Социальный стереотип в жизнедеятельности людей. Психологическая характеристика социальных стереотипов Социальный стереотип определение

Социальный стереотип - это способ восприятия явлений и моделей поведения, которые часто повторяются. Он формируется в Стереотипы определяются степенью социализации личности, воздействием коллектива, традиций, а также собственного опыта.

Понятие

Человек вне общества существовать не может. Будучи частью социума, он должен принимать правила социума и следовать им. В частности, люди ежедневно сталкиваются со стереотипами - упрощенными представлениями о явлении или объекте.

Термин "социальный стереотип" был введен в обращение У. Липпманом. С тех пор данному словосочетанию было дано множество определений, в зависимости от специализации и направления деятельности автора. Обобщить исследования различных авторов в данной области удалось Тэшфелу. Он сформулировал такие выводы:

  • человеку свойственно он с готовностью дает простые пристрастные характеристики определенным группам людей;
  • категоризация позволяет сохранять стабильную социально-политическую ситуацию на протяжении длительного временного промежутка;
  • стереотипы могут изменяться вместе с политической и экономической ситуацией, но это происходит крайне редко, как правило, достаточно болезненно и медленно;
  • стереотипы проявляются наиболее отчетливо в моменты вражды между определенными группами;
  • стереотипы усваиваются и принимаются людьми еще в раннем детстве, когда начинается процесс формирования личности.

Ключевые особенности социальных стереотипов

Социальный стереотип - это неотъемлемая часть всех сфер жизни современного человека. Данная категория обладает следующими ключевыми особенностями:

  • Предопределяет то, как будут восприняты те или иные жизненные ситуации. Таким образом, можно сказать, что человек познает окружающий мир не напрямую, а посредством стереотипов, сложившихся в обществе или сформированных в сознании.
  • Формализует и обезличивает общение, что служит некоторым способом "экономии" мыслительного ресурса. Благодаря стереотипам мозг действует автоматически, сопоставляя имеющуюся ситуацию с ранее сформированной моделью.
  • Включает в себя описание и характеристику ситуации. Это помогает сократить время на выработку реакции и оценки какого-то конкретного события или происшествия.
  • Характеризуется стойкостью и преемственностью. Как правило, стереотипы переходят из поколения в поколение, несмотря на их объективность или субъективность. При этом последователи не всегда задаются вопросом о верности и правомерности навязываемых им суждений.

Функции стереотипов

Социальный стереотип - это неотъемлемая часть жизни человека. Несмотря на то что это словосочетание, как правило, вызывает негативные ассоциации, данное явление важно для общества. Положительные стереотипы выполняют такие важные функции:

  • Упрощение и систематизация сложных информационных потоков. Ежедневно человек сталкивается с огромными информационными потоками, которые он чисто физически не всегда может обработать. Сформированное социальное восприятие избавляет от необходимости реагировать на те или иные часто повторяющиеся явления. С одной стороны, стереотипизация экономит мыслительный ресурс, а с другой - отражает социальную реальность.
  • Межгрупповая дифференциация путем оценочного сравнения. Таким образом, представители одной социальной группы легче налаживают взаимоотношения за счет самоидентификации. Также это позволяет обеспечить целостность общества и четко распределить межгрупповые роли.
  • Пояснение сложившихся межгрупповых отношений. Стереотипизация с незапамятных времен была мощным политическим механизмом, позволяющим подчинять массы. Ее роль может быть как положительной (создание общественного порядка), так и отрицательной (угнетение, подавление, порабощение).

Роль стереотипов

На основании указанных функций можно сформулировать роль социальных стереотипов в жизнедеятельности общества. Стоит обратить внимание на такие существенные моменты:

  • Максимизируются межгрупповые различия. Таким образом, в обществе распределяются роли и иерархия подчинения.
  • Максимизируется сходство между членами группы. Это укрепляет связи внутри общественного формирования.
  • Минимизируется межгрупповое сходство. Это создает определенные барьеры для перехода между общественными формированиями. Таким образом, численный состав групп и взаимоотношения между ними остаются стабильными.
  • Минимизация различий внутри группы. Внутри общественного формирования подавляются какие-либо убеждения, не соответствующие принятой концепции.

Уровни проявления стереотипов

Невозможно себе представить существование человека вне общества. В процессе развития социума непременно происходит формирование стереотипов. Этот процесс осуществляется на четырех уровнях:

  • индивидуальный - на основании психологических особенностей каждого конкретного человека, а также его личного опыта, формируются определенные представления о группах и явлениях;
  • межличностное взаимодействие - в процессе контактов между людьми складываются убеждения путем передачи опыта друг другу;
  • коллективный - формирование стереотипов в процессе сотрудничества нескольких групп;
  • высокий - идеология, сформированная под влиянием исторических событий или авторитета политических деятелей.

Механизмы формирования общественного мнения

Учитывая ограниченность личного опыта у подавляющего большинства людей, социальный стереотип - это эффективный механизм манипуляции общественным мышлением, который нередко используется средствами массовой информации, правительственными организациями и так далее. Вот основные способы формирования общественного мнения:

  • "Ярлыки". Создается определенный образ идеального человека, под которого подгоняют аудиторию. Как правило, механизм используется для устранения конкуренции или для подчинения широких масс людей.
  • "Приятная неопределенность". Суть данного механизма состоит в том, что идея, преподносимая обществу, не имеет ясного и четко очерченного смысла. Тем не менее она вызывает у подавляющего большинства людей положительные ассоциации.
  • "Мнение большинства". Чтобы убедить аудиторию в верности суждения, используется уловка, согласно которой подавляющее большинство людей придерживаются подобного мнения.

Стереотипы массового поведения

Формирование стереотипов распространяется не только на большие социальные группы или распространенные явления, но также на частные случаи. Как правило, на сознание людей оказывают влияние такие явления:

  • Слухи - сведения, которые быстро распространяются по неформальным каналам. Как правило, в основе сообщения лежит какой-то реальный факт, но его описание окрашено оттенками предположительности и не всегда соответствует действительности. Интересно, что, передавая и воспринимая слухи, люди, как правило, не задумываются об их истинности или лживости. В ходе распространения слухи могут изменяться и обрастать новыми подробностями.
  • Мода - это устойчивые, но недолговечные представления о поведении, внешности, роде деятельности и так далее. Как правило, понимание моды неодинаково у различных социальных групп. Интересно, что для данного явления характерна цикличность. Одна и та же идея сначала восхваляется, потом отвергается, а позже снова становится актуальной.
  • Массовые пристрастия - явления, которые в процессе межличностного взаимодействия быстро формируются и распространяются. Их суть состоит в стремлении к удовлетворению различных желаний и пристрастий. Это могут быть как легкомысленные хобби, так и серьезные политические убеждения.

Что такое гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы - это общественное представление о специфике поведения мужчины и женщины. Это явление тесно связано с распределением гендерных ролей и их поддержанием. Степень выраженности стереотипизации существенно различается в различных странах, обществах и социальных группах, что обусловлено культурой, религией и уровнем жизни. Как правило, гендерные стереотипы поддерживают неравенство полов в обществе.

Изучение психологических особенностей представителей разных полов интересовало ученых с незапамятных времен. Основная цель - найти подтверждение или опровергнуть существование гендерных ролей. Но еще ни одному ученому не удалось достичь этой цели. Итог большинства исследований таков, что в психологии и поведении мужчин и женщин больше сходных характеристик, чем различий. Тем не менее эмоциональные и поведенческие проявления в различных ситуациях не дают возможности поставить между полами знак равенства.

Не задумываясь о том, что такое гендерные стереотипы, в некоторых обществах их искажают с целью умалить значение и права противоположного пола. Имеют место такие когнитивные искажения:

  • Убеждение в справедливости мира. Есть мнение, что все происходящее справедливо, а любые неблагоприятные события люди заслужили сами. В данном контексте гендерное неравенство оправдывается биологическими особенностями, а несправедливость считается естественной.
  • Иллюзия корреляции - убежденность в связи между явлениями, даже если никакого подтверждения этому нет. Имеется в виду уверенность в том, что гендерная принадлежность предопределяет поведение и черты характера. Причем те факты, которые опровергают это утверждение, игнорируются или воспринимаются негативно.
  • Каскад доступной информации - подразумевает коллективную веру в то, что неоднократно повторяется в публичных выступлениях. Как правило, социальные стереотипы поведения демонстрируются в СМИ. При этом характеристики, общие для разных гендеров, как правило, игнорируются.
  • Самоисполняющееся пророчество - ложное понимание ситуации, провоцирующее новое поведение и обстоятельства, подтверждающие первоначальную ошибочную теорию. Особенно ярко данное явление проявляется в семьях, когда родители, основываясь на половой принадлежности детей, искаженно воспринимают их увлечения, наклонности и возможные достижения. Таким образом, независимо от собственных желаний дети идут по пути, определенному родителями, как бы подтверждая их правоту.

Что такое национальные стереотипы

Этностереотипы - это представления о поведении, менталитете или убеждениях представителей определенной нации. Национальные стереотипы, как правило, дают упрощенное, одностороннее, а иногда искаженное представление. Чего нельзя сказать об автостереотипах, которые, как правило, направлены на восхваление, единение и сохранение нации.

Формирование происходит под влиянием таких основных факторов:

  • особенности поведения, закрепленные в культуре и сознании вследствие исторического развития;
  • социально-политические условия и особенности взаимодействия между группами и классами;
  • длительные контакты с представителями других этносов.

В большинстве случаев национальные стереотипы безобидны. Они активно эксплуатируются в рекламных, культурных и юмористических сферах. Тем не менее они нередко становятся причиной межнациональной вражды и ненависти.

Стереотипные эффекты

Неправильно воспринимать понятие социальных стереотипов исключительно как результат жизненного опыта. Порой они формируются под влиянием эффектов, провоцирующих искаженные и ошибочные суждения.

  • Как правило, информация, поступившая в мозг первой, считается наиболее правильной и неоспоримой. Речь может идти, например, о первом впечатлении, которое, как правило, формируется в течение 10 минут с момента знакомства.
  • Эффект ореола. Как правило, эмоционально заряженная информация воспринимается в искаженной форме. Если тема волнует собеседника, то она может заставить его составить о ком-то ложное негативное или ошибочное положительное впечатление.
  • контекста. На фоне позитивных событий или положительной группы людей впечатление о любом человеке будет гораздо лучше, чем в негативной обстановке. Культура личности и общества такова, что обстоятельства и окружение накладывают отпечаток на репутацию.
  • Окружающие воспринимают человека в соответствии с его поступками по отношению к другим людям.
  • Эффект повторения. Часто повторяющееся поведение начинает восприниматься как правильное. Любые новые веяния воспринимаются с опаской или даже агрессией.

Примеры стереотипов

Говоря о стереотипах, стоит отметить, что они предопределяют поведение человека и многие жизненные ситуации. Из наиболее распространенных убеждений стоит обратить внимание на такие примеры:

  • молодежь слушает только рок;
  • женщины глупее мужчин;
  • все мужчины хотят от женщин только одного;
  • все японцы на одно лицо;
  • все женщины стремятся выйти замуж;
  • евреям присуща жадность;
  • в небольшом городе жизнь безопаснее, чем в мегаполисе;
  • все мужья - изменщики;
  • самые качественные машины изготовлены в Германии;
  • все прибалты медлительны;
  • все молодые люди легкомысленны;
  • лучшие рэперы - афроамериканцы.

Способы выявления стереотипов

Влияние стереотипов на поведение и образ жизни человека настолько велико, что не всегда понятно, где истина, а где заблуждение. Выявить искусственный или ложный стереотип можно благодаря таким основным приемам:

  • обнаружение устойчивых неизменных тем для разговоров в своем окружении;
  • заполнение анкетных листов или интервьюирование;
  • метод неоконченных предложений (экспериментатор начинает фразу, описывающую какое-то явление, а испытуемый должен ее продолжить);
  • выявление ассоциаций (человеку или группе людей дается 30 секунд на то, чтобы сформулировать отношение к предмету или явлению).

Разрушение стереотипов

Сильные личности, не желающие находиться в рамках общественного мнения, всегда находятся в поиске эффективного решения, как сломать стереотип. Основываясь на жизненных примерах, можно выделить несколько распространенных стереотипов и способов борьбы с ними:

  • Дети обязаны родителей. Взрослый человек, чувствующий давление родителей, должен им объяснить, что он пришел в этот мир, чтобы выполнить свою неповторимую миссию, а не жить по чужому сценарию. Роль родителей - принимать ребенка таким, каков он есть, и быть для него поддержкой.
  • Каждая женщина должна выйти замуж. Это убеждение, которое навязывается девочкам с раннего детства. Тем не менее общество упускает из внимания тот факт, что такое распределение ролей, как "мужчина - добытчик, а женщина - хранительница очага", все менее актуально для настоящего времени. Сегодня представительницы прекрасного пола более сильные, самостоятельные и уверенные в себе, чем несколько поколений назад. Она обеспечивает себя сама, имеет массу интересов и увлечений. Если женщина посчитает нужным реализовать себя не только в карьере, но и в семье, она это непременно сделает.
  • Внешность важнее внутреннего мира. Действительно, первое впечатление создает именно внешний вид. Более того, сложилось четкое представление о том, что красивый человек - это хороший человек. Тем не менее истории известны примеры, когда непривлекательные люди заслуживали мировое признание, а красивые оказывались внизу социальной лестницы.
  • Мужчины не плачут. Человечество считает, что слезы - это исключительно женская привилегия. Тем не менее такой эмоциональный выброс и духовное очищение необходимы всем, независимо от пола. Удерживая негатив внутри себя, человек провоцирует душевные и физические болезни.
  • Матери-одиночки несчастны. Порой в браке женщина более несчастна, чем будучи свободной. Если супруг грубо обращается с женой, пьет или склоняется к домашнему насилию, такой союз не стоит сохранять, несмотря на общественное мнение. К тому же для ребенка неполная семья более предпочтительна, чем постоянные скандалы родителей.

То на наше восприятие других людей сильное влияние оказывают социальные стереотипы . Это понятие описывает упрощенное восприятие какого-либо человека, группы, социального явления/события и пр., основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной и т.д. и т.п.). При этом стереотип никак не связан с нашим реальным опытом взаимодействия с данным конкретным человеком или объектом.

Среди наиболее явных примеров соцстереотипов – «блондинки глупые», «женщины болтливые», «русские пьют», «молодежь женится только из-за незапланированной беременности» и т.д. То есть, видя блондинку и ориентируясь на стереотип, кто-либо может «по умолчанию» воспринимать ее как не очень умного человека, хотя в действительности ни разу с ней не общался. Однако это только одна сторона стереотипов, тесно связанная с предрассудками. Рассмотрим подробнее эти явления, а также то, как вообще формируются стереотипы, в чем их функции и почему мы используем их гораздо чаще, чем мы думаем .

Социальные стереотипы, установки и предрассудки

Прежде чем переходить к разбору социально-психологических стереотипов разберемся с понятийным аппаратом. Когда речь заходит о соцстереотипах часто всплывают еще два термина: предрассудки и социальные установки .

Почему соцстереотипы и предрассудки – не одно и то же

Предрассудки порой считают синонимом соцстереотипов, и эти понятия действительно сближаются, когда речь идет о примерах, описанных выше. Другие примеры предрассудков – «американцы тупые», «красивые девушки добиваются всего только через постель» и пр.Предрассудок – это предвзятое, негативное отношение к человеку, группе людей или соцявлению, основанное на внешнем признаке, принадлежности к какой-либо группе (как правило, речь о национальности, религии, ориентации, поле, возрасте и т.д.). Как видим, стереотипы и предрассудки действительно кажутся очень схожими, но есть у них и различия.

Так, стереотипы – это необязательно отрицательное, неприязненное отношение к представителям других возрастов, наций, религий и т.д. Это просто некое лекало, которое мы примеряем на всех представителей той или иной группы. Например, считается, что все немцы очень педантичны, а программисты – не умеют общаться с людьми, только с техникой. У стереотипов куда более широкое «применение» по сравнению с предрассудками, и сближаются они лишь в одном аспекте.

Когда речь заходит о социальных стереотипах поведения или общения, то часто имеются в виду именно те, что схожи с предрассудками. Именно поэтому некоторые рассматривают эти понятия как одинаковые.

Соцустановки и соцстереотипы

Что касается социальной установки , или аттитюда (от англ. Attitude – «отношение»), то это более широкое понятие, чем соцстреотип . Помимо собственно процесса стереотипизации, оно включает обобщение; прошлый социальный опыт и выводы из него (то есть распространение данного опыта на будущее поведение); ценности группы и их разделение конкретной личностью. В целом социальные установки – достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного разговора.

Термин «социальный стереотип» скоро отметит 100-летний юбилей: оно было введено журналистом Уолтером Липпманом (США) в 1922 г.

Когда используются социальные стереотипы

Чаще всего социальные стереотипы используются тогда, когда нам не хватает информации для более взвешенных суждений , причем делаем мы это бессознательно. В условиях недостатка фактов мы отталкиваемся от того, что есть, а судить человека проще всего по внешним признакам (по особенностям внешности, полу, национальности и другой информации, узнать которую не составляет труда). Таким образом, мы делаем вывод о людях и явлениях, фактически ничего о них не зная, опираясь на обобщенное восприятие группы, к которой они принадлежат. Ведь когда мы вписываем человека в наш шаблон (соцстереотип), то [вроде как] понимаем, что от него можно ожидать, каков он, как с ним общаться и т.д. В этом смысле роль социальных стереотипов – помочь нам коммуницировать даже с незнакомыми людьми .

Впрочем, как мы знаем, стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или соцявлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию . Например, «Маша блондинка, значит, глупая» превращается в «Меня поражают Машины знания в ядерной физике».
Что касается стереотипов, распространяющихся на группу, то чем больше группа (и чем меньше мы знаем входящих в нее людей), тем чаще мы прибегаем к стереотипам . И наоборот: чем меньше группа и чем лучше мы знаем ее членов, тем меньше мы используем стереотипы.

Однако нельзя сказать, что стереотипы сразу полностью нас отпускают . Дело в том, что в оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того что их мы бессознательно задействуем еще до того, как получим какую-либо информацию о личности . Например, многие наверняка по-разному будете воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем как о великом физике-ядерщике и только потом они узнают, что это пышногрудая блондинка, или же они сначала увидят девушку только потом узнают, что она физик-ядерщик. Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.

Почему социальные стереотипы так удобны?

Порой дело не только в том, что у человека мало информации для глубокого анализа личности и соцявления, а в том, что он и не хочет ее получать . Мы бы объяснили этот процесс таким образом. Как известно, мозг потребляет очень много энергии, а кроме того анализирует великое множество поступающей информации – и он должен делать это быстро. Также мозг должен нас защищать, как можно оперативнее сигнализируя об опасности. Данные факторы привели к тому, что природой в него заложено стремление минимизировать усилия там, где он может это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы, – прекрасный инструмент для такой минимизации. Нам не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда у нас есть готовое лекало, под которое можно подогнать всех вокруг.

Как мы уже отмечали, стереотипы далеко не всегда отражают реальность, и, когда мы придаем им слишком большой вес, то фактически сами загоняем себя в ловушку. Особенно часто это касается стереотипов, максимально сближающихся с предрассудками. Соответственно, проблемы возникают не тогда, когда человек использует стереотипы, а когда он начинает придавать предрассудкам слишком большое значение и формирует свое мнение только исходя из них.

Функции социальных стереотипов

Изначально функции стереотипов если не положительны, то логичны :

  • Во-первых, как мы отмечали, это возможность «считать» незнакомого человека и понять, что от него можно ждать, как установить с ним коммуникацию.
  • Во-вторых, объединение группы . С одной стороны, стереотипы сами по себе объединяют людей (в народ, этнос и пр.), с другой – они позволяют отделить своих от чужих. Это было особенно актуально в древние времена, когда от вопроса «свой – чужой» в прямом смысле зависели жизни.
  • В-третьих, стереотипы помогают мозгу оптимизировать работу : минимизировать усилия на анализ личности в самом начале общения.

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные . Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп). В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные стереотипы. При этом из-за заложенной в них
упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям. Например, вы решили положиться на стремление немцев к порядку или на вкус французов в одежде. Но конкретно тот немец и француз, к которым вы применили данный стереотип, необязательно обладают нужными вам качествами. И это создаст вам дополнительные проблемы.

Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные . При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Формирование социального стереотипа у каждого конкретного человека происходит под влиянием общественных установок, установок в семье и личного опыта . Что касается общественных стереотипов, то в их возникновении немалую роль играют социальные ценности, принятые в той или иной группе, общественные, демографические, политические и иные процессы
(поэтому стереотипы могут различаться у представителей разного поколения, жителей разных городов, а также у иных социальных групп).

Распространению стереотипов способствуют средства массовой информации и коммуникации. Сейчас в немалой степени в этом задействованы интернет в целом и соцсети в частности. При этом формирование устойчивого стереотипа требует определенного времени – это не самый быстрый процесс, хотя в наши дни благодаря Всемирной паутине он значительно ускорился. Трансформацию социального стереотипа со временем и вследствие социальных и общественных изменений можно проследить на примере изменения образа предпринимателя (из барыги и прохвоста он превратился в человека, который строит свой бизнес) или матери-одиночки (из «разведенки/брошенки с прицепом» она становится самодостаточной женщиной с ребенком).

Использовать социальные стереотипы можно и в своих целях . Известно, что порой важно произвести впечатление, чем быть тем, кого вы изображаете. Только помните: чем ближе знакомство, тем меньшую роль играет стереотип. Поэтому подумайте, насколько целесообразно играть роль совсем другого человека.

Тема 4. Социальные стереотипы

Социальный стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события, явления. Стереотипы – это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей (напр. уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин; политики – лгуны; итальянцы эмоциональные).

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами.

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Наличие сильного стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания.

Основные свойства стереотипов:

Они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;

В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым (увидели по телевизору теракт – теперь опасаемся, видя лежащий нечейный пакет, хотя раньше такой реакции на пакет не было, т.е. стереотип безопасности лежащего пакета стерся и образовался новый – пакеты могут быть опасны);

Стереотип обладает выраженной конкретностью.

Стереотипы бывают:

Позитивные

Негативные

Нейтральные

Чрезмерно обобщенные

Чрезмерно упрощенные

Приблизительные.

Как можно выявить стереотипы, присущие конкретному человеку:

Обнаружение устойчивых тем разговоров (напр. среди знакомых)

Проведение опросов, интервью, анкетирования

Метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении

Метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 сек. Написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Иногда стереотипы помогают. Особенно легко люди полагаются на стереотипы при:

Дефиците времени

Чрезмерной занятости

Усталости

Эмоциональном возбуждении

В слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия.

Предрассудки и суеверия

Предрассудок, или предубеждение – это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. Обычно предрассудок – это неоправданно негативная установка, он м.б. следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Часто предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой неблаговидных, поступков.



Почву для предрассудков создают следующие факторы :

1) неравный статус людей (экономические отношения неравенства между группами)

2) религия (религиозность способствует внушаемости людей любых убеждений, в том числе и предрассудков – происходит это в силу фактора веры, а не фактора знания)

3) фаворитизм: это пристрастность к своей группе, противопоставление «мы» и «они». «Мы» – хорошие, «они» – плохие.

4) конформизм – он облегчает возможность индивидам идти по линии наименьшего сопротивления и думать автоматически «как все», тогда однажды возникший предрассудок сохраняется по инерции

5) распространения предрассудков усилиями СМИ, политических партий, движений.

Как и стереотипы, предрассудки весьма устойчивы.

Суеверие – это предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Особое место занимают приметы – благодаря им определенным событиям приписывается прогностическое значение. Суеверие, как правило, проявляется на поведенческом уровне, обычно в обрядовых формах – ношении талисманов, татуировок, магических жестах или действиях.

Стереотип социальный [от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток] - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. -п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Термин "-социальный стереотип"- впервые введен американским журналистом У. -Липманом. Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет существенную роль в оценке человеком окружающего мира, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире, поскольку его основание выступает в качестве второстепенного по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родственен социальному стереотипу ряд явлений, имеющих место в процессе межличностного восприятия - эффекты ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности и т. -д.- и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.

Адекватная оценка социального стереотипа применительно к конкретной ситуации существенно осложнена тем, что, как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения и обобщения, основанные на реальных фактах. Так, например, исследуя происхождение ряда наиболее типичных для американского общества стереотипов, исследователи пришли к выводу, что на самом деле "-...сообщество афроамериканцев характеризуется высоким уровнем преступности и низким уровнем жизни- американцы азиатского происхождения сравнительно успешно справляются с учебой, а алкоголизм - необычайно частое заболевание среди коренных американцев"-. В другом исследовании проверялась обоснованность известного стереотипа, согласно которому жители южной Европы гораздо более эмоциональны, экспрессивны и экспансивны, чем северной. В ходе исследования студентам из 26 европейских стран предлагалось "-...оценить своих соотечественников из северных и южных регионов (и самих себя) с точки зрения выраженности у них эмоциональной экспрессивности. ... Действительно, подтверждая содержащуюся в стереотипе информацию, студенты, представляющие северное полушарие (особенно европейцы из таких стран, как Франция и Италия), нередко оценивали своих соотечественников-южан как людей более эмоциональных. Кроме того, студенты из южных и теплых стран (но только жители Европы) оценивали себя как более экспрессивных (по сравнению с северянами)"- .

При этом стереотип не только базируется на реальных фактах, но представляет собой отчетливо осознаваемое личностное убеждение. Это означает, что в силу предрасположенности в пользу собственного "-Я"- большинство индивидов при оценке конкретной ситуации склонны искать факты, укладывающиеся в рамки стереотипа и игнорировать или предвзято интерпретировать те из них, которые опровергают данный стереотип.

По-настоящему деструктивную роль стереотипы начинают играть, когда они становятся чересчур ригидными или приобретают характер глобальных обобщений. В последнем случае, по образному сравнению Ш. -Тейлора, Л. -Пипло и Д. -Сирса, они уподобляются ковровым бомбардировкам: "-...ибо содержат в себе чрезмерно грубые обобщения, без разбора &ldquo-накрывающие&rdquo- совершенно разных людей"- .

Вполне понятно, что наиболее ярко деструктивная роль стереотипов проявляется в межгрупповых отношениях, в первую очередь, в отношениях больших групп (этнических, социальных, конфессиональных и т. -п.). Это зафиксировано в целом ряде исследований. В ходе одного из них американским школьникам "-...предъявлялись рисунки, изображавшие разные виды взаимодействий двух детей (один ребенок просит у другого пирожок, один ребенок толкает другого в коридоре и т. -д.). К рисункам давались краткие комментарии. Расовая принадлежность изображенных на рисунке детей систематически подвергалась изменению. После предъявления рисунка испытуемых просили описать увиденное. Оказалось, что поведение вымышленных персонажей описывалось как менее благородное и более угрожающее в тех случаях, когда их кожа была черного, а не белого цвета"- . Вообще деструктивные стереотипы, связанные с межрасовыми и межэтническими отношениями, являются, по-видимому, наиболее устойчивыми и распространенными в современном мире. Так, по данным ВЦИОМ, "-сегодня нельзя найти ни одной группы в российском обществе, которая была бы совершенно свободна от тех или иных этнических фобий или антипатий"- .

Еще одним универсальным видом стереотипов являются гендерные стереотипы. При этом на основе анализа опросов, проведенных в Мичиганском университете, социальные психологи М. -Джэкмен и М. -Сентер пришли к выводу о том, что гендерные стереотипы сильнее расовых. Так, "-например, только 22% мужчин думали, что оба пола в равной степени &ldquo-эмоциональны&rdquo-. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал женщин более эмоциональными, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1"- . Ответы женщин распределились в аналогичной пропорции (разница в распределении отчетов между мужской и женской частями выборки составила 1%).

В ходе другого исследования гендерных стереотипов студентам предъявлялась фотография "-команды, работающей над исследовательским проектом"-, участники которой сидели вокруг стола в форме буквы "-П"- и на основании визуальных впечатлений им предлагалось определить, кто является интеллектуальным лидером в данной группе. В результате, "-когда группа на фотографии состояла только из мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того их них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но когда в центре стола сидела женщина, ее игнорировали. ... Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было в равной степени характерным не только для женщин и мужчин, но также и в равной степени для феминисток и нефеминисток"- .

Результаты этих экспериментов свидетельствуют о том, что гендерные стереотипы действительно являются одними из наиболее устойчивых и распространенных. Вполне очевидно, что в своих деструктивных проявлениях они ничуть не менее разрушительны, чем расовые и этнические. Так, например, "-...деловая женщина, ведущая напряженные переговоры с несогласными с ней коллегами-мужчинами, может, будучи фрустрированной, оказаться на грани того, чтобы заплакать, зная при этом, что слезы только подтвердят стереотип, согласно которому женщины не способны справляться со стрессовыми ситуациями, и ухудшит свое положение в компании"- . Добавим, что такое развитие событий может крайне негативно сказаться не только на индивидуальных карьерных перспективах данной женщины, но и на результатах совещания в целом, поскольку коллеги мужского пола могут быть, в свою очередь, депревированы эмоциональной реакцией коллеги и, более того (опять же под влиянием гендерных стереотипов), пойти на необоснованные уступки, дабы избавиться от собственного внутреннего дискомфорта, вызванного ее поведением.

Анализируя подобные ситуации, социальные психологи выдвинули гипотезу, согласно которой "-знание о том, что ты постоянно находишься &ldquo-под прицелом&rdquo- стереотипных суждений и можешь совершить действия, подтверждающие стереотип, который будет использован как правдоподобное объяснение этих действий, служит источником сильной тревоги"-. Для проверки данного предположения были проведены эксперименты, в рамках одного из которых, темнокожим и белым студентам предлагалось выполнить определенное учебное задание. При этом "-в одном случае испытуемым говорили, что это - официальный тест учебных способностей, а в другом - что речь идет всего лишь об упражнении. Согласно гипотезе исследователей, негативные стереотипы, относящиеся к учебным способностям афроамериканцев, должны были стать значимым фактором только в ситуации, воспринимаемой как проверка способностей. И действительно, темнокожие студенты продемонстрировали признаки переживания, обусловленной стереотипами тревоги лишь в такой ситуации. ... Результаты прохождения теста, показанные афроамериканцами, уступали результатам белых студентов только в том случае, когда темнокожие студенты воспринимали тест как диагностический, несмотря на то, что в обеих экспериментальных ситуациях испытуемым предъявлялись идентичные задания"- . Таким образом, изначальное предположение полностью подтвердилось, в связи с чем они предложили понимание психологической природы тревоги, обусловленной стереотипами.

Проявление подобной тревоги широко распространено в повседневной жизни. При этом она в равной степени может провоцироваться как негативными, так и позитивными стереотипами. Пожалуй, наиболее впечатляющий пример такого рода имел место на зимних Олимпийских играх 1980 г. Тогда знаменитая "-советская хоккейная машина"- - сборная, состоящая из высококлассных профессионалов, в финальном матче проиграла действительно любительской сборной США, практически полностью состоявшей из студентов. Не последнюю роль в сенсационном результате этого матча сыграла тревога игроков сборной СССР, обусловленная стереотипом, согласно которому они априори считались будущими олимпийскими чемпионами (это становится еще более очевидно, если добавить, что никто из членов американской команды, сотворившей чудо, так и не стал впоследствии "-звездой"- НХЛ). Нечто подобное, например, наблюдается в достаточно распространенных ситуациях, когда по-настоящему хорошо подготовленные школьники и студенты, от которых ожидают блестящих результатов вдруг теряют дар речи на экзаменах.

Надо сказать, что негативная роль стереотипов достаточно отчетливо рефлексируется не только социальными психологами, но и педагогами, общественными и политическими деятелями и представителями других социальных профессий. При этом зачастую предлагается "-слом стереотипов"-, опирающихся, как правило, на отрицании реальных фактов, лежащих в их основе. Подобные подходы, как правило, дают обратный эффект - приводят к усилению стереотипов и, более того, привносят в них сильный эмоциональный компонент, превращая, тем самым, стереотип в предрассудок. Последний представляет собой отчетливо выраженную негативную и во многом иррациональную установку в отношении того или иного социального объекта. Нередко именно таким образом, по сути дела, провоцируется дискриминационное и агрессивное поведение в отношении тех или иных социальных групп.

По-настоящему, эффективная психологическая работа с проблемой социальных стереотипов должна строиться на принципах безусловного уважения к личным убеждениям индивида и направляться на повышение избирательности и адаптивности его обобщающих суждений. Кроме того, не следует забывать, что в целом ряде случаев социальные стереотипы существенно облегчают процесс адаптации индивида в том или ином сообществе. В этой связи нередко одной из необходимых составляющих успешной работы практического социального психолога является его способность оценить степень ригидности и консервативности принятых в группе в целом и характерных для отдельных ее членов социальных стереотипов. Помимо этого, учитывая тот факт, что сам процесс стереотипизации в рамках оценочного межличностного восприятия заметно ускоряет налаживание реальных партнерских отношений и приводит к скорейшему успешному решению общегрупповой задачи, следует понимать, что целый ряд наиболее успешных тренинговых технологий по развитию коммуникативных способностей построен именно в логике конструктивного исследования склонностей личности к выработке социальных стереотипов особенно в обстоятельствах дефицита информации и времени.

Психологическая энциклопедия

Относительно устойчивый и упрощенный образобъекта социального - группы, человека, событии, явления и прочего, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко предвзятых). Термин введен...


Поделиться:

Социальным стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы - это общие мнения о распределении т ex или иных черт в группах людей. Например, «Уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин», «Политики - лгуны»Итальянцы эмоциональные».

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше все члены оперируют стереотипами.

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Онпозволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания. Основные свойства стереотипов:

- они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;

- в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;

- стереотип обладает выраженной конкретностью

Стереотипы бывают :

  • позитивные;
  • негативные;
  • нейтральные;
  • чрезмерно обобщенные;
  • чрезмерно упрощенные;
  • точные;
  • приблизительные.

Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным водном случае, в другом может оказаться ложными, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире.

Основные приемы выявления стереотипов :

Обнаружение устойчивых тем разговоров, например,среди знакомых;

Проведение опросов, интервью, анкетирования;

Метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

Метод выявления ассоциаций," когдагруппе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Восприятие, классификация и оценка социальных объектов или событий распространением их характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе определенных представлений (стереотипов) носит название стереотипизация.

Стереотипизация служит механизмом взаимопонимания, классифицируя формы поведения, его причины и объясняя их отнесением к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям. Стереотипизация отражает схематичность и аффективную окрашенность подобного рода оценки действительности.

С психологической точки зрения стереотипизация - это процесс, когда сходные характеристики даются всем членам какой-то группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотипизация выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т.д. Иногда стереотипизацияпомогает.Особенно легко люди полагаются на стереотипы при:

  • дефиците времени;
  • чрезмерной занятости;
  • усталости;
  • эмоциональном, возбуждении;
  • в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия.