Д с коммерческой нагрузкой С;
  • фиксируют количество горючего, необходимого при перемещении из города Д до запасной аэродромной площадки, расположенной на максимальном удалении по полетному плану;
  • расход авиакеросина при дополнительных облетах во время посадки;
  • прибавляют к данному объему топлива 6 % для запасного хранения.

В случае аварийной посадки самолет должен сбросить остаток керосина, чтобы от удара не было возгораний от большого количества легко воспламеняемого вещества.

В качестве заключения можно подвести итог:

  • самая ответственная, старая и актуальная задача при создании конструкции самолета - его расход горючего;
  • топливная эффективность характеризуется тремя показателями: часовыми, километровыми, удельными затратами ресурсов;
  • топливные издержки - это не точные величины, на них оказывают влияние внешние и внутренние факторы;
  • удельное и часовое питание колеблется у каждого лайнера по разным диапазонам.

Расчет авиационного керосина ведут специалисты из технического персонала, отдельно на каждый самолет перед его маршрутом они применяют формулы, разработанные для определенных авиалайнеров. Полученный результат увеличивают, чтобы всегда был запас. Для длительных перелетов существует особая дозаправка в воздухе. В точку вылетают грузовые дозаправщики для выполнения скрупулезного, ответственного на рассчитанной высоте дела.