Налогообложение английской компании которая выдала займ. Налогообложение займов (кредитов) в иностранной валюте. Ограничения применения сидн при выплате процентов

Однако, вопреки мнению налоговиков, в случае возникновения контролируемой задолженности в результате получения займа от российской организации наступают только последствия, связанные с нормированием процентов (п. 3 ст. 269 НК РФ ). А возложение на российского заемщика обязанности налогового агента при выплате процентов в адрес российского заимодавца незаконно. Само по себе перечисление средств между российскими организациями, в капитале которых участвует одна иностранная организация, не свидетельствует о скрытом поступлении дивидендов. Налоговый орган должен доказать, что проценты, полученные российским заимодавцем, не были израсходованы на его текущую деятельность, поэтому являются скрытым распределением дивидендов в адрес иностранной компании.

Пункт 4 статьи 269 НК РФ не определяет основания возникновения статуса налогового агента у российских организаций. Возникновение обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации, включая налог с дивидендов, обусловлено их реальной выплатой в пользу иностранной организации. Иное толкование положений пункта 4 статьи 269 НК РФ может повлечь двойное налогообложение выплаченных сумм как доходов иностранной организации и одновременно доходов российской организации — заимодавца.

Выплата процентов договору займа - прецедентное дело табачной компании

Российское общество «Новая табачная компания» выплачивало проценты по займу, полученному от другой российской организации, которая была аффилирована с зарубежной материнской компанией общества. Налоговый орган признал данную задолженность контролируемой, в связи с чем исключил проценты по займу из расходов и доначислил обществу налог на прибыль. Кроме того, налоговый орган переквалифицировал сверхнормативные проценты в дивиденды и предложил обществу в качестве налогового агента уплатить с этих дивидендов налог на доход иностранной компании, несмотря на то, что деньги выплачивались российскому заимодавцу.

После ряда процессуальных пертурбаций дело дошло до Верховного суда, симпатии которого разделились пополам между налоговым органом и налогоплательщиком. Верховный суд поддержал налоговый орган по первому пункту (контролируемая задолженность), но встал на защиту налогоплательщика по второму пункту (налог на дивиденды).

Ключевым аргументом в пользу налогоплательщика стал принцип, требующий определенности налогового закона. Как известно, неустранимые неясности налогового закона должны толковаться в пользу налогоплательщика. Налогоплательщики часто ссылаются на этот принцип в налоговых спорах в качестве одного из запасных аргументов, но очень редко находят понимание судов в этом вопросе. Данное дело — одно из немногих, где суд столь высокого уровня не просто воспринял этот аргумент, но положил его в основу своего решения.

Мажоритарная доля (90%) в капитале ООО «Новая табачная компания» (НТК) принадлежала ЗАО «Торговая компания „Мегаполис“». В свою очередь, почти 100 процентов акций «Мегаполиса» принадлежали кипрской компании Megapolis Holdings (Overseas) Limited.

Общество (НТК) взяло у российского «Мегаполиса» взаймы под 10 процентов годовых в общей сложности примерно 8 млрд руб. для финансирования сделки поглощения действующих российских дистрибьюторов фирмы Philip Morris. Сам «Мегаполис» получил эти деньги в кредит в Сбербанке. В 2011 году общество начислило по данным займам примерно 400 млн руб. процентов, а выплатило более 800 млн (разница связана с тем, что в 2011 году выплачивались проценты и за предыдущие годы). Начисленные проценты общество в обычном порядке включило в расходы для целей налогообложения.

Однако налоговый орган (Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3), проводивший выездную налоговую проверку общества, не согласился с таким подходом.

Согласно действующим российским правилам тонкой капитализации (thin capitalization rules), если российская организация берет взаймы деньги у своей зарубежной материнской компании (прямо или косвенно владеющей более 20% уставного капитала организации) либо у российской компании, аффилированой с этой зарубежной материнской компанией, то такая задолженность признается контролируемой.

Если размер контролируемой задолженности более чем в три раза превышает размер собственного капитала российской организации, то соответствующая часть процентов по займу исключается из расходов организации для целей налогообложения (п. 2-3 ст. 269 НК РФ ). Более того, сверхнормативная часть процентов приравнивается для целей налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в связи с чем облагается налогом по применимой к таким дивидендам ставке (п. 4 ст. 269 НК РФ ).

В данном случае собственный капитал общества в результате сделок поглощения стал отрицательным. В полном соответствии с буквой Налогового кодекса налоговый орган признал всю задолженность контролируемой, в связи с чем исключил всю сумму начисленных процентов (400 млн) из расходов, а сверхнормативную сумму выплаченных процентов (800 млн) обложил налогом у источника дохода иностранной компании по ставке для дивидендов (15%).

Несмотря на возражения общества на акт выездной налоговой проверки, сформулированные обществом в акте разногласий, налоговый орган остался непреклонным. Решением налогового органа обществу было доначислено 80 млн руб. налога на прибыль и 120 млн руб. налога на дивиденды плюс пени и штрафы.

Однако на стадии апелляционного обжалования этого решения в ФНС России удача впервые улыбнулась налогоплательщику. ФНС согласилась с обществом в том, что если проценты, выплаченные российской компании, считаются дивидендами, выплаченными кипрской компании, то и налог у источника этих дивидендов надо исчислять по ставкам, применимым к кипрским компаниям. В соответствии с действующим между Россией и Кипром соглашением эта ставка составляет не 15 процентов, а 10 (при определенных условиях ставка снижается до 5%, но, видимо, ФНС сочла эту пониженную ставку неприменимой). В результате ФНС снизила налог на дивиденды со 120 до 80 млн руб.

Однако этот результат общество не устроил. Оно обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа (в редакции ФНС).

В первой инстанции налоговый орган потерпел сокрушительное поражение: Арбитражный суд города Москвы (решение от 28.01.15 № А40-87775/14 ) полностью поддержал аргументы налогоплательщика и разрешил дело в его пользу.

В части доначисления налога на прибыль суд пришел к выводу, что положения пункта 2 статьи 269 не подлежат применению ввиду их противоречия международному налоговому соглашению между Россией и Кипром (а именно его статьям о процентах и об ассоциированных предприятиях). Специальные оговорки, имеющиеся в этом соглашении по поводу «нерыночных» сделок ассоциированных предприятий, по мысли суда, не изменяют этого результата. Ведь речь в данном случае не шла об искусственном занижении налоговой базы: заем у аффилированной компании брался для разумных деловых целей и под разумные проценты.

В части налога на дивиденды суд отметил, что хотя пункт 4 статьи 269 НК РФ формально и приравнивает сверхнормативные проценты к дивидендам, но обязанности налогового агента возлагаются на российскую организацию лишь в случае фактической выплаты дохода иностранной компании. Во всяком случае это так при буквальном прочтении закона. Выплаты же дохода иностранной компании в данном случае не было.

Суд также отметил, что Минфин, который по закону имеет право разъяснять нормы Налогового кодекса РФ, в письмах высказывал по данному вопросу прямо противоположные суждения. Это как минимум означает неопределенность нормы, а по закону (п. 7 ст. 3 НК РФ ) любые неустранимые неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Кроме того, согласно суду, отстаиваемая налоговым органом трактовка приведет к двойному налогообложению соответствующего дохода: один раз налогом на дивиденды, второй раз — налогом на прибыль в составе дохода российского заимодавца.

Из текста судебного решения видно, что дискуссия между налогоплательщиком и налоговым органам велась на высоком интеллектуальном уровне.

Инспекция, в частности, цитирует официальный комментарий Организации экономического сотрудничества и развития к ее Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик в свою очередь ссылается на позиции Конституционного суда РФ, Всеобщую декларацию прав человека, практику Европейского суда по правам человека и даже на одно из решений Европейского суда справедливости. В этом решении (C-524/04 от 13.03.2007) Европейский суд справедливости признал, что дискриминационные правила тонкой капитализации могут применяться лишь в случае искусственных сделок (основываясь, правда, на свободе движения капитала, которая установлена законодательством ЕС, но отнюдь не России).

Инспекция ссылалась также на известный прецедент по делу «Северного Кузбасса» (постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.11 № 8654/11 ), в котором Президиум признал, что положения налогового соглашения о недискриминации не препятствуют применению российских правил тонкой капитализации. Суд, однако, счел этот прецедент неприменимым в связи с различиями в фактических обстоятельствах дела, а также с тем, что речь в рассматриваемом деле шла о других статьях соглашения.

В итоге суд первой инстанции признал решение налогового органа полностью недействительным.

К сожалению для налогоплательщика, апелляция и первая кассация оказались не столь восприимчивы к его высокоинтеллектуальным аргументам. Основываясь на формальном прочтении статьи 269 НК РФ, эти суды отменили решение первой инстанции и разрешили спор в пользу налогового органа (постановления Девятого ААС от 05.05.15 № А40-87775/14 , АС Московского округа от 22.07.15 № А40-87775/14 ).

Дело дошло до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ (определение от 18.03.16 № 305-КГ15-14263/1 ).

По первому пункту (налог на прибыль) коллегия поддержала налоговый орган. Сославшись на букву закона, на необходимость противодействия злоупотреблениям в налоговых правоотношениях, а также на вышеупомянутое дело «Северного Кузбасса», коллегия пришла к выводу, что проценты были правомерно исключены налоговым органом из расходов для целей налогообложения. Никакой неопределенности в соответствующем пункте закона коллегия не обнаружила.

Наибольший интерес представляет позиция коллегии по налогу на дивиденды

Пункт 4 статьи 269 НК РФ приравнивает сверхнормативные проценты к дивидендам, выплачиваемым зарубежной материнской компании, даже когда они фактически выплачиваются российской организации. Дивиденды, выплачиваемые иностранной компании, подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 1 ст. 309 НК РФ ). Однако закон (п. 1 ст. 310 НК РФ ) наделяет российские организации статусом налогового агента, удерживающего и уплачивающего налог за иностранную компанию, только когда они фактически выплачивают доход иностранной (а не российской) организации. По заключению коллегии, налицо неопределенность налогового закона!

Кроме того, коллегия поддержала аргумент суда первой инстанции относительно того, что подобная трактовка Налогового кодекса привела бы к двойному налогообложению соответствующего дохода, что недопустимо. «Предложенное налоговым органом и поддержанное судами апелляционной и кассационной инстанции толкование положений пункта 4 статьи 269 Налогового кодекса не может быть признано приемлемым, поскольку не отвечает требованиям определенности законно установленного налога и способно привести к двойному налогообложению выплаченных сумм как доходов иностранной организации и одновременно доходов российской организации — заимодавца».

Вывод коллегии суда: налог на дивиденды в подобной ситуации (выплата сверхнормативных процентов по контролируемой задолженности в адрес российской организации) не подлежит удержанию и уплате в бюджет. «Следовательно, в случаях возникновения контролируемой задолженности в результате выдачи займа российской организацией наступают только последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 269 Кодекса в виде ограничения вычета процентов при исчислении налога, а возложение на российскую организацию — заемщика обязанности налогового агента при выплате процентов по такому займу другой российской организации не основано на законе».

Сославшись на уже упоминавшиеся комментарии ОЭСР к ее Модельной конвенции, коллегия отмечает, что целью пункта 4 статьи 269 НК РФ является пресечение схем, в которых под видом процентов иностранная компания фактически получает в безналоговом режиме дивиденды. Однако в данном случае никаких признаков подобной схемы не было, ведь российский заимодавец не переводил полученные суммы процентов на Кипр, а использовал их в своей коммерческой деятельности. «Между тем обстоятельств, которые бы указывали на скрытую выплату дивидендов обществом в пользу иностранной компании, судами при рассмотрении настоящего дела не установлено, на их наличие инспекция не ссылалась. Само же по себе перечисление денежных средств между российскими организациями, в капитале которых участвует одна иностранная организация, не свидетельствует о скрытом поступлении в ее пользу дивидендов».

Коллегия ВС отменила акты апелляции и кассации в части налога на дивиденды, оставив в этой части в силе решение суда первой инстанции. В части налога на прибыль акты апелляции и кассации остались без изменений.

В итоге общество оказалось должно государству 80 млн руб. доначисленной прибыли (плюс пени и штрафы), а вот 80 млн руб. налога на дивиденды (плюс пени и штрафы) ему удалось отбить у налоговой. Благодаря взвешенной позиции Верховного суда дополнительное налоговое бремя табачной компании уменьшилось наполовину.

О принципе определенности права

Принцип определенности налогового права чрезвычайно важен для налогоплательщиков, которым необходимо ясное понимание того, какую именно сумму налогов они должны государству. В отличие от гражданского права, в котором вполне допустимы размытые нормы, предоставляющие суду дискреционные правомочия на разрешение спора между участниками оборота «по справедливости», в налоговом (и вообще публичном) праве требуется гораздо более высокий уровень правовой определенности.

Из этого правила есть исключения, связанные с противодействием налоговым злоупотреблениям. Доктрина необоснованной налоговой выгоды (модификация более примитивной доктрины недобросовестного налогоплательщика), отсутствующая в налоговом законе, но являющаяся частью налогового права России как минимум с момента принятия соответствующего постановления Пленума ВАС РФ (постановление от 12.10.06 № 53 ), представляет собой пример такой размытой нормы.

Доктрина необоснованной налоговой выгоды (в зарубежном праве обычно именуемая доктриной деловой цели) предоставляет суду возможность определить, является ли полученная налогоплательщиком в соответствии с буквой закона налоговая выгода обоснованной или необоснованной. Этот вывод основывается на разрешении судом вопроса о том, обусловлена ли применяемая налогоплательщиком схема деятельности исключительно целями налоговой экономии или же она имеет независимую деловую цель. Данный вопрос разрешается не на основании каких-то формальных правил, а с учетом всех обстоятельств дела в совокупности. Если выгода необоснованная, то налогоплательщик ее лишается, то есть ему доначисляется налог, как если бы применяемой им искусственной схемы не было.

Однако в тех случаях, когда об искусственных схемах обхода налога речи нет, принцип определенности налогового права должен применяться с максимальной жесткостью. Именно такой вывод можно сделать из обсуждавшегося дела «Новой табачной компании». Убедившись в том, что налогоплательщик не пытался уйти от налога, замаскировав дивиденды под проценты, Верховный суд без колебаний истолковал в пользу налогоплательщика невнятные положения Кодекса, касающиеся налогообложения сверхнормативных процентов по контролируемой задолженности. Это одна из редких хороших новостей для налогоплательщика, ведь в последнее время суды все чаще разрешают любые спорные вопросы налогового права не в его пользу.

27.10.2016

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема налогообложения процентов по займу, выплачиваемых в адрес иностранной компании.

Налог у источника согласно НК РФ

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы, получаемые иностранными компаниями по долговым обязательствам российских организаций, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной компании (пункт 4 статьи 286 НК РФ).

Ставка такого налога составляет 20%. Именно по такой ставке российский налоговый агент должен будет удержать налог с выплачиваемых иностранной компании процентов, если такая компания является, например, резидентом офшорной зоны или любой другой страны, с которой у России отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налог у источника согласно международным соглашениям

Исключение составляют случаи применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Россией и иностранными государствами (далее – СИДН). В этом случае порядок обложения налогом сумм дохода иностранной компании определяется международным соглашением. В настоящее время Россией подписаны СИДН с 82 государствами.

Например, в соответствии со статьей 11 СИДН между Россией и Кипром 1998 г. (в редакции Протокола 2010 г.), если российская компания уплачивает проценты по займу в адрес кипрской компании, то эти проценты подлежат налогообложению только на Кипре (и наоборот).

Указанный принцип (налогообложение процентов только по месту их получения, означающее освобождение от налога, удерживаемого у источника выплаты) реализован в большинстве (но не во всех) СИДН.

Например, согласно статье 11 СИДН между Россией и Латвией 2010 г., проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Латвии, могут облагаться как в Латвии, так и в России (у источника выплаты). Однако, в России налог у источника не может превышать

A) 5% от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного Договаривающегося Государства банку или иному финансовому учреждению другого Договаривающегося Государства;

b) 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Таким образом, иностранные компании, являющиеся резидентами государств, имеющих с Россией действующие СИДН, при получении процентного дохода от российских заёмщиков несут меньшие налоговые потери по сравнению с компаниями из стран, не имеющих такого соглашения с Россией.

Ограничения применения СИДН при выплате процентов

Российская организация, выплачивающая иностранной организации процентный доход, может правомерно применять освобождения или пониженные ставки налога на основании СИДН, если иностранная компания – получатель процентов имеет на данный доход «фактическое право» (то есть выступает бенефициарным собственником такого дохода).

Для случаев, когда указанная иностранная организация выступает в отношении полученного ею дохода лишь «посредником» и выплачивает эти доходы иному лицу (например, компании из страны, не имеющей СИДН с Россией), российская организация не вправе применять льготные положения СИДН, а должна применить специальные правила, предусмотренные статьями 7 и 312 НК РФ.

Такая ситуация может иметь место при так называемых «зеркальных» займах, когда офшорная компания (без СИДН) получает от другой иностранной компании (с СИДН) процентных доход, полученный последней от третьей страны (источника выплаты). Наличие промежуточной компании между источником и конечным получателем может иметь целью выплату средств в безналоговую зону без удержания налога у источника (или удержания его по пониженным ставкам).

Правовой механизм, ограничивающий применение СИДН в подобных ситуациях был введен в НК РФ с 2015 года, одновременно с нормами о контролируемых иностранных компаниях, и также является одним из инструментов деофшоризации.

В настоящее время в российских компаниях распространена практика привлечения иностранных инвестиций в виде кредитов и займов. Порядок налогообложения процентов по полученным средствам регулируется как национальным законодательством, так и международными соглашениями. Какие документы применять российской компании, получившей заем или кредит от нерезидента? Как учесть проценты по займам и кредитам? Что делать, если головная компания-нерезидент простила долг?

Публикация

Правовые и налоговый аспекты договоров займа и кредитных договоров

При заключении договора займа или кредитного договора с иностранным заимодавцем или кредитором сторонами сделки выступают резиденты разных государств. В таком случае на основании ст. 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора могут выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по договору. Такое соглашение должно быть прямо выражено или следовать из условий договора. Если же оно не вытекает из них, то на основании ст. 1211 ГК РФ к такому договору применяется право страны, с которой договор связан наиболее тесно. При заключении договора займа (кредитного договора) такой страной признается государство, в котором находится место жительства или основное место деятельности заимодавца (кредитора). Однако необходимо помнить, что, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются первые (ст. 7 ГК РФ).

Обязательства сторон по договорам займа и кредитным договорам в Российской Федерации регулируются главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размере и порядке, определенных договором. При отсутствии в нем соответствующего условия размер процентов определяется существующей в месте жительства заимодавца или месте его нахождения (если заимодавцем является юридическое лицо) ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования на день уплаты заемщиком суммы долга или его части. Если не имеется иного соглашения, проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа (ст. 809 ГК РФ).

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик - возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). Кредитный договор считается заключенным с момента его подписания.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации получение займа или кредита не признается доходом, а его возврат - расходом для целей налогообложения (п. 12 ст. 270 НК РФ).
За пользование займом или кредитом заемщик исчисляет и уплачивает проценты. На основании пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ проценты по договору займа (кредитному договору) относятся к внереализационным расходам заемщика.

Если денежные средства по договору займа или кредитному договору получены в иностранной валюте, то при налоговом учете таких сумм возникают курсовые разницы. Они включаются в состав внереализационных доходов (п. 11 ст. 250 НК РФ) или внереализационных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Исполнение обязанностей налогового агента

Согласно ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика налогов и перечислению их в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны:

    правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

    письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца с того дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

    вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, рассчитанных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

    представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью расчета, удержания и перечисления налогов;

    в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для расчета, удержания и перечисления налогов.

Ст. 310 Налогового кодекса предусмотрено, что налог с доходов, полученных иностранной компанией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство. Компания, которая выплачивает доход иностранной организации, самостоятельно рассчитывает и уплачивает налог у источника при выплате доходов, предусмотренных в п. 1 ст. 309 НК РФ за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

В частности, к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации относится процентный доход от долговых обязательств любого вида (пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ).

При выплате процентов по договорам займа или кредитным договорам налог удерживается по ставке 20% (п. 1 ст. 310 НК РФ, пп. 1 п. 2 ст 284 НК РФ).

Если же соглашением об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством предусмотрен иной порядок налогообложения процентных доходов, то применяются положения международного договора (см. таблицу).

Таблица. Ставки налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов по соглашению Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения

Страна

Дивиденды, %

Проценты

Германия

5 / 15

Канада

10 / 15

Кипр

5 / 10

Нидерланды

5 / 15

Великобритания

США

5 / 10

Финляндия

5 / 12

Франция

5 / 10 / 15

Япония

Согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения применение пониженной ставки по дивидендам возможно при соблюдении следующих условий.

    Соглашение с Германией. Компания, имеющая право на дивиденды, владеет не менее чем 10% уставного или складочного капитала организации, выплачивающей дивиденды, стоимость доли не менее 160 тыс. немецких марок или эквивалентной суммы в рублях.

    Соглашение с Канадой. Лицо, фактически имеющее право на дивиденды, является компанией, владеющей 10% акций с правом голоса (или в случае России, если отсутствуют подобные акции, не меньше 10% уставного капитала) организации, выплачивающей дивиденды.

    Соглашение с Кипром. Лицо, имеющее право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, равную не менее чем $100 тыс.

    Соглашение с Нидерландами. Право на дивиденды имеет компания (за исключением партнерств), прямое участие которой в капитале организации, выплачивающей дивиденды, не менее 25% и которая инвестировала в нее не менее 75 тыс. экю или эквивалентную сумму в национальной валюте Российской Федерации и Нидерландов.

    Соглашение с США. Компания, имеющая право на дивиденды, владеет не менее чем 10% уставного капитала организации, выплачивающей дивиденды.

    Соглашение с Финляндией. Компания (за исключением партнерств), обладающая правом собственности на дивиденды, напрямую владеет не менее 30% капитала организации, выплачивающей дивиденды, а размер инвестиций превышает $100 тыс. или эквивалентную сумму в национальных валютах Российской Федерации и Финляндии на момент начисления и выплаты дивидендов.

    Соглашение с Францией. Налог на прибыль исчисляется по ставке 10% при выплате дивидендов при условии, что фактическим их получателем является компания, которая инвестировала в организацию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы и вида вложений не менее 500 тыс. французских франков или эквивалентную сумму в другой валюте. Стоимость каждой инвестиции оценивается на дату ее осуществления. По ставке 10% исчисляется и налог на прибыль с дивидендов, если их фактическим получателем является компания, доходы которой облагаются налогом на прибыль по налоговому законодательству Франции при условии, что с получаемых дивидендов французский налог не взимается. Налог на прибыль исчисляется по ставке 5% при выплате дивидендов, если их фактический получатель - компания, которая инвестировала в организацию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы и вида этих инвестиций не менее 500 тыс. французских франков или эквивалентную сумму в другой валюте. Доходы компании облагаются налогом на прибыль во Франции, за исключением получаемых дивидендов.

В п. 2 ст. 310 НК РФ указано, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях их выплаты, за исключением следующих:

    когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;

    выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

При этом в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения последних в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если о местонахождении сообщают общедоступные информационные справочники.

В Налоговом кодексе Российской Федерации не приведена форма подтверждения. В п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений» главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. №БГ-3-23/150), сказано, что подтверждение должен заверить компетентный орган иностранного государства. Оно может быть составлено в произвольной форме. Главное, чтобы в нем содержалась следующая формулировка: «Подтверждается, что организация... (указывается ее наименование) является (являлась) в течение... (период) лицом с постоянным местопребыванием в... (государство) в смысле Соглашения... (наименование международного договора) между Российской Федерацией / СССР и... (иностранное государство)». На подтверждении ставятся печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица. Данный документ подлежит легализации в установленном порядке, либо на нем должен быть проставлен апостиль. Легализация осуществляется в российском консульстве или дипломатическом представительстве, находящемся в стране зарубежного партнера. Апостиль - это штамп, удостоверяющий подлинность подписи и печати на документе (ст. 3 Гаагской конвенции от 5 октября1961 г.). Для стран, подписавших Гаагскую конвенцию, он заменяет процедуру дипломатической или консульской легализации. Каждое государство назначает те органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля.

Легализовывать или апостилировать документы, подтверждающие место нахождения иностранной организации, нужно не всегда. С некоторыми странами Россия согласовала процедуру принятия сертификатов, свидетельствующих о местонахождении налогоплательщика, без проведения указанных процедур. В п. 3 письма от 25 августа 2006 г. №03-03-04/4/141 Минфин России отметил, что перечень таких государств содержится в информационной базе Федеральной налоговой службы. Такими странами, в частности, являются Белоруссия, Украина, Казахстан, США, Кипр. Финансовое ведомство рекомендовало российским организациям - налоговым агентам обращаться в ФНС России по вопросам правильности оформления сертификатов постоянного местопребывания.

Допускается представлять оригиналы документов и их нотариально заверенные копии. Такие документы, как сертификаты об инкорпорации, выписки из торговых реестров, не подтверждают для целей налогообложения постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. За неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Контролируемая задолженность

В Российской Федерации налогообложение процентов, выплачиваемых иностранным организациям, имеет характерные черты, благодаря которым исключается возможность завуалированных выплат дивидендов под видом выплат процентов. Как видно из таблицы, в соглашениях об избежании двойного налогообложения ставка по процентам в большинстве случаев составляет 0%, в то время как ставка по дивидендам - от 5% до 10%. Такие особенности отражены в статье 269 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода рассчитывать предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного периода.

Особый порядок применяется при выплате процентов российскими организациями, имеющими непогашенную задолженность:

1) по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации;

Определение понятия «косвенное владение уставным капиталом» дано в пп. 1 п. 1 ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации: одна организация непосредственно и/или косвенно участвует в другой, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей их непосредственного участия;

2) по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом указанной иностранной организации;

3) по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и/или непосредственно иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

Признаки аффилированных лиц закреплены в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», из которого следует, что аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

    член совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, коллегиального исполнительного органа, а также лицо, имеющее полномочия единоличного исполнительного органа;

    лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой относится данное юридическое лицо;

    лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

    юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

    если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, имеющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Возникновение любого варианта указанной задолженности признается в целях налогообложения контролируемой.

Еще одно условие, которое должно выполняться для признания задолженности по долговым обязательствам контролируемой задолженностью, указано в п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким условием является превышение размера контролируемой задолженности перед иностранной организацией над размером собственного капитала на последнее число отчетного (налогового) периода более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раз).

В этом случае расчет предельных процентов для целей налогообложения производится с учетом коэффициента капитализации.

На основании п. 4 ст. 269 НК РФ положительная разница между начисленными и предельными процентами приравнивается к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом на прибыль по ставке 15% (если иное не предусмотрено международным договором).

Коэффициент тонкой капитализации

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской компании, и деления полученного результата на 3 или на 12,5.

При расчете коэффициента капитализации учитывается непогашенная контролируемая задолженность как по процентному, так и по беспроцентному займу (кредиту).

Величина собственного капитала определяется как разница между активами и обязательствами, однако в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

В соответствии с п. 4 ст. 13 НК РФ единый социальный налог относится к налогам и сборам.
В п. 2 письма Минфина России от 23 января 2007 г. №03-03-06/1/23 высказано мнение, что задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование не относится к задолженности по налогам и сборам. Следовательно, учитывая мнение чиновников, при определении собственного капитала следует воспользоваться следующим алгоритмом расчета: разница между активами и обязательствами - это разница между итоговой строкой баланса и суммой долгосрочных и краткосрочных обязательств:

Стр. 700 «Баланс» − (стр. 590 «Итого по разделу IV» + стр. 690 «Итого по разделу V»).

Данная разница является итогом раздела III баланса (стр. 490).

Таким образом, собственный капитал определяется как сумма раздела III баланса и задолженности по налогам и сборам, внебюджетным фондам за минусом задолженности на обязательное пенсионное страхование:

Собственный капитал = стр. 490 «Итого по разделу III» + стр. 624 «Задолженность по налогам и сборам» + стр. 623 «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» − Задолженность перед Пенсионным фондом.

Если предприятие убыточно и в результате итог раздела III баланса или разница между ним и кредиторской задолженностью по налогам и сборам - отрицательная величина, то для целей налогообложения прибыли величина предельных процентов по долговым обязательствам российской организации перед иностранной, учитываемая в составе внереализационных расходов, равна нулю. В этом случае согласно правилам п. 4 ст. 269 НК РФ вся сумма начисленных процентов приравнивается в целях налогообложения к дивидендам(Письмо УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2006 г. №20-12/31077).

Однако ФАС СЗО в Постановлении от 9 апреля 2007 г. №А56-19578/2006 вынес иное решение, касающееся выплаченных иностранной компании (владеющей 99,99% уставного капитала заемщика) процентов по займу. Арбитры признали решение налоговой инспекции об исключении этих процентов из состава налоговых расходов недействительным и не соответствующим нормам «Соглашения об избежании двойного налогообложения» (далее - Соглашение), заключенного Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерланды. Суд указал, что заемщик обоснованно применил нормы Соглашения, предусматривающие неограниченный вычет процентов, поскольку правила международных договоров обладают приоритетом по отношению к актам законодательства РФ о налогах и сборах, и в случае противоречия между ними применяются правила и нормы международных договоров. Другими словами, хотя задолженность заемщика по формальным признакам считается контролируемой, тем не менее применяются правила международного Соглашения.

Итак, установленные ст. 269 Налогового кодекса правила расчета предельных процентов по контролируемой задолженности можно представить в виде формулы:

ПП = П / КК,

Где ПП-предельные проценты, относимые к расходам в целях налогообложения прибыли;
П-начисленные проценты по контролируемой задолженности исходя из процентной ставки, указанной в договоре займа (кредитном договоре);
КК-коэффициент капитализации.

В свою очередь коэффициент капитализации рассчитывается по формуле:

КК = КЗ / (3 . СК. Д),

Где КК-коэффициент капитализации;
КЗ-сумма контролируемой задолженности;
СК-размер собственного капитала;
Д-доля прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном капитале российской.

Из приведенных формул видно, что при удовлетворении условий Д > 20% и КЗ > 3 . СК, величина предельных процентов всегда меньше процентов, исчисленных по ставке, предусмотренной в договоре.

Пример 1. Российская компания получила по договору займа денежные средства в размере 1 000 000 руб. под 12% годовых (для упрощения расчетов примем, что начисленные проценты по договору составляют 10 000 руб. (1 000 000 Х 12% / 12). Заимодавец - иностранная компания, владеющая 25% уставного капитала российской фирмы. Собственный капитал последней составляет 300 000 руб. Рассчитаем предельные проценты:

ПП= (10 000 . (3 . 300 000 . 0,25)) / 1 000 000 = 2 250.

Уменьшить налогооблагаемую прибыль в отчетном (налоговом) периоде организация может на сумму предельных процентов, рассчитанную с использованием коэффициента тонкой капитализации (2 250 руб.), а не на сумму начисленных процентов исходя из процентной ставки, предусмотренной договором (10 000 руб.). Разница между процентами, начисленными по договору, и предельными приравнивается к дивидендам, выплачиваемым иностранной организации.

Дивиденды = 10 000 − 2 250 = 7 750.

При выплате дивидендов иностранной организации российская компания выступает в роли налогового агента, рассчитывает, удерживает и перечисляет в бюджет Российской Федерации налог на прибыль у источника выплат (ННПив):

ННПив = 7 750 . 15% = 1 162,25.

Проценты по неконтролируемой задолженности

Если задолженность перед иностранной организацией не признается контролируемой, то согласно п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, считаемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

    ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств, - в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства;

    ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов, - в отношении прочих долговых обязательств.

Пример 2 . Российская компания получила по договору займа денежные средства в размере 1 000 000 руб. под 24% годовых (для упрощения расчетов примем, что начисленные проценты по договору составляют 20 000 руб. в месяц (1 000 000 Х 24% / 12)). Ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11%. Рассчитаем предельные проценты:

ПП = 1 000 000 . (11% . 1,1) / 12 = 10 083,33.

Пример 3. Российская компания получила по договору займа денежные средства в размере $100 000 под 18% годовых (для упрощения расчетов примем, что начисленные проценты по договору составляют $1 500 в месяц (100 000 .18% / 12)). Расчетная ставка составляет 15%. Рассчитаем предельные проценты:

ПП = 100 000 . 15% / 12 = 1 250.

Предельные проценты по долговым обязательствам, выраженные в валюте, отражаются в рублях по курсу ЦБ РФ на дату их признания.

Прощение долга

На практике очень часто встречается ситуация, когда учредитель предоставляет организации заемные средства, а впоследствии прощает долг. Получает ли организация в таком случае доход?

До недавнего времени существовали две точки зрения на этот вопрос.

1. Официальная позиция налоговых органов заключалась в том, что при прощении долга происходит безвозмездная передача имущественных прав. Она не названа в пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождаемой от налогообложения, поэтому имущество, полученное в результате прощения долга, из налоговой базы не исключается (письмо ФНС России от 22 ноября 2004 г. №02-5-11/173@; письмо УФНС России по г. Москве от 29 марта 2005 г. №20-08/20231; письмо УФНС России по г. Москве от 21 апреля 2005 г. №20-12/28126; письмо МНС России от 17 октября 2003 г. №02-5-11/210-АЖ859).

Налоговики аргументируют свою позицию тем, что у кредитора есть право требования долга. Право требования - это имущественное право, значит, прощение долга - передача имущественного права. В пп. 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации указывается, что не облагается налогом на прибыль только безвозмездно полученное имущество, а имущественные права в указанной статье не поименованы. Таким образом, сумма прощенного долга при исчислении налога на прибыль учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Приведенная выше позиция представляется необоснованной, т.к. кредитор в данном случае не передает право требования, а отказывается от него.

2. Минфин придерживался противоположной точки зрения, считая, что правила пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ можно распространить и на ситуацию с прощением долга, поскольку в результате организация все же получает имущество, в том числе деньги (письмо Минфина России от 10 января 2008 г. №03-03-06/1/1; письмо Минфина России от 26 декабря 2007 г. №03-03-06/1/891; письмо Минфина России от 23 августа 2007 г. №03-03-06/1/589; письмо Минфина России от 09 августа 2007 г. №03-03-06/1/524; письмо Минфина России от 25 июня 2007 г. №03-03-06/1/399; письмо Минфина России от 07 апреля 2006 г. №03-03-02/79; Письмо Минфина России от 11 мая 2005 г. №03-03-01-04/1/244; Письмо УФНС России по г. Москве от 17 января 2007 г. №20-12/004122).

ФАС Центрального округа в своем Постановлении от 15.11.2007 г. по делу №А54-125/2007-С13 поддержал точку зрения Минфина и отметил, что если учредитель, владеющий 100% доли общества, прощает ему долг, то происходит сбережение денежных средств, которое можно приравнять к их получению (п. 3 информационного письма ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. №98). Однако доход дочерней организации, полученный таким образом, не учитывается при налогообложении прибыли на основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Эта точка зрения является обоснованной, т.к. при прощении долга не происходит и передачи имущественного права, поскольку, если бы она существовала, должник становился бы новым кредитором. В этом случае обязательство прекращалось бы по основанию, предусмотренному ст. 413 Гражданского кодекса Российской Федерации, в то время как прощение долга является самостоятельным основанием для прекращения обязательства. Значит, само по себе прощение долга является не передачей имущества или имущественных прав, а самостоятельным гражданско-правовым действием - освобождением от обязанности, в результате которого происходит сбережение денежных средств. Однако в конечном итоге прощение долга применительно к рассматриваемой ситуации прекращает обязательство, возникшее в связи с получением имущества должником. При этом налогоплательщик не отдает какое-либо собственное имущество взамен полученного. Следовательно, имущество, изначально переданное налогоплательщику по возмездному договору, в итоге приобретается им безвозмездно. Таким образом, стоит признать, что в результате совершения комплекса хозяйственных операций, завершающегося прощением долга, происходит безвозмездное получение имущества материнской компанией от дочерней.

Налоговые органы прислушались к мнению Минфина, признав, что средства, полученные обществом по договору займа от организации учредителя со 100-процентной долей участия, в случае если обязательство по договору займа было впоследствии прекращено по причине прощения долга, для целей налогообложения прибыли не учитываются (письмо УФНС по г. Москве от 17 января 2007 г. №20-12/004122).

Что же касается процентов, начисленных на сумму займа и учтенных заемщиком в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, то они должны быть включены в состав внереализационных доходов как доход в виде безвозмездно полученного имущества на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Указанные доходы признаются на дату подписания заимодавцем и заемщиком акта приема-передачи заемных денежных средств (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Критерии построения успешной налоговой системы

Что же выгоднее для российской организации - получить денежные средства по договору займа (кредитному договору) от зависимой иностранной компании или от сторонней иностранной организации? В рублях или в иностранной валюте?

Разберемся в этой ситуации на примере.

Пример 4 . Российская организация заключила три договора займа.

1. Сумма займа равна 2 000 000 руб. под 16% годовых (для упрощения расчетов примем, что начисленные проценты по договору составляют 26 666,67руб. (2 000 000 . 16% / 12)). Заимодавец - иностранная организация, владеющая 30% уставного капитала российской компании. Собственный капитал последней составляет 500 000 руб.

2. Сумма займа равна 1 000 000 руб. под 16% годовых (для упрощения расчетов примем, что начисленные проценты по договору составляют 26 666,67 руб. в месяц (2 000 000 . 16% / 12)).
Ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11%.

3. Сумма займа $80 000 (по курсу ЦБ РФ $1 = 25 руб. Следовательно, сумма займа составляет 2 000 000 руб.) под 16% годовых (для упрощения расчетов примем, что начисленные проценты по договору составляют $1 066,67 в месяц (80 000 .16% / 12)). Расчетная ставка составляет 15%.

Рассчитаем предельные проценты:

1. ПП = (26 666,67 (3 . 500 000 . 0,3)) / 2 000 000 = 6000;
Дивиденды =26 666,67 − 6 000 = 20 666,67;
ННП = 20 666,67. 15% = 3 100.

2. ПП = 2 000 000 . (11% . 1,1) / 12 = 20 166,67;

3. ПП = 80 000 . 15% / 12 = 1000;
$1000 . 25 руб. = 25 000 руб.

Итак, из расчетов видно, что на сегодняшний день выгоднее всего заключать договоры займа и кредитные договоры со сторонними иностранными организациями, долговые обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

Комментарии

    13.11.2013 Аарон

    Интересная статья. Интересно, существуют ли какие-либо налоговые льготы для нерезидента или налогового агента, когда уплата рассчитанного налога на нерезедента может быть отсрочена или отменена, если, скажем, заем был взят и нерезидента для инвестиционного проекта или др.
    С уважением Аарон

    Ответить

    26.09.2017 Владимир

    Здравствуйте, Елена.

    Мы заключили договор займа с нерезидентом, условная сумма 720 тыс евро. Условия: срок – на 5 лет, под 5% годовых, выплата %% и тела займа – через 5 лет.
    Скажите, пожалуйста, какими налогами нас обложат сегодня? Не дожидаясь выплаты %% и основного долга.
    Если найдете время, просьба ответить.
    Заранее благодарю.

    Ответить

    03.10.2017 Людмила

    Добрый день.
    В случае признания договора займа между российской фирмой и нерезидентом (Кипр) – инвестицией, будет ли признаваться дивидендом и облагаться налогом частичный возврат тела займа, или такой подход применяется только к процентам?

    Ответить

    25.10.2017 Светлана

    Здравствуйте!
    Получили заем от Швейцарской компании, на дату получения займа иностранцы владели 50% акций предприятия. На сегодняшний день иностранцы продали свои акции (0%).
    Вопросы:
    1. Является ли начисление % по займу сегодня контролируемой задолженностью?
    2. По двустороннему соглашению между нашими странами налог с % и дивидендов -10%?
    Заранее благодарю.

    Ответить

    14.11.2018 Ганна

    Заемщик – иностранное лицо из Еревана с процентами по возврату. Есть соглашение об избежании двойного налогообложения с Ереваном (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 (ред. от 24.10.2011) “Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество).
    аким образом будет оплачиваться налог, по какой ставке, и обязательно ли быть налоговым агентом при выплате налога? Или можно предусмотреть в договоре, что лицо само уплачивает налоги? Налог будет 30 процентов? И возможно ли не быть агентом и не уплачивать за него налог?))) Может он сам уплачивать налог?

    Ответить

    15.11.2018 Ганна

    Добрый день, заёмодавец – нерезидент (резидент Армении), заёмщик – юридическое лицо (резидент России), по ст 11 . Соглашения об избежании двойного налогообложения между Арменией и Россией, я так понимаю, налог на проценты составит 10% от валовой суммы процентов? И агентом по удержанию налога должно быть юридическое лицо (резидент России)? Или можно чтобы он сам уплачивал? Если возможно, то какие документы необходимо предоставить нашему юридическому лицу (резиденту России) – заемщику?
    Заранее спасибо за ответ.

    Ответить

    17.01.2019 Аврора

    Добрый день!
    У нас заключен договор займа с компанией (США),100% участвующей в Уставном капитале нашей организации. У нас несколько вопросов в отношении погашения займа и %, а также выплаты налога на прибыль:
    1) Можем ли мы без рисков погасить тело займа, а проценты и дивиденды вместе с налогом на прибыль перечислить позднее?
    2) Какая сторона договора займа должна заниматься апостилированием сертификата резидентства и переводом на русский язык?
    3) Должен ли быть переведен и апостилирован документ, подтверждающий, что прямым бенефициаром является именно кредитор?
    Заранее признательны!

    Ответить

    21.02.2019 Анастасия

    Добрый день!
    Статья очень полезная.
    Позвольте задать вопрос. Наша компания имеет займ от иностранной компании. Согласно условиям предоставления выборки по займу, проценты начисляются ежемесячно, а уплачиваются раз в квартал. НО в прошедшем году мы имели договоренность с взаимодавцем о том, что проценты, причитающиеся к выплате, мы присоединяем в тело кредита. Правильно ли я понимаю, что в данном случае проценты (которые в последствии были отнесены к займу) не будут признаваться расходом?

    Ответить

    30.03.2019 Наталья Нов

    Добрый день,
    есть ли шанс избежать налогообложения по прибыли курсовых разниц по займу с целью выдачи “для инвестиционного проекта” (создание комплекса), а не на пополнение оборотных средств для ведения прочей (текущей) хоз.деятельности с целью получения прибыли от продажи товаров и услуг?

    Ответить

    04.04.2019 Наталья Нов

    Спасибо, нашлось.

    Ответить

    04.04.2019 Наталья Нов

    Не могли бы Вы прокомментировать по этому поводу Письмо Минфина РФ от 18.01.2019 № 03-03-06/1/2333 “……Учитывая, что все расходы организации должны отвечать критериям статьи 252 НК РФ, курсовые разницы, начисленные на обязательства и требования, не связанные с деятельностью организации, направленной на получение дохода, не могут включаться в налоговую базу при расчете налога на прибыль организаций.” Если займ получен не на пополнение оборотных средств для хоз.деятельности, а на долгосрочный инвестиционный проект, значит, курсовые разницы можно не рассматривать как внереализационные доходы/расходы все таки, ведь налоговая сама не будет признавать такие расходы. С доходами сложнее, конечно, будет, скорее всего – наоборот)).

Российские организации, от которых (или в результате отношений с которыми) граждане получают доходы, признаются налоговыми агентами. Они обязаны рассчитывать НДФЛ и удерживать сумму налога непосредственно из доходов граждан при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Датой получения дохода признается день его выплаты. Под выплатой в этом случае понимается в том числе зачисление денег на банковский счет третьих лиц по поручению получателя дохода (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). При этом обязанности налогового агента в такой ситуации организация должна выполнять в отношении именно получателя дохода (человека, с которым у нее есть договорные отношения, например заключен трудовой или гражданско-правовой договор).

По отношению к третьему лицу (не имеющему с организацией никаких отношений), она налоговым агентом не признается. Такой вывод следует из комплексного толкования положений пункта 1 статьи 24, пунктов 1, 4 статьи 226, подпункта 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 сентября 2010 г. № 03-04-06/10-214.

В данном случае уплата налога должна производиться налогоплательщиком (заемщиком) самостоятельно на основании налоговой декларации, поданной в налоговый орган по месту жительства.

Самостоятельно придется платить НДФЛ и тем, у кого возникает материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами, привлеченными у иностранных организаций. Такой доход признается полученным от источников за пределами России. Следовательно, заемщики - налоговые резиденты должны сами определять сумму дохода и отражать его в декларациях по НДФЛ на общих основаниях (подп. 3 п. 1, п. 2, 3 и 4 ст. 228 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 03-04-05/6-221.

У Заемщика от налогообложения освобождается материальная выгода, полученная:

1) по операциям с банковскими картами, полученными от российских банков, в течение установленного договором периода беспроцентного пользования кредитом;

2) по заемным средствам, привлеченным для приобретения (строительства) жилья:

  • по займам (кредитам), предоставленным организациями и предпринимателями на покупку (строительство) жилья и земельных участков под жилыми домами;
  • по кредитам, предоставленным российскими банками на рефинансирование (перекредитование) кредитов, выданных на приобретение (строительство) жилья и земельных участков под жилыми домами (отведенных под строительство);

3) при приобретении (строительстве) жилья и земельных участков под жилыми домами с предоставлением беспроцентной рассрочки по оплате. По сути такая рассрочка тоже является разновидностью займа (кредита) (ст. 823 ГК РФ).

Материальная выгода от экономии на процентах по заемным средствам, привлеченным для приобретения или строительства жилья, а также при беспроцентной рассрочке оплаты приобретенного жилья освобождается от налогообложения, если заемщик имеет право на получение имущественного налогового вычета по расходам на покупку жилья за счет заемных (кредитных) средств. При этом заемщику не обязательно фактически пользоваться правом на имущественный вычет - главное, чтобы такое право было подтверждено (например, уведомлением от налоговой инспекции).

Материальная выгода освобождается от НДФЛ даже в том случае, если заемщик продолжает погашать свои обязательства по займу после того, как имущественный налоговый вычет был полностью использован.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 16 декабря 2014 г. № 03-04-05/64921, от 8 апреля 2014 г. № 03-04-05/15908, ФНС России от 8 августа 2012 г. № ЕД-3-3/2805.

Ответ: Российская организация обязана представить в налоговый орган налоговый расчет о суммах выплаченных иностранной организации доходов, несмотря на то что доходы иностранной организации налогом в РФ не облагаются. В графе "Ставка налога, %" проставляется прочерк, в графе "Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет" — соответственно "0".

Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ доходы от долговых обязательств любого вида, полученные иностранной организацией, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Однако ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами, содержащимися в НК РФ.

Между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр заключено Соглашение от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее — Соглашение). 2 апреля 2012 г. вступил в силу Протокол от 07.10.2010 "О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года" (далее — Протокол), который будет применяться в соответствии со ст. XII Протокола в отношении налоговых периодов, начинающихся первого или после первого января 2013 г., за исключением ст. ст. VII и X. На это также указал Минфин России в Письме от 11.12.2012 N 03-08-05/3.

Согласно п. 1 ст. 11 Соглашения проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, подлежат налогообложению только в этом другом государстве, то есть в рассматриваемом случае только на Кипре.

Пунктом 1 ст. 312 НК РФ установлено, что иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 НК РФ налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. Норма п. 4 ст. 310 НК РФ не делает исключений по представлению информации налоговыми агентами, в случае если они не удерживают налог на прибыль при выплате иностранной организации дохода.

Как указало УФНС России по г. Москве в Письмах от 27.07.2006 N 18-11/1/66229, от 22.08.2005 N 20-12/59294, применение положений международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, не освобождает налогового агента от обязанности предоставления информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждены Приказами МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ и от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 соответственно (далее — Инструкция).

Согласно общим положениям Инструкции налоговый расчет составляется в отношении любых выплат доходов от источников в РФ в пользу иностранной организации. Налоговый расчет составляется в отношении выплат, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, и представляется в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента по окончании соответствующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, российская организация не освобождается от обязанности по предоставлению в налоговый орган информации о суммах выплаченного кипрской организации дохода.

Согласно Инструкции разд. 1 заполняется отдельно в отношении выплат в пользу каждой конкретной иностранной организации, не являющейся банком.

В графах подраздела 1.2 "Расчет суммы налога" (строка 060) указываются сведения, относящиеся к доходам от источников в Российской Федерации, выплачиваемым иностранной организации, и налогам, удержанным с этих доходов.

В графе 8 указывается ставка налога, установленная законодательством РФ о налогах и сборах.

В случае если международным договором РФ установлен льготный режим налогообложения или в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения какой-либо вид доходов в целях устранения двойного налогообложения не подлежит налогообложению в РФ, в данной графе проставляется, соответственно, льготная ставка или прочерк.

В графе 9 "Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет" отражается сумма налога, удержанная из средств, выплаченных иностранной организации, и подлежащая перечислению налоговым агентом в бюджет.

Таким образом, так как российская организация не производит удержание налога при выплате дохода кипрской организации, в графе "Ставка налога, %" проставляется прочерк, в графе "Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет" — соответственно "0".

Российская организация является налоговым агентом по выплате иностранной организации — резиденту Кипра доходов (выплата процентов по договору займа). Иностранная организация представила российской организации документ, подтверждающий, что она имеет постоянное местонахождение на Кипре, заверенный компетентным органом Кипра. В соответствии с международным договором данный доход не облагается налогом в РФ. Необходимо ли российской организации в таком случае (если она не удерживала налог с дохода) сдавать в ИФНС России налоговый расчет о суммах выплаченных иностранной организации доходов? Если да, то каким образом необходимо заполнить графы «Ставка налога, %» и «Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет»?